« Дружба»
методическая разработка (4 класс) по теме
Данный урок по счёту в модуле 14-й. В результате обучающиеся смогут:
- сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы.
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.
- приобретут навыки работы в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drughba_iurkina.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока №14 на тему:
« Дружба»
(модуль «Основы светской этики»)
Основная идея курса «Основы религиозных культур и светской этики» - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; развитие личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков, этических чувств как регулятор морального поведения.
Данный урок по счёту в модуле 14-й. В результате обучающиеся смогут:
- сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы.
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.
- приобретут навыки работы в сотрудничестве.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, способов разрешения социальных ситуаций. Особого внимания заслуживает вопрос дружбы, так как дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радости и огорчения.
План-конспект урока №14
Тема программы: модуль «Основы светской этики» | ||||
Тема урока : Дружба (урок 14) | ||||
Цель: Цель: формирование нравственных качеств обучающихся (умение дружить, беречь дружбу) | ||||
Задачи | Обучающие: содействовать формированию представлений о дружбе, показать важность истинных друзей в жизни человека. | |||
Воспитывающие: способствовать воспитанию уважения друг друга. | ||||
Развивающие: развивать умения аргументировать свою точку зрения, коммуникативные качества. | ||||
Тип занятия | Вид занятия | Метод обучения | Форма занятия | Средства обучения |
Изучение нового материала
| Виртуальная экскурсия, урок-путешествие по городу Дружбы | Словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный | Индивидуально- групповая, фронтальная
| Дидактические материалы: |
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, изобразительное искусство
Основные термины и понятия: добродетельные отношения, дружба, избирательность, бескорыстность.
Информационная карта урока 14
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | |
(читает стихотворение) |
|
2. Актуализация знаний | |
2.1. Предлагает отправиться на экскурсию в город Дружбы.
| 2.1. Предполагают, кто может там жить
2.2. Записывают тему урока |
3. Постановка учебной задачи | |
З.1. Читает отрывок стихотворения «Монолог о дружбе» Л.Измайлова. 3.2. Игра «Мозговой штурм» (работа над понятием «дружба» | 3.1. Слушают или читает один из учеников этот отрывок. 3.2. Работа в группах, обсуждение «Дружба – это…» |
4. Открытие нового знания. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | |
4.1. Проблемная ситуация: Работа по учебнику, группам даётся три проблемы - найти ответы на вопросы. 4.2. Ознакомление с определением «дружбы» из толкового словаря. | 4.1. Работа в группах, ответы на поставленные вопросы. 4.2. Сравнивают со своими ответами Записывают определение в тетрадь |
5. Первичное закрепление | |
5.1. Проверяет детей на знания пословиц о дружбе. 5.2. Игра «Собери пословицу» 5.3 Динамическая пауза - игра «Мы и друзья». Читает стихотворные строчки 5.4. Даёт задание группам – составить правила дружбы 5.5. Представляет эти правила у жителей города Дружбы 5.6. Знакомит детей с тем как дружат животные. Читает стихотворение и показывает слайды | 5.1. Вспоминают и называют пословицы о дружбе 5.2. Игра «Собери пословицу» 5.3. Выполняют задания-движения 5.4 Составляют на листочках правила дружбы группой (приложение 2) 5.5 Сравнивают со своими правилами 5.6. Воспринимают информацию |
6. Итог занятия | |
7.1. Проводит итог урока, задавая вопросы 7.2. Даёт домашнее задание: нарисовать плакат «Дружба», Показывает примеры 7.3. Показывает сюрприз от жителей города Дружбы - клип 7.4. Организует рефлексию. Детей поблагодарить за творческое сотрудничество на занятии. Задаёт вопросы. Предлагает им подарить символы дружбы тем, с кем бы они хотели подружиться 7.5. Тест-игра «Давай дружить» | 7.1. Отвечают на вопросы, делают выводы 7.2. Записывают дом. задание, знакомятся с образцами плакатов 7.3. Просматривают клип «Дружба»
7.4. Проводят рефлексию: Отвечают на вопросы. Дарят символы дружбы. 7.5. Участвуют все группы |
ХОД УРОКА
| |
1.1 Организационный момент | Дети распределены на 3 группы – Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …» |
1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность Презентация Слайд 1 | – Послушайте стихотворение и определите тему урока. Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг, Всегда ему надежный друг В беде протянет руку. (О дружбе - по щелчку появляется тема урока ДРУЖБА) - Верно. Запишите в тетради тему урока - О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. (переход к слайду 2 по щелчку) |
Слайд 2 | - Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. (переход к слайду 3 по щелчку) |
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся Слайд 3 | А отправимся мы с вами на экскурсию в город Дружбы. - Как вы думаете, кто может жить в этом городе? (номера домов – гиперссылки (курсор в виде ладошки - нажмать в режиме показа) (Переход по гиперссылке на домике 1 к слайду 4) |
2. Основной этап | |
2.1.Изучение нового материала Слайд 4 | Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе». Что такое дружба? Каждый знает. |
Мозговой штурм «Дружба – это …». Работа над понятием «дружба». | Детям предлагается подумать над вопросом: - Так что же такое – дружба? И зачем она нужна людям? После небольшого размышления обучающиеся высказывают свои мысли. «Дружба – это …»
-А сейчас мы проверим ваши догадки в учебнике на стр 32-33 |
Работа по учебнику с. 32-33 Работа в группах Слайд 5 | - Прочитайте текст в учебнике 1-я группа в первом абзаце найдёт ответ на первый вопрос: «Какие отношения существуют между людьми и какими они должны быть?» (родственные, служебные, соседские - должны быть добродетельными) 2-я группа во 2, 3 и 4 абзаце найдёт отличительные черты дружеских отношений (запишем в тетрадь при ответе детей: избирательность и бескорыстность дружбы) 3.я группа ответит на вопрос: что объединяет друзей? (запишем в тетрадь: взаимная симпатия и общность интересов) (Переход на слайд 6 по значку) |
Слайд 6
| - В толковом словаре С.И. Ожегова: ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью - Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. -Запишем определение дружбы в тетрадь. -Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своем. - Зачем дружба нужна людям? - Кого вы называете своими друзьями? - Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените? - Подберите однокоренные слова к слову «дружба» - Каких друзей нам хотелось бы иметь? - А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе) - Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить? (Переход на слайд с городом Дружбы по значку |
2.2. Закрепление и применение знаний Слайд 7 Игра «Собери пословицу» | - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие вы знаете? (дети называют) -Жители города предлагают вам поиграть – собрать пословицы. (Переход по гиперссылке на домике 2 к слайду 7) - Проведём игру «Собери пословицу» (первая часть пословиц появляется автоматически, вторая часть -по щелчку) Старый друг лучше новых двух. Друг познается в беде. Нет друга – ищи, а найдешь – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Вместе тесно, а врозь скучно. Нет друга, так ищи, а нашел так береги. Все за одного, а один за всех. Дружба – как стекло: сломаешь – не починишь. (Переход на слайд с городом Дружбы по значку -Старинная поговорка гласит: чтобы иметь хороших друзей надо самому быть хорошим другом. Как вы понимаете это высказывание? Что значит, быть хорошим другом? (высказывания детей) |
Динамическая пауза «Мы – друзья» игра | -Выходите все и становитесь в круг Встаньте, дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг, Пусть будет шире Дружбы круг. В кругу стоят друзья твои, Ты им улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу) Слева друг и справа друг, А вместе это Дружбы круг, Другу справа руку пожми, Передай ему тепло твоей руки. (Дети пожимают руку тому, кто справа) Много в мире нужных вещей, Но друга иметь – намного важней. Нет пословице, ребята, верней, Той, что гласит «Имей СТО друзей». Пусть растёт и ширится Дружбы круг, Чтоб рядом был верный друг. |
Составь правила дружбы Работа в группах Слайд 8 | - Попробуйте сейчас группой сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом. (Ребята в группах, на отдельных листах, записывают 3-4 пр) (Приложение 2) - А теперь посмотрим, какими правилами пользуются жители Города Дружбы (Переход по гиперссылке на домике 3 к слайду 8) Могут дети назвать примерно такие правила: Не выдавать чужие секреты; Всегда быть откровенным с другом; Не бойся попросить прощения; Не груби; Не надо менять друзей; Надо быть постоянным в дружбе; Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим; Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись! Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал). Радоваться вместе с другом его успехам; предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи; Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций; Защищать друга. (Переход на слайд с городом Дружбы по значку |
Как животные дружат Слайды 9-14 | Учитель читает стихотворение – Что такое дружба?– спросила я у птицы. – Это когда коршун летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: – Что такое дружба? – Это когда зайцу лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки: – Дружба – что такое? – Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девчонок не обижают. Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети. -В нашем городе ДРУЖБЫ есть замечательный зоопарк, заглянем туда и посмотрим как же дружат животные! (Переход по гиперссылке на домике 4 к слайду 9) (Переход на слайды 10, 11, 12, 13, 14 по значку) (Переход на слайд с городом Дружбы по значку |
3. Заключительный этап урока | |
3.1. Итог урока Слайды 15-18 | - На чём должна основываться дружба? (Переход по гиперссылке на домике 5 к слайду 15) - Что может разрушить дружбу? (Переход на слайд 16 по значку) - Сформулируйте главное правило дружбы! (Переход на слайд 17 по значку) (Переход на слайд 18 по значку) Друг- (Переход на слайд с городом Дружбы по значку Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. |
3.2. Домашнее задание Слайды 19, 20 | -Нарисуйте плакат «Дружба» (Переход по гиперссылке – примеры плакатов) |
Клип Фрагменты м/ф | - А жители города Дружбы приготовили для Вас сюрприз (Переход по гиперссылке ) |
3.3. Рефлексия | - Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? - О чём заставил задуматься? -У вас на столах лежат рисунки-символы друзей (Приложение 1) Подарите их тем ребятам, с кем бы вы ещё хотели сдружиться |
Тест-игра «Давай дружить» | (Переход по гиперссылке на домике 5 к тесту-игре «Давай дружить») Этот тест можно использовать на этом уроке или на следующем – в начале урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"
Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго" и фильмом "Мы вмес...
урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»
Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....
«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.
Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе....
"Друг,дружба,законы дружбы"
Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....
Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"
Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....