Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы)
статья (4 класс) по теме

Елисеева (Коткина) Мария Ивановна

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, к родному краю, чувство  доброты, товарищества, коллективизма. Основная задача учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы направить все усилия на организацию и воспитание хорошего дружного коллектива, чтобы каждый ученик был активным участником в борьбе за глубокие, прочные знания. Задача бесспорно трудная и очень ответственная, и начинаю я её осуществлять с первого дня, как только ребёнок переступил порог школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_institute.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, к родному краю, чувство  доброты, товарищества, коллективизма. Основная задача учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы направить все усилия на организацию и воспитание хорошего дружного коллектива, чтобы каждый ученик был активным участником в борьбе за глубокие, прочные знания. Задача бесспорно трудная и очень ответственная, и начинаю я её осуществлять с первого дня, как только ребёнок переступил порог школы. Василий Александрович Сухомлинский – великий русский педагог- мыслитель писал: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Её всестороннее развитие, нравственное совершенство- вот высшая цель воспитания. Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек». …Что  упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер жизни ребёнка! Поэтому, одной из главных задач учителя начальной  школы является воспитание потребности в прекрасном. Все дети способны эстетически воспринимать природу.  «Слепота» их по отношению к природе – результат отсутствия должного воспитания.

« Через красивое- к человеческому- такова закономерность воспитания»,- говорил В.А.Сухомлинский. Педагогической науке известны многие способы привития детям любви к природе. Но, пожалуй, особое место среди них занимают наблюдения в природе, экскурсии- прогулки с учащимися.Чтобы правильно охранять природу, надо её хорошо знать .Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много полезного для развития внимания и наблюдательности детей, стремление проникнуть в тайны природы.

С самого первого класса я стараюсь научить детей наблюдать за природными явлениями и чувствовать природу. Из окна класса мы восхищались восходом солнца, наблюдали за зимней зарёй, за небом. Уметь увидеть красоту утреннего неба - это искусство, и этому надо учиться. Для меня огромная радость, когда не я, а обращают внимание на быстро меняющиеся краски утренних облаков, на яркое солнышко, на красиво падающий  хлопьями снег…

Экскурсии на Левженский склон я провожу с детьми, начиная с первого класса, с каждым выпуском. Это уникальное место в нашей республике, участок  степной  растительности .Многие растения, произрастающие  здесь, занесены в Красную книгу Мордовии и России. На таких экскурсиях дети учатся беречь и понимать природу, а , значит, становятся духовно богаче, добрее не только к природе, но и друг к другу. Дети начинают смотреть на природу другими глазами, становятся активными защитниками природы.

Особую роль в воспитании бережного отношения к природе играют внеклассные мероприятия. Мы провели открытое внеклассное мероприятие «Защита времён года». За две недели до мероприятия была вывешена газета под названием: «Когда мы родились?» Дети записали под соответствующим временем года свою фамилию и имя. Обязательное условие : рядом  с написанными данными нарисовать атрибут этого времени года. Наиболее часто повторяющийся знак стал эмблемой команды. Дети нарисовали эмблемы, придумали приветствие соперникам, выучили стихи, песни, подготовили сценки под руководством учителя.

Это мероприятие, я считаю, помогло детям узнать больше о своём времени года, когда они родились, научило детей отвечать не только за себя, но и за своего товарища, свою команду, т. е.  прививать навык коллективной работы. Оно способствовало воспитанию добросовестности, ответственности при выполнении порученных заданий, развитию внимания, мышления, речи и, наконец, воспитанию бережного отношения к природе и развитию творческой деятельности детей.

Важным моментом в жизни нашего класса стало « Посвящение в экологи». В апреле прошлого года в торжественной обстановке старшеклассники- зеленомировцы посвящали весь наш класс  в юные экологи. Была проведена определённая подготовительная работа: дети искали поговорки, пословицы, стихи о природе, животных, нарисовали своих питомцев, принесли их фотографии, написали сочинения « Мой домашний питомец», приготовили вместе с родителями презентации, выучили песенку- гимн Защитников природы.

Детей с этим важным событием поздравила Лёвина Г.В.- заведующий отделом, педагог дополнительного образования, работающая в « Республиканском Центре дополнительного образования детей»

 Галина Васильевна занимается с детьми в кружке. На занятиях кружка Г.В. Лёвина помогает ребятам взглянуть на мир с разных точек зрения. Дети учатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений Мордовии, любить, ценить и оберегать окружающую их природу (Слайд 17)                                                                                                      

 Проводят  исследования, и как итог –  участие в научно-практических конференциях. Исследовательская работа на тему: «Влияние стимуляторов на рост и развитие декоративных комнатных растений .

Галина Васильевна проводит интереснейшие занятия с учащимися моего класса и это тоже вклад по становлению всесторонне развитой творческой личности, каждого ребёнка моего класса.

Хочется ещё рассказать о работе учащихся на пришкольном участке, которую мы проводим с апреля месяца, а потом  в выпускных классах выполняем исследовательскую работу. Тема нашей работы была: «Влияние сроков посева семян свёклы столовой на урожайность»

Особое  значение для экологического воспитания школьников имеет труд в природе и исследовательская работа  учащихся.Усилиями и детей, и родителей у нас в классе есть живой уголок, в котором обитают  рыбки,  водная черепашка Тотошка,  хомячок  Хомка, озорные попугайчики Яшка и Дашка и пушистый кролик Гоша. Дети ухаживают за ними. У нас существует дежурство: каждая группа детей ухаживает в свой день недели .Ребята очень любят своих питомцев, заботятся о них. Они не забывали и о птицах зимой: сделали кормушки с родителями, подкармливали птиц. А весной мы будем наблюдать за птицами, которые прилетят и поселятся в скворечники .

 Труд – наиболее естественная форма взаимодействия человека с окружающим миром. Труд в природе несёт в себе элемент объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности, в которой важнейшим результатом  является её значение  для блага природы, природоохранная направленность.

Таким образом, в системе экологического образования первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе.   Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

 Хочется закончить моё выступление словами заслуженного эколога РФ, а в прошлом моего педагога в МГУ Смирнова В.М.:

Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране,

  пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о

  природе, а в их головы – экологическое сознание.

 Ребенок

  никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке,

   если она не протекает через его сердце.

МОУ «Ялгинская СОШ»

Экологическое воспитание младших школьников.

(Из опыта работы.)

Подготовила : учитель начальных классов

Руженкова Т.А.

г. Саранск, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание младших школьников" из опыта работы

Доклад рассказывает оработе учителя по теме "Экологическое воспитание младших школьников". Приведятся  несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Экологическое воспитание младших школьников Обобщение опыта

Цели,задачи экологического воспитания младших школьниковВозможности школы в экологическом воспитании...

Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы)

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине,...

Особенности экологического воспитания младших школьников (из опыта работы)

«Через красивое к человеческому»- такова закономерность воспитания»....

Статья "Экологическое воспитание младших школьников ( из опыта работы)"

Аннотация  Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического воспитания младших школьников приобретает особую остро...

"Современные формы экологического воспитания младших школьников" из опыта работы.

Выступление на городском семинаре учителей начальной школы....