Организация внеурочной деятельности
методическая разработка на тему

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

Организация внеурочной деятельности

 общеобразовательных учреждений

в условиях перехода

на федеральный государственный

образовательный стандарт

 начального общего образования

(ФГОС НОО) 

Районный семинар

для учителей начальных классов

апрель 2012г.

учитель начальных классов:

Байбордина О.Н.

          Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Вместе с тем необходимо понимать , что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам  дополнительного образования детей

Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать ресурсы и опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования, по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников.  

При отсутствии в образовательном учреждении возможностей для реализации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических и др.) образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления отдельных аспектов содержания учебных программ. Например, знания и умения  по математике: признаки предметов (сравнение по цвету, размеру, форме), пространственные представления, взаимное расположение предметов, сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов и т.д., могут быть закреплены в ходе экскурсии «в природу». Это дает реальную возможность для снижения учебной нагрузки обучающихся за счет обеспечения направленности урочной и внеурочной деятельности на решение общих задач.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

В начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно-оздоровительное направление
  • Духовно-нравственное направление
  • Общеинтеллектуальное направление
  • Общекультурное направление
  • Социальное направление

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ  ОУ.

Спортивно – оздоровительное направление

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Духовно-нравственное направление, общекультурное направление

Духовно-нравственное и общекультурное направление направления включают широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений  на примере художественно-эстетической деятельности

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Общеинтеллектуальное направление 

Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Перед обучающимися государством поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению отечеству. Внеурочная деятельность для достижения данной задачи предполагает использование самых разнообразных видов деятельности.

Литература:

1.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Д.В. Григорьев, к.пед.н.,  

П.В. Степанов, к.пед.н.,Центр теории воспитания

Института теории и истории педагогики РАО

Методический конструктор внеурочной  деятельности  школьников

2. Сайт "Внеучебная деятельность и воспитание в школе"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Организация внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №2»

г. Слюдянки. 28.11.2013г.

/ учитель нач.кл. Байбордина О.Н./

Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  4. художественное творчество;
  5. спортивно-оздоровительная деятельность;
  6. туристско-краеведческая деятельность.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:

  1. спортивно-оздоровительное,
  2. художественно-эстетическое,
  3. научно-познавательное,
  4.  военно-патриотическое,
  5. общественно полезная  и проектная деятельность.

      Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с  видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

     В качестве форм, через которые  реализуется  внеурочная деятельность в  3 «А» классе  закреплены такие формы как сотрудничество с библиотекой семейного чтения, где активное участие принимают дети совместно с родителями в конкурсах «Читаем всей семьёй», «Книга лучший друг», семейный праздник «К юбилею Н.Н. Носова»; «Мой папа друг и помощник»; спортивные мероприятия – «Мама, папа, я – спортивная семья», выезд на горнолыжную базу «Гора Соболиная», «Зимние забавы»; экскурсии, КТД – «Истоки родного», «За страницами учебника», «Вахта памяти»; школьный турслёт;  походы; бассейн; Акция «Покорми птиц!»; выезд в г. Иркутск – цирк, музеи, ледяной городок, кинотеатры; сотрудничество с ДДТ – кружки «Хор»; «Природа и фантазия» и т.д.; олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, классные часы по программе «Полезные привычки» в начальной школе – «Учись говорить нет»; «Учусь сопротивляться давлению»; «Я – неповторимый человек» и др. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления.

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе способствуют формированию:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
  • значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Результаты внеурочной деятельности – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для их достижения особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).



Предварительный просмотр:

Внеурочная  деятельность 3 а класса  

Фамилия, Имя

                     Школа № 2

                             ДДТ

ДШИ

  ДК

 Перевал

            ДЮСШ

      Детский дом          

Итого

часов

Итого

кружков

Туризм  и краевед

Мастерская сибирячка

Худ-е Твор-во

Хор

Природа и фантазия

Умелые руки

хореография

КуЛинария

Декор.ПлеТен-е

Эстетическое отделение

Художественное отделение

Музыкальное отделение

вокал

Борьба

Дзюдо

Самбо

Футбол

Бокс

Худ.вышивка

У мольберта художника

Театр-ый «теремок»

1

Анцева В

4

4

8

2

2

Бабкина А.

2

8

10

2

3

Бармина С

4

4

4

12

3

4

Бобков М.

2

4

4

10

3

5

Кириллов Р.

2

4

6

2

6

Кириченко А

4

4

1

7

Колесникова И.

4

2

8

14

3

8

Колобова В

1

1

1

9

Конюшко А.

4

2

4

3

10

10

Ляхова С.

2

1

4

4

2

4

17

6

11

Маланчук И.

4

4

1

12

Малецкий В.

2

4

4

10

3

13

Медведев М.

2

1

4

4

4

15

5

14

Михайлов С

2

4

6

2

15

Парфёнова Н.

4

2

6

2

16

Прокопьев Д.

2

4

6

2

17

Пятницкая Ю.

1

4

4

4

13

13

18

Рассадин Д.

2

4

4

10

3

19

Сазонова А.

6

6

1

20

Селезнёв И.

2

1

4

4

11

4

21

Симоненко С.

2

4

4

10

3

22

Смирнова С.

4

4

8

2

23

Стаценская А.

4

4

8

2

24

Телегина Д.

1

4

5

2

25

Фомина Е.

4

4

4

12

3

26

Хороших С.

1

4

5

2

27

Шелихов В

4

4

4

12

3

28

Шупруто А.

6

1

1

Кл. рук. Байбордина О.Н.

Внеурочная  деятельность 2 а класса  

Фамилия, Имя

                     Школа № 2

                             ДДТ

ДШИ

  ДК

 Перевал

            ДЮСШ

      Детский дом          

Итого

часов

Итого

кружков

Туризм  и краевед

Мир лекарственных растений

Утро художника

Худ-е Твор-во

Хор

Природа и фантазия

Умелые руки

Хореография

КуЛинария

Декор.ПлеТен-е

Эстетическое отделение

Художественное отделение

Музыкальное отделение

вокал

Борьба

Дзюдо

Самбо

Футбол

Бокс

Худ.вышивка

У мольберта художника

Театр-ый «теремок»

1

Анцева В

1

4

5

2

2

Бабкина А.

4

2

2

8

16

4

3

Бармина С

4

4

8

2

4

Бобков М.

2

1

4

4

4

15

5

5

Кириллов Р.

2

1

1

4

4

12

5

6

Кириченко А

4

4

1

7

Колесникова И.

4

2

8

14

3

8

Колобова В

1

1

1

9

Конюшко А.

4

4

3

10

10

Ляхова С.

1

4

4

4

4

17

5

11

Маланчук И.

2

4

4

10

3

12

Малецкий В.

2

1

1

4

4

12

5

13

Медведев М.

2

1

4

4

4

4

19

6

14

Михайлов С

2

4

4

10

3

15

Парфёнова Н.

4

4

1

16

Прокопьев Д.

1

4

5

2

17

Пятницкая Ю.

4

4

8

2

18

Рассадин Д.

2

4

4

10

3

19

Сазонова А.

6

6

1

20

Селезнёв И.

2

1

4

4

11

4

21

Симоненко С.

1

4

4

4

13

4

22

Смирнова С.

4

4

8

2

23

Стаценская А.

1

4

4

9

3

24

Телегина Д.

1

4

4

9

3

25

Фомина Е.

4

4

4

12

3

26

Хороших С.

4

4

2

4

14

4

27

Шелихов В

2

4

4

10

3

28

Шупруто А.

1

1

1

Кл. рук. Байбордина О.Н.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут учени____ 3 А класса  _________________________________

Внеурочная деятельность

День недели

Время

Место проведения

Сопровождающий

Роспись

1. Хор

среда

пятница

9.00-10.30              9.00-10.30

ДДТ

Родители

2. Эстетическое отделение

понедельник

вторник

четверг

8.00 – 10.30

8.00 – 10.30      8.00 – 11.00

ДШИ

Родители

3.Борьба

вторник

четверг

17.00 – 19.00

8.00 – 10.00

ДЮСШ

Родители

4.Мастерская

Сибирячка

понедельник

12.00 – 13.00

МБОУ СОШ №2

Родители

5. Туризм и краеведение

вторник

8.00 – 9.00

МБОУ СОШ №2

Родители

Ответственность за жизнь и здоровье Фоминой Екатерины несёт сопровождающий:________________________

Внеурочная  деятельность 1 А класса  (II полугодие )

Фамилия, Имя

В мире танца Школа

Хор

ДДТ

ИЗО

ДДТ

Эстет-ое

отделен.

ДШИ

Борьба

ДЮСШ

Муз. инструм.

ДШИ

Хореограф.

  Перевал

Умелые руки

ДДТ

Итого

1. Алоян Нелли

1

2

3

2.Анцева Вика

1

2

2

5

3. Бабкина Саша

1

1

2

6

10

4. Бармина Света

1

2

2

2

7

5. Бобков Мак.

1

2

2

5

6.Галченков   Боря

1

2

3

7. Галченков  Егор

1

2

3

8.Герасименко К.

1

2

3

9.Кириллов Род.

1

2

2

5

10. Кириченко  Ал.

1

2

3

11.Колесникова И.

1

1

8

10

12.Колобова В.

1

2

3

13.Конюшко Ан.

1

2

2

4

9

14. Ляхова Соня

1

2

2

5

15. Маланчук И.

1

2

3

16. Малецкий В.

1

2

2

5

17. Медведев М.

1

2

2

4

9

18. Михайлов С.

1

2

3

19. ПарфёновАн.

1

2

2

5

20. Прокопьев Д.

1

2

3

21.ПятницкаяЮ.

1

2

3

22. Рассадин Д.

1

2

3

23. Сазонова Ал.

1

2

4

7

24.Селезнёв  Иг.

1

2

2

2

7

25. Симоненко С.

1

2

2

4

9

26. Смирнова С.

1

2

3

27.Стаценская А.

1

2

2

5

28. Фомина Катя

1

2

2

2

7

29.Хороших С.

1

2

3

30. Чичко Диана

1

2

3

31.Шелихов Влад

1

2

3

32. Шупруто Н.

-



Предварительный просмотр:

Информация

о выполнении внеурочной деятельности ученика  3 «а» класса

(Фамилия, имя ученика)

(обязательное посещение кружков на выбор каждого ученика в учреждениях дополнительного образования: ДДТ, ДШИ (школа искусств), ДЮСШ

 или кружков в школе  № 2 – туризм и краеведение (пятница в 08.00);

                               мастерская Сибирячка (понедельник 12.00)

                                                                             

                                                                                            С уважением Байбордина О.Н.

№/п

Полное наименование кружка

Полное наименование учреждения дополнительного образования

День недели

Время посещения

С_____до___

1

С__ до   ___

2

С__ до   ___

3

С__ до   ___

4

С__ до   ___

5

С__ до   ___

Дата_________________Родитель:                                            (_________________________________)

                                                                           Подпись                                                       Ф.И.О.

Информация

о выполнении внеурочной деятельности ученика  3 «а» класса

(Фамилия, имя ученика)

(обязательное посещение кружков на выбор каждого ученика в учреждениях дополнительного образования: ДДТ, ДШИ (школа искусств), ДЮСШ

 или кружков в школе  № 2 – туризм и краеведение (пятница в 08.00);

                               мастерская Сибирячка (понедельник 12.00)

                                                                             

                                                                                            С уважением Байбордина О.Н.

№/п

Полное наименование кружка

Полное наименование учреждения дополнительного образования

День недели

Время посещения

С_____до___

1

С__ до   ___

2

С__ до   ___

3

С__ до   ___

4

С__ до   ___

5

С__ до   ___

Дата_________________Родитель:                                            (_________________________________)

                                                                           Подпись                                                       Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личн...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...