Государственные символы и 20-летие РФ
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «День Конституции и государственные символы РФ»
Цель: воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
Задачи:
1. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней;
2. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
3. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
Ход классного часа
Учитель: Что такое Родина?
– С чего начинается Родина?
– Как называется наша Родина? (ответы детей)
– Да, наша Родина – Россия. Если вы посмотрите на карту, то скажете, что наша Родина очень большая. Когда стрелки кремлевских часов показывают 3 часа дня в Москве, то в Петропавловске на Камчатке – полночь (демонстрация физической карты России). Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, а также зеленый наряд леса. Вот она, какая Россия!
– А как одним словом можно назвать людей, живущих в России? (ответы детей)
– Да, верно. Всех людей, живущих в нашей стране, называем россиянами. Но национальности у них разные. В России живут разные народы: русские, ненцы, ханты, коми, татары, башкиры и так далее. Все они составляют единую дружную семью. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
В нашей стране много законов. Но основные законы, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции Российской Федерации
(Демонстрация брошюры с материалами Конституции РФ)
Учитель: А, что такое конституция?
(Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан).
Учитель: Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.
В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года. С тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России. Наш первый урок посвящен 20-летию Конституции РФ.
Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду.
«Давным –давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны».
Учитель: Выслушав легенду, как вы думаете, почему жители чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам.)
Учитель: В Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Учитель: Что такое символы?
Учитель: Назовите основные символы государства.
Учитель: К государственным символам любой страны относятся Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Учитель: Кто из вас видел герб и флаг России? Что вы о них знаете?
Учитель: Давайте послушаем рассказ о Российском гербе.
.
Учитель: Какой наш герб?
Учитель: Что изображено на нем?
Ученик 1
Орел – это государство. Золотой цвет – это богатство государства. Красный цвет – это жизнь граждан государства. Это его кровь. Щит – это защита жизни граждан государства.
Ученик 2
Почему орел двуглавый?
И что держит в лапах он?
Что за всадник на коне
Нарисован на щите?
Объясните, как понять,
Мы хотим об этом знать!
Ученик 3
Орел парит выше всех в небе и видит все на Западе и на Востоке огромного государства – Россия.
Ученик 4
Маленькие короны запада и востока соединены большой общей короной. Так наше государство соединяет Запад и Восток- Азию и Европу.
Ученик 5
Наш Российский орел видит все в небе.
Он знает все на земле и бережет границы своего государства.
Ученик 6
В правой лапе орла- Скипетр. Он обозначает: наш орел- это единая власть в границах государства Россия. В левой лапе орла - Держава. Она обозначает единство всех российских земель и граждан.
Ученик 7
На груди орла - маленький щит. На щите – всадник с копьем. Это – Георгий Победоносец. Он убивает копьем змея. Георгий приносит Победу. Георгий защищает сердце орла от любого змея, от всех, кто приносит зло россиянам- жителям России.
Ученик 8
Наш герб- это наша сила.
Наш герб- это наша слава.
Наш герб- это наша защита.
Учитель: Где можно увидеть изображение герба?
Дети: Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Учитель: Государственный флаг России знают все. Он состоит из трех цветов, его еще называют “триколор”. Колор происходит от французского слова color. Что означает “ цвет.
Про историю Российского флага расскажу вам я.
История утверждает, что первые пятьсот лет Россия не имела единого флага. Роль флага в истории средних веков на Руси исполняла чудотворная икона, с которой шли в бой княжеские дружины. Обычно перед походом или боем у чудотворной иконы совершалась общая молитва. Первое упоминание в истории России о флаге датируется второй половиной XVII века. Флаг был введен в употребление московским царем Алексеем Михайловичем. Это был бело-сине-красный флаг, который предназначался для русских кораблей, плавающих по Каспийскому морю. Он одновременно исполнял роль опознавательного и сигнального знака, потому что на Каспии плавали еще корабли арабов и турок и такой флаг был хорошо виден издали. В 1668 г. был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел». На этом корабле по указу царя Алексея Михайловича был поднят бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом.
Царь Петр I утвердил трехцветный флаг в качестве отличительного знака кораблей русского флота. При этом основная цель флага - отличать в бою свои корабли от чужих и принадлежность корабля к государству. Так в 1699 году Петр I придал морскому флагу, под которым ходили торговые суда, статус флага государственного - главного символа страны. К этому времени окончательно сложилась и символика цветов флага. Трехцветное знамя Петра I просуществовало в качестве государственного флага России до революции 1917 года. До 1991 года триколор заменял красный флаг СССР. В СССР красному знамени было придано еще одно значение - свет восходящего солнца.
Учитель: 22 августа указом президента Ельцина был объявлен Днем государственного флага России.
Ученик 9
Белый цвет- это мир, чистота.
Синий цвет- это вера и верность.
Красный цвет- это наша сила, наша кровь.
Ученик 10
Если флаги на домах,
Значит праздник в городах.
Физминутка.
Учитель: В отличие от флага история гимна России по историческим меркам довольно не велика.
Гимн в переводе с греческого обозначает - торжественная песня. В России долго не было своего гимна. С1816 года официальным в России стал английский гимн. И только 1 833 году по указанию императора Николая I композитор А.Ф. Львов написал русский национальный гимн.
Музыку второго гимна СССР написал А.В.Александров. Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944 года.
12 января 2001 года Государственным гимном стало произведение С.В.Михалкова на музыку А.В.Александрова с современным текстом.
Ученик 11
Гимн- это главная песня государства.
Когда звучит гимн, граждане встают.
Учитель:
Гимн нашей Родины простой,
Учи слова и вместе с нами пой
Учащиеся исполняют государственный гимн России
Учитель: Наш разговор сегодня подошел к концу.
-О чем я с вами беседовала?
-Что вам понравилось?
- Великий русский поэт Николай Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Формировать представ...
Классный час "Государственные символы России"
Открытое мероприятие в 3 классе по теме "Государсвенные символы России" подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....
Государственные символы России.
Внеклассное мероприятие...
Презентация "Государственные символы России"
Эта презентация поможет не только в проведении уроков по окружающему миру, но и в проведении различных бесед. В ней содержатся: карта России с видами различных мест, гимн, герб, флаг, портрет Александ...
Классный час "20-летие Конституции Российской Федерации. Государственные символы России" - 4класс
Методическая разработка классного часа...
Классный час «Государственные символы (государственный флаг, гимн) моей Родины - Российской Федерации».
Продолжаем знакомить детей с государственными символами Российской Федерации....