История предметов
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Иванова Валентина Михайловна

Данное воспитательное мероприятие познакомит обучающихся первого класса с происхождением предметов быта: вилкой, ложкой, самоваром и т.д. Мероприятие учит воспитывать интерес и уважение к истории предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_predmetov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

История предметов

Задачи:

1. Расширить представления детей о столовых приборах.

2. Развивать речь, память, воображение.

3. Воспитывать дисциплинированность, любовь к истории,

бережное отношение к вещам.

Оборудование: плакат с кроссвордом, деревянные ложки, вилки, плакаты с кувшинами.

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим о посуде. Посуда ценилась во все времена. Раньше были кувшины, горшочки, миски. Ребята, а как вы думаете, из какого материала раньше делали посуду? (Из глины.)

До XIII века пищу варили и ставили на стол в одних и тех же горшках. Ели из глиняных или деревянных мисок. Но по мере того как усложнялась повседневная жизнь, совершенствовалось жилище, появляются специальные помещения для кухни и столовой, изменяется и посуда: в одной – только готовили, в другой – подавали на стол. Появились кувшинчики с длинными носиками, разного вида черпаки.

(Учащиеся рассматривают открытки, рисунки.)

Ребята, а какую посуду мы используем сейчас? (Дети отвечают.)

Правильно, ребята. К посуде надо бережно относиться. Ребята, а сейчас мы разгадаем кроссворд. Я буду вам загадывать, а вы отгадывайте. Сначала отгадываем слова по горизонтали (работа в группах).

По горизонтали:        

1. Новая посудина, а вся в дырах. (Сито.)         

2. На головке пуговка, в носу решетки,         

    Одна рука, да и та на спине. (Чайник.)

3. Без рук, без ног лапшу крошит. (Нож.)

4. Три теленка один хвост.          (Вилка.)

5. Не бык, но бодает, не ест, а еду хватает, что схватит, отдает, сам в угол идет.  (Ухват.)

                                                     

По вертикали:

1. В небо дыра, в землю дыра,

    А в середине огонь да вода. (Самовар.) 

2. Всех кормлю с охотою,

    А сама безротая.    (Ложка.) 

Учитель. Молодцы, ребята. Отгадали весь кроссворд. Ребята, вы видите, в кроссворде выделены 2 слова? Какие это слова? (Ложка, вилка.)

Учитель. Сегодня мы поговорим об этих столовых приборах. Послушайте стихотворение, которое называется “Ложка”.

Дети читают стихотворение по ролям.

Места себе не находит Сережка –

Пропала Сережкина

Чайная ложка,

Да не какая-нибудь –

Золоченая.

Ручка у ложки двойная, крученая.

Всем домом

Искали пропавшую ложку.

Может, упала

Она за окошко?

Бабушка,

С кухни вернувшись,

Сказала:

– Ложку, наверное,

Кошка слизала.

Куда же мурлыка

Ее задевала?

…Ложку Сережка

Искать помогал,

Диван вместе с бабушкой

Отодвигал.

Без ложки за чаем

Сережка скучает.

– Скушай, голубчик,

Малины немножко.

– Но что это?

Звякнула ложка...

О ложку!

Из банки торчит

Ободок золотой,

Стекает варенье

По ручке витой.

Кто же забыл

Эту ложку в варенье?

На этом кончается

Стихотворенье.

Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руки ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, но, наверное, ни разу не задумывались, когда люди впервые начали есть жидкую пищу ложкой. А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.

– Ребята, как вы думаете, из чего была сделана первая ложка?

(Из камня.)

Она была неровная и тяжелая. Еще древние люди делали ложки из костей. Они были более гладкими и легкими. Они не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

На Руси знатные люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками. Серебряная ложка считалась дорогим подарком.

Однажды русский князь Владимир, желая отблагодарить свою дружину за честную службу, приказал выковать каждому воину по серебряной ложке. Он сказал: “Верную дружину за деньги не купишь, а с верной дружиной добудешь и золото, и серебро”.

Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. В старину русские люди ложки носили при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не подавал, а ждал, когда тот достанет свою из-за пояса. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать царскую ложку с собой. Петр I не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

На Руси ложку делали с большой выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский, загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хохломских ложках рисовали черными, красными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от ярких хохломских ложек.

– Ребята, а кто знает, для чего нам еще нужны ложки? Ведь они нужны не только к обеду.

В России ложка еще и музыкальный инструмент. Музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.

Немаловажную роль в нашей жизни играет и вилка. Послушайте стихотворение, которое называется “Вилка”.

Дали мартышке

Вилку и нож.

Что с ними делать?

Не разберешь:

Проще без вилки

И без ножа

Есть ананас,

Ногами держа.

Имя изобретателя вилки никому не известно. Наверное, еще древний человек, сидя в пещере у костра, пытался подцепить горячий кусок мяса палочкой или рогаткой.

Когда люди стали обедать, сидя за столом, пищу на стол подавали, разрезанную на куски. Ее брали из общего блюда руками. На столе стояли чаши с водой для полоскания рук. Затем во время трапезы стали надевать перчатки, чтобы не испачкать руки.

Первая вилка для еды была сделана для изнеженной византийской принцессы 900 лет назад в XI веке. Следом за ней и богатые дамы стали есть маленькими изящными вилочками с двумя зубцами и маленькой ручкой. Считалось, что только очень знатные люди и почетные гости могут пользоваться вилкой.

В стародавние времена люди редко ездили из одной страны в другую, поэтому новости изобретения от одного народа к другому передавались медленно – иногда через века.

Случилось так, что один английский путешественник вернулся из Италии. Он рассказал, что итальянцы за столом берут еду не руками, а маленькими вилками. Слушатели изумлялись и смеялись над чудаками, теми, кто пытался за столом есть вилкой, как итальянцы, высмеивали, писали на них сатирические стихотворения. Считалось, что есть вилкой неудобно и большой грех. Но постепенно вилку начали использовать сначала на кухне, а потом и класть ее рядом с тарелкой. В Россию эту диковинку привез царь Петр I. Как и во всех странах, в России вилки были сначала лишь у царской семьи и у самых знатных придворных. Простой народ еще долго считал вилку лишней роскошью и ел по-прежнему ложкой и руками.

– Ребята, посмотрите, какие есть вилки. На них изображены разные рисунки. Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы, разгадывали кроссворд. Молодцы! А сейчас попробуйте ответить на вопросы о том, что вы слышали.

 1-й вопрос:

– Какой  русский  князь  приказал  выковать каждому воину по ложке? (Князь Владимир.)

2-й вопрос:

– Для чего еще используют ложки? (На ложках играют музыканты.)

3-й вопрос:

– В каком веке была сделана первая вилка? (В XI в.)

4-й вопрос:

– Кто в Россию привез ложки и вилки? (Царь Петр I.)

 – Правильно, ребята. Вы внимательно слушали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».

Познакомить детей с историей  родного города, знаменитыми людьми.Развивать интерес, любознательность к родному краю.Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам....

Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»

Аннотация.    Содержание материала  соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта.    Природоохранительное, эк...

Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»

Аннотация.    Содержание материала  соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта.    Природоохранительное, эк...

Тесты по предмету "История" 4 класс

Тесты к урокам истории 4 класс....

Тесты по предмету "История" 4 класс

Тесты к урокам истории. 4 класс...

Внеклассное мероприятие "История предметов"

Расширить представления детей о столовых приборах...

Воспитательное мероприятие «История предметов домашнего быта славян»

В данном воспитательном мероприятии рассматривается история предметов домашнего быта славян...