Работа с одаренными детьми
статья (1 класс) по теме

      Педагогический коллектив МКОУ «Поселковая СОШ» проводит целенаправленную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в начальной школе

      Педагогический коллектив МКОУ «Поселковая СОШ» проводит целенаправленную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

       Различают три группы одаренных детей.         К первой группе можно отнести  «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ  и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким  специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относится достаточно многочисленное количество детей, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой  предрасположенностью  к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.  

     Выявление одаренных детей в нашей школе начинается в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Что же понимается под термином «одаренность»?

     В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Одаренные дети имеют ряд особенностей:  любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, высокой скоростью переработки и усвоения информации.

Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

  В МКОУ «Поселковая СОШ»  разработана программа по выявлению и развитию одарённых детей, целью которой является:

-         Выявление одаренных детей,  начиная с первого класса

-         Создание условий для всестороннего развития одаренных детей

Поставлены задачи:

1)        Развитие целостной картины мира

2)        Развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем

3)        Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской  работе

4)        Развитие способностей к самопознанию.

Немаловажная роль в работе с одарёнными детьми отводится учителю.

Учитель должен быть:

•   Способным к экспериментальной и творческой деятельности;

 Увлечен своим делом

•    Профессионально грамотным;

•    Интеллигентным, нравственным  и эрудированным;

•    Владеть современными  педагогическими  технологиями ;

•     Быть целеустремленным , настойчивым, эмоционально стабильным

•    Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом

Учитель должен  уметь:

•    Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования

•    Работать дифференцированно, осуществлять  индивидуальный поход и консультировать учащихся

•    Стимулировать познавательные  способности учащихся

•    Принимать взвешенные  психолого-педагогические решения

•    Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса

•    Отбирать и готовить  материал для коллективных творческих дел Система работы учителей начальной школы с одаренными учащимися проводится по следующим направлениям:

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Методы работы:

-    Личностно-ориентированный подход

-   Деятельностный подход

-    Проблемный диалог

-   Постановка учащимися целей урока

-   Опорный конспект

-   Информационно-коммуникационные технологии,

-   Алгоритм на уроках как форма организации знаний учащихся

-  Исследовательская деятельность

-   Проектная технология

 

    - Кружковая работа

- Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель

-  Участие 3-4-х кл. в школьной  научной конференции «Эрудит» с защитой учебных проектов

     -  Участие в олимпиадах разного уровня

-  Участие в творческих конкурсах разного уровня

- Участие в традиционных школьных праздниках

- Выставки творческих работ

 

Предполагаемые результаты реализации программы:

  • Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
  • Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;
  • Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
  • Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции);
  • Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
  • Создание индивидуальных образовательных программ;
  • Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;
  • Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

С целью реализации программы уже с первого класса со всеми учащимися учитель  проводит тестирование, наблюдает, исследует  потенциал и  уровень развития каждого  ребёнка.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету, который  способствует развитию творческих способностей.

В  системе современного развивающего обучения неотъемлемой частью  являются исследовательские работы.  Непосредственно на уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать.  И уже с 3 класса наши дети участвуют в школьной научной конференции.

На уроках литературного чтения  и русского языка дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно.  Учителя начальных классов Трофимова С.И. и Колесник О.В. ведут коллективную работу по  оформлению сборника   сочинений под названием «Маленькое чудо». Дети сами становятся авторами, пишут прекрасные сочинения, в которых делятся своими мыслями. Некоторые из них пишут стихи.

Результатом работы является участие детей в школьном этапе Фестиваля риторики, а затем и в районном, где ученица 4 класса Астапова Анастасия заняла I место.

Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются школьные  предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности  в любой научной  области. Дети пробуют создавать  предметные газеты, составляют сами кроссворды, придумывают загадки, ребусы. С удовольствием  принимают участие  в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.

Наиболее активные дети участвуют в общероссийских олимпиадах. Это  способствует выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности.

Во внеурочной деятельности учащиеся начальных классов могут проявить свои способности, посещая занятия кружков: «Затейник», «Мир ПК», «Акварель», «Народная песня», «Спортивный», «Цветик-семицветик», «Оч.умелые ручки»

    Занятия кружка «Мир ПК» не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось.
          Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет и никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу. Участники подобных групп зачастую становятся затем победителями школьного интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности».

Благодаря тому, что наши дети имеют возможность  посещать занятия эстетического направления с первого класса, 4 человека  играют на разных музыкальных инструментах.

Часть наших детей посещают хор -  поют  народные песни.

В итоге  они выступают на школьных праздниках.

В школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям стало творческое проектирование. В третьем классе учащиеся были участниками социального проекта «Поделись теплом родного очага». Активно участвовали в проведении концерта для пожилых людей поселка. А в 4 классе решили уже сами стать инициаторами социального проекта «От сердца к сердцу...».

   Актуальность проекта выявили, изучив социальные проблемы живущих рядом людей. На их взгляд, самыми незащищенными оказались пожилые дедушки и бабушки, и у них возникло желание поделиться теплом сердец с одинокими людьми, волей судьбы оказавшимися в трудном положении. Оказалось, что такая активная гражданская позиция присуща как педагогам, так и учащимся, да и их родителям тоже. Ребятам захотелось внести свою лепту в решение этой проблемы. Пусть пожилые почувствуют, что о них заботится не только государство, но и дети. Конечно, они не решат проблему в глобальном масштабе, но постараются обогреть души тех пожилых людей, которые находится рядом, привлечь внимание сверстников и общественности к этому вопросу.

Итогом этого проекта стало создание  отряда  милосердия «Капелька», члены которого оказывают посильную помощь одиноким пенсионерам.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе

Учащиеся начальных классов МКОУ «Поселковая СОШ» принимали участие и интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня:

-  во всероссийской интеллектуальной игре «Эрудит»;

-  в районном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края - гражданин России»;

 - в районном конкурсе «Храмы Воронежского края» Гаврилов Кирилл занял 2 место в номинации «Живопись, графика» и стал дипломантом областного историко-литературного конкурса «Храмы Воронежского края»;

- в районном творческом конкурсе «Мир заповедной природы» ученица 3 класса Чернова Ольга заняла 3 место в номинации «Мягкая игрушка»;

- в районном конкурсе «Наследники Юрия Гагарина» ученица 3 класса Чернова Ольга заняла 3 место в номинации «Рисую космос»

Это и есть результат работы с одаренными детьми.

Осуществление программы по работе с одарёнными детьми создаёт комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, позволяет снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, что даст основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.

     Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.  Всё будущее страны, по словам президента РФ Путина В.В., связано с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....