Программа по внеурочной деятельности Многоцветные кружева родного края
рабочая программа по теме
Программа по внеурочной деятельности Многоцветные кружева родного края
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Утверждаю » Директор ГБОУ СОШ «Центр образования»пос.Варламово ______________ Кавелина Т.П.. Приказ № ____ от «___» ____2013г
| Рекомендовано Рабочей группой по введению ФГОС протокол №___ от «____» _________ 2013 года |
Рабочая программа
по духовно-нравственному направлению
«Многоцветные кружева родного края»
(внеурочная деятельность)
Срок реализации программы: 2 года
Программа рассчитана на детей 9-10 лет
Титова Е П., учитель начальных классов
второй квалификационной категории
2010 г
Программа по внеурочной деятельности
«Многоцветные кружева родного края»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Многоцветные кружева родного края» для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
7.Учебного плана ГБОУ СОШ «Центр образования» пос Варламово на 2013-2014 учебный год.
Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает на его начальной ступени.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Воспитание не должно быть сведено к проведению мероприятий, отделено от деятельности ребенка в школе, семье, в группе одноклассников, от социального окружения, от получения важной информации и жизненных навыков. Воспитание не должно быть изолировано от мира взрослых, мира старших детей.
Чтобы не нарушать механизмы воспитания необходимо сохранять и развивать связи между поколениями, растить уверенного в своих силах человека, учить доверять другим людям, ориентироваться в обществе и жизни, воспитывать только в совместной деятельности детей и взрослых, детей с детьми (сверстниками, подростками), учить стремиться расширить свой кругозор, повышающий социальный опыт.
Негативные жизненные наблюдения, неуважение к старшим, незнание истории семьи, родного города, своей страны придают этому направлению
Воспитания особую актуальность. Актуальной также является воспитательная работа, дающая возможность научить ребенка сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в группах, быть толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать, свободно излагать свою точку зрения. Поэтому программа направлена на становление основ гражданской идентичности и формирование мировоззрения, духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие обучающимися национальных ценностей.
Программа разработана в качестве инструмента познания своей малой родины. Многоцветные кружева – это человеческие судьбы, название улиц города, села, мир семьи, красота природы, история имени и фамилии, кружева камней, речная паутина, озерная вязь, орнаменты леса. Это – активное включние родительского коллектива в воспитательный процесс, в том числе коллектива старшего поколения.
Программа предназначена для учащихся первой ступени, рассчитана на 4 года реализации.
На реализацию программы отведено 34 часа в год, 1 час в неделю
Цель программы – содействие становлению личности младших школьников, развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины.
Задачи программы
- развивать познавательный интерес к истории своей семьи, улицы, города, села, страны, страны, углубляя и обогащая
- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события, происходившие в родном крае, с временной лентой развития России
- формировать умения использовать дополнительные источники информации , находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, отличать реальные исторические события от вымыслов.
- создавать комфортную обстановку в учебном коллективе средствами программы.
Для успешной реализации программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива
- принцип природосообразности
- принцип прогностичности
- принцип индивидуализации и дифференциации
- принцип рефлексивности
- принцип культуросообразности
В результате реализации программы для воспитанников созданы условия, которые содействуют развитию индивидуальных и творческих способностей, усвоению нравственного, духовного, исторического и эстетического опыта поколений на основе активного использования культурного наследия малой родины. Данная программа обеспечивает на межпредметной основе углубление знаний, полученных в рамках учебных предметов, а также способствует развитию метапредметных способов действий обучающихся.
Программа ориентирована на становление таких личных характеристик выпускника, как: любящий свой народ, свой край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любознательный, активно изаинтересовано познающий мир доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
1-й год реализации
Прогнозируемый воспитательный результат
- знают историю своей семьи, её традиции, реликвии,генеалогию
-имеют представление об истории своего дома, улицы
Прогнозируемый воспитательный эффект
- бережное отношение к реликвиям семьи, потребность сохранить их для других поколений
-формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям семьи,
-мотивация интереса к семейным традициям и ценностям
2-й год реализации
Прогнозируемый воспитательный результат
- знают историю и традиции своего образовательного учреждения, знакомы с историей школы
- знаю и соблюдают нормативно-правовые документы образовательного учреждения , касающиеся их непосредственной деятельности
- имеют представления о значительных достижениях школы, её выпускников
-владеют элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок
Прогнозируемый воспитательный эффект
-формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям школы
-осознание личной сопричастности к истории школы, гордости за её достижения
-в отдаленной перспективе личный вклад в развитие школы как в качестве ученика, как и в качестве будущего родителя
3-й год реализации
Прогнозируемый воспитательный результат
-знают основные события в истории развития родного города, села
- знают основные легенды о происхождении названия родно города, села
-знают исторические и архитектурные памятники родного города, историю их создания и назначения
-знают великих мастеров, прославивших город, село, имеют представление об их биографии и творческом пути,
-имеют представления о памятниках природы района, флоре и фауне
-владеют основами групповой проектной деятельности
- имеют представление о значительных достижениях города, села
- продолжают овладевать элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок
Прогнозируемый воспитательный эффект
- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям района
- осознание личной сопричастности к истории родного города, села, гордости за великие достижения
- в отдаленной перспективе личный вклад в развитие города
4-й год реализации
Прогнозируемый воспитательный результат
-имеют представление об уникальности родного края как части России
-владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности
-умеют общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал
- умеют вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу
- имеют представления о произведениях искусств родного города
- имеют представление о вкладе родного края в развитие России
-продолжают овладевать элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок
Прогнозируемый воспитательный эффект
- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям города и района как части России
-осознание личной сопричастности к истории страны, гордости за великие достижения
-проявление активной жизненной позиции
Учебно-тематический план
3 класс
Тема»И в мозолистых ладонях мастерство своё несли…»
Цель: знакомство с историей города, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение, градообразующих предприятий, памятниками города, творчеством народных мастеров- умельцев, историей промыслов
Задачи:
Обогатить понятие «город» историческим, экологическим, экологическим и культурным содержанием
-наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать формированию личностного отношения к улице как к общественному достоянию
-учить моделировать исторические связи между улицей и человеком, живущим на ней
-познакомить с историей градообразующих предприятий города через изучение творчества великих мастеров, живущих на ней
-познакомить с историческими и архитектурными памятниками города, населенного пункта.
Тематический раздел Мой город
№п\п | Тематический блок | Тема занятия | Форма поведения | Ключевые слова | Внешние связи | Участники | Ответственные | Итоговое мероприятие |
1 | Тематический блок 1 «Моя малая родина-мой город(село)» -обогащение понятия «малая родина» духовным , культурологическим и | Что такое малая родина? | Час общения | Легенда, век норов, квартал, почётный гражданин, озёра, канал, ключи, пристань, лес, поле, воздух, флора, фауна, экспедиция, Красная книга | Краеведческий музей, градообразующие предприятия, литературное объединение поэтов и композиторов, природная зона, заповедник | Классный руководитель совместно с родителями и учащимися класса | Классный руководитель, экскурсовод, родительский комитет, учащиеся класса | Участие в научно-практической конференции учащихся школы с представлением результатов проектной деятельности через исследовательскую деятельность «Мой город» |
2-3 | Карта города | Исследование | ||||||
4-5 | Там работают наши родители | Экскурсия, презентация | ||||||
6-7 | Памятники города | Презентация - фоторепортажей | ||||||
экологическим содержанием -создание условий для практической ориентации в окружающем пространстве – улица, микрорайон, населенный пункт | ||||||||
8-9 | Красота и загадки архитектуры | Фотовыставка, исследование | ||||||
10-11 | Дворец культуры – где он? | Экскурсия | ||||||
12 | Викторина «Моя малая родина-мой город(село)» | Викторина | ||||||
13-14 | Тематический блок 2 «Эта улица мне знакома» -наполнение понятия «улица» культурологическим содержанием,содействие личностного отношения к улице как к своеобразному продолжению своего дома | Пройду-ка я по улице | Экскурсии | |||||
15-16 | Что ни город, то норов | Час общения | ||||||
17-18 | Создание проекта «Я – купец» | Исследование | ||||||
19 | ||||||||
Защита проекта «Я – купец» | Защита проекта | |||||||
20-21 | Тематический блок 3 «Голубое кружево озёр» -побуждение эмоционально-ценностного отношения к природному наследию родного края -развитие умения видеть прекрасное в окружающем мире | Озёрный край | Исследование | |||||
Голубые нити | Презентация | |||||||
22-23 | ||||||||
24 | ||||||||
Конкурс рисунков «Реки и озера нашего края» | Конкурс рисунков | |||||||
25-26 | Тематический блок 4 «Живые узоры леса» -содействовать формированию личностного сознания как части окружающей среды и бережного отношения к ней | Особенности географической зоны | Заочная «экспедиция» | |||||
27-28 | Флора и фауна | Исследование | ||||||
29 | Создание проекта «Красная книга родного края» | Создание проектов | ||||||
30 | Выбор темы исследования | |||||||
31-32 | Последовательное выполнение проекта | |||||||
33 | Защита проекта | |||||||
34 | Конференция «Мои проекты» |
Календарно- тематическое планирование
3 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Форма проведения |
Тематический блок 1 «Моя малая родина-мой город(село)» 12ч | |||||
1 | Что такое малая родина? | 1 | 1 | Час общения | |
2-3 | Карта города | 2 | 1 | 1 | Исследование |
4-5 | Там работают наши родители | 2 | 1 | 1 | Экскурсия, презентация |
6-7 | Памятники города | 2 | 1 | 1 | Фотовыставка, исследование |
8-9 | Красота и загадки архитектуры | 2 | 1 | 1 | Экскурсия |
10-11 | Дворец культуры – где он? | 2 | 1 | 1 | Экскурсия |
12 | Викторина «Моя малая родина-мой город(село)» | 1 | 1 | Викторина | |
Тематический блок 2 «Эта улица мне знакома» 7ч | |||||
13-14 | Пройду-ка я по улице | 2 | 1 | 1 | Экскурсии |
15-16 | Что ни город, то норов | 2 | 1 | 1 | Час общения |
17-18 | Создание проекта «Я – купец» | 2 | 1 | 1 | Исследование |
19 | Защита проекта «Я – купец» | 1 | 1 | Защита проекта | |
Тематический блок 3 «Голубое кружево озёр» 5ч | |||||
20-21 | Озёрный край | 2 | 2 | Исследование | |
22-23 | Голубые нити | 2 | 1 | 1 | Презентация |
24 | Конкурс рисунков «Реки и озера нашего края» | 1 | 1 | Конкурс рисунков | |
Тематический блок 4 «Живые узоры леса» | |||||
25-26 | Особенности географической зоны | 2 | 1 | 1 | Заочная «экспедиция» |
27-28 | Флора и фауна | 2 | 1 | 1 | Исследование |
29 | Создание проекта «Красная книга родного края» | 1 | 1 | Создание проектов | |
30 | Выбор темы исследования | 1 | 1 | Создание проектов | |
31-32 | Последовательное выполнение проекта | 2 | 2 | Создание проектов | |
33 | Защита проекта | 1 | 1 | Создание проектов | |
34 | Конференция «Мои проекты» | 1 | 1 | Участие в конференции | |
Итого | 34 | 15 | 19 |
Формы работы: беседы, фотовыставки, конкурс рисунков, викторины, экскурсии, проектная деятельность , исследования, посещение музеев, выход на природу, участие в научной конференции.
Прогнозируемый воспитательный результат
-знают основные события в истории развития родного города, села
- знают основные легенды о происхождении названия родно города, села
-знают исторические и архитектурные памятники родного города, историю их создания и назначения
-знают великих мастеров, прославивших город, село, имеют представление об их биографии и творческом пути,
-имеют представления о памятниках природы района, флоре и фауне
-владеют основами групповой проектной деятельности
- имеют представление о значительных достижениях города, села
- продолжают овладевать элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок
Прогнозируемый воспитательный эффект
- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям района
- осознание личной сопричастности к истории родного города, села, гордости за великие достижения
- в отдаленной перспективе личный вклад в развитие города
- Мониторинговая карта
|
| Прогнозируемый воспитательный результат |
| Прогнозируемый воспитательный эффект |
|
|
| -знают основные события в истории развития родного города, села - знают основные легенды о происхождении названия родно города, села -знают исторические и архитектурные памятники родного города, историю их создания и назначения -знают великих мастеров, прославивших город, село, имеют представление об их биографии и творческом пути, -имеют представления о памятниках природы района, флоре и фауне -владеют основами групповой проектной деятельности - имеют представление о значительных достижениях города, села - продолжают овладевать элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок |
| - формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям района - осознание личной сопричастности к истории родного города, села, гордости за великие достижения - в отдаленной перспективе личный вклад в развитие города |
|
Методическое обеспечение курса «Многоцветные кружева родного края»
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2010 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з-3 издание –М., 2011 Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2011 | Н.Овчинников «Древа ветвь плодоносящая», Сызранское полиграфобъединение,2001 г «Самарская Лука», сост Толкач М.Я, Куйбышевское книжное издательство1990 «Но прошлое в нас не уснуло» Г.Журлова Сызранское полиграфобъединение, 2004
|
Алгоритмы деятельности | Положение о конкурсах, проектах | Алгоритм подготовки и представления презентаций, фотовыставок, оформления проектов |
Контрольно-измерительные материалы | Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2010 | Проекты, фотовыставки |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Условия проведения | Средства технического оснащения |
Кабинет № 1, 27 посадочных мест, медиатека – 25 посадочных мест | Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, колонки, интернет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" 4 класс
планирование по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" 4 класс...
Программа по внеурочной деятельности «Многоцветные кружева родного края»
В настоящее время среди детей наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в образовательных учреждениях является одним из основных источников обогащения обучающихся зн...
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" "Я и мои одноклассники"
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" "Я и мои одноклассники"...
Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" "Я и мои одноклассники"
Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" "Я и мои одноклассники"...
Опыт работы "Реализация программы по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края""
Опыт работы "Реализация программы по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края""...
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" для 3 класса
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" для 3 класса разработана в соответствии с целями и задачами ООП ...
Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" - "Безенчукский район"
Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" - "Безенчукский район"...