Как завладеть детским вниманием
статья по теме

Рычкина Наталья Александровна

Статья посвящена актуальному и важному вопросу в педагогической практике - как завладеть детским вниманием. Автор предлагает несколько способов разрешения этой ситуации. Основной акцент сделан на природном внимании детей, способности детей к кратковременной максимальной концентрации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zavladet_detskim_vnimaniem.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как завладеть детским вниманием

Как направлять детское внимание в нужную сторону с помощью естественной любознательности, а не командными окриками? Мы предлагаем ориентироваться на природную восприимчивость детского сознания. 

Концентрация внимания стимулирует продуктивную работу памяти – мощного драйвера познания. Конечно, качество внимания зависит от многих «неизменяемых» факторов, таких например, как пол или состояние лобной доли головного мозга, но навыки внимательности можно и нужно воспитывать с детства. Мы можем «тренировать» эти способности нашего сознания с помощью регулярных практик музыкальных упражнений.


Ученые заметили, что если мы обращаем внимание на что-то добровольно, просто в силу интереса к объекту, то наш мозг тщательнее разбирается в предмете и лучше запоминает полученные данные. Поэтому попытки педагогов включить детское внимание «по команде» не просто неэффективны, но и вредны.   

Существует два типа внимания. «Биологическое внимание» позволяет нашему виду выжить в изменчивой среде обитания, чутко реагируя на все изменения во внешнем мире. Мы замечаем резкие движения (когда объект движется на нас), сильные эмоции (которые взрывают прежнее спокойствие), громкие звуки, неожиданную опасность.

Внимание второго типа приобретается, возникает в процессе образования. Сосредоточенность такого рода позволяет музыканту играть по своим нотам в шумном помещении, а ребенку – успешно учиться, «блокируя» ненужные восприятия.

 Детям, как правило, больше нравятся «помехи»: например, ученик должен внимательно изучать нотную грамоту, но из окна он видит играющих во дворе детей. Он старается разглядеть этих ребят и понять, почему они играют, когда он сидит в душном классе. В это время раздается команда учителя «Будь внимательнее!». Ученик неохотно возвращается к своему заданию. Вдруг он вспоминает о встрече с девчонкой из своего класса и пытается поймать ее взгляд. Снова звучит строгий голос учителя «Я сказал, внимательней!». Ученик снова опускает глаза, проклиная гнетущий контроль. 

Мы видим, что внимание у нашего ученика включено и активно работает, но не в том направлении, в каком хотелось бы учителю. Ребенок отвлекается на самые сильные для него раздражители во внешней среде. Помните, мы все обречены природой откликаться на мощные воздействия извне! Проблема в том, как научиться управлять «природным» вниманием, и фокусировать его в нужном направлении. Как это сделать: 

1) научить ребенка выбирать объекты для внимания, блокируя посторонние «увлечения» 

2) использовать естественную активность детского сознания для достижения поставленных целей.

Первый путь прост, но не легок. Он требует упорных тренировок, а также четкого различия между «важными» объектами  и теми, которыми можно пожертвовать. Кроме того, природные особенности многих детей осложнят реализацию этой методики. Совсем иначе дело обстоит тогда, когда учителя или родители стремятся использовать врожденное детское любопытство. 

Никогда не стоит забывать о том, что каждое их действие в классе каким-либо образом отмечается в сознании учеников.  Используйте активность детского внимания в своих целях и любые чудеса станут возможными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание! Детская агрессия.

О детской агрессии....

ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ…

«Наше внимание — наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях.» Павел ДуровВниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объекта...

Статья «Популярные детские игры из США и Великобритании, как средство развития памяти и внимания у младших школьников» в рамках занятий по внеурочной деятельности.

В статье приведены примеры веселых и полезных игр, которые можно использовать на занятиях английским языком в рамках внеурочной деятельности....

Педагогические условия повышения культуры детского внимания.

правилами поведения, как и умением учиться, дети овладевают не все одновременно и не все одинаково легко....

Внимание! Детский травматизм.

Сценарий познавательной беседы для младших классов о детском травматизме....

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Особенносим внимания, причины отвлекаемости, виды нарушения внимания....