Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня
статья по теме
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_sposobnosti.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей ребенка
в условиях группы продленного дня.
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Отбор эффективных методов, приемов и форм работы, направленных на решение вышеперечисленных задач, стал основой исследования темы «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста». При планировании работы в группе продленного дня были выделены пять видов деятельности (познавательная, физкультурно-спортивная, трудовая, художественно-эстетическая, ценностно-ориентированная) и определены основные задачи:
- развивать у детей творческое мышление, воображение;
- прививать интерес к искусству;
- воспитывать художественный вкус.
Стратегия качества воспитания предполагает реализацию идеи развития интеллектуального ресурса нации как величайшей духовной ценности.
Творческий потенциал – это фактор позитивного стимулирования индивидуально-личностного роста; интеллектуальный ресурс как главная движущая сила поступательного развития человеческого общества.
Высшей формой творческого потенциала личности является креативность как универсальная способность к продуктивной деятельности.
Если творчество – это стиль (качественная характеристика деятельности), то креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.
Педагогическое определение творческих способностей - это
способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б выделяет следующие параметры:
- беглость мысли (количество идей),
- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
- оригинальность (способность производить идеи),
- любознательность,
- фантастичность.
Какие же способности выделяет Богданова?:
- Способность рисковать;
- Дивергентное мышление;
- Гибкость в мышлении и действиях;
- Быстрота мышления;
- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
- Богатое воображение;
- Восприятие неоднозначных вещей;
- Высокие эстетические ценности;
- Развитая интуиция.
Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше.
И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как проведенные физиологами и психологами исследования доказывают, что ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.
В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.
- Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
- Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
- Используются технологии развития творческого мышления;
- Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования.
Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.
Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности.
Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий.
У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. Р
Способы стимулирования творческих способностей:
- обеспечение благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
- обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Что же это за черты творческой деятельности, которые необходимо освоить школьникам?
1) творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
2) видение новой функции уже знакомого объекта.
3) видение новых проблем в знакомых ситуациях.
4) видение структуры объекта, подлежащего изучению.
Все эти черты творческой деятельности неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения.
Естественно, что ребёнок создаёт субъективно-новое, т. е. новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются способности личности.
В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т. к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.
Неспособных к творчеству нет! Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»
laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...
Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне...
Организация внеурочной деятельности детей, посещающих группу продленного дня как условие развития профессионального мастерсва воспитателя
выступление на методическом объединении воспитателей гпд...
Организация внеурочной деятельности в условиях группы продленного дня "Моя малая Родина"
Выступление перед слушателями курсов повышения квалификации "Содержание и организация работы воспитателя ГПД в условиях реализации ФГОС"....
Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"
В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности само...
Статья: Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня
В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в уче...
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....