Социальный проект "Обелиск"
проект (3 класс) по теме
Военно -патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.zip | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пеновская средняя общеобразовательная школа
Социальный проект
«Обелиск»
Учитель: Козлова Надежда Петровна
Пено, 2013-2015
СОДЕРЖАНИЕ
I.КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………… …3
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…..……………………………………….4
III. СОДЕРЖАНИЕ деятельности ПРОЕКТА………………………….7
3.1 Пути реализации проекта…………………………………………….7
3.2. Формы и методы достижения поставленных целей…………..……9
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………..…11
V. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………….……12
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА…………………………….14
- Перспективы развития проекта…………………………….15
- ОПЕРАЦИЯ «ОБЕЛИСК» (уборка памятников)…………………..16
IX. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………17
X.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………18
I.КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием, так как она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедшего исторического времени, семейные реликвии. Все это обогащает жизнь современных детей, поднимает их культуру, развивает интеллект, дает новый инструментарий для познания мира.
Проект предусматривает вовлечение учащихся базовой школы в оживление и возрождение музея Боевой Славы п. Пено, возобновление экскурсий силами самих ребят, пополнение его экспонатов, создание виртуального музея на школьном сайте, популяризацию музейного дела, повышение гражданской ответственности детей.
Проект основывается на принципах культуросообразности, природосообразности, коллективности, патриотической направленности, поддержки самоопределения ученика.
Проект включает в себя следующие пути реализации:
- Музейная азбука;
- Поисково-собирательная работа;
- Сотрудничество с общественностью;
- Сотрудничество со СМИ;
- Промежуточная диагностика;
- Сетевое взаимодействие со школами района;
- Создание собственного фонда материалов и экспонатов.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все, что есть у России, у каждого из нас, накоплено предшествующими поколениями.
Народ жив, пока осуществляется связь времен, связь поколений. Память является достоянием всех поколений, на котором веками держались нравственность, патриотизм, культура.
А музеи являются хранителями материальной и духовной культуры народа.
В воспитании любви к своей малой родине особенно велика роль музеев. Ведь чем больше знаешь о своей земле, тем сильнее любишь ее.
Ценности личности формируются в семье, социуме. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения устанавливаются достаточно высокие требования не только к результатам освоения обучающимися предметов базового учебного курса, но и к их индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции основ гражданской ответственности.
В нашей школе гражданско-патриотическое воспитание является основным направлением программы воспитания и социализации. Это обусловлено тем, что, поселок Пено имеет богатую историю, в первую очередь, связанную с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Во время Великой Отечественной войны на территории Пеновского района в 1941-1942 гг. шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками, поселок был оккупирован эсесовцами, лютовавшими в течение 11 месяцев. 9 января 1941 года дотла была сожжена деревня Ксты и ее 96 жителей, включая женщин и детей. На территории Пеновского района в 10 братских могилах покоятся 1142 защитника Отечества. Здесь совершила свой бессмертный подвиг наша землячка Герой Советского Союза Елизавета Ивановна Чайкина, имя которой носит наша школа. С именем Е.И.Чайкиной, подвиг которой был связан с организацией партизанского движения на территории района, школой накоплен большой опыт славных интересных дел, которым она славилась в прежние времена, а в настоящие лишь сумела сохранить часть из них.
Школа имеет определенный опыт участия в социальном проектировании патриотической направленности. В 2007 и 2009 годах команды учащихся школы стали победителями Всероссийского конкурса социального проектирования
В основе данного проекта лежит возрождение гражданско-патриотической деятельности школы, приумножение и распространение воспитательного опыта через возрождение традиций школы, военной истории с использованием методики музейной педагогики. Поэтому, актуальность и педагогическая целесообразность трехлетнего проекта обусловлена необходимостью решения задач государственной важности в отношении морально-гражданского облика нового поколения граждан России.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование базовых национальных ценностных отношений на основе музейной педагогики.
ЗАДАЧИ:
- Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся;
- Проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения краеведческой литературы и других документальных источников по соответствующей тематике, в том числе популяризация имеющегося краеведческого материала;
- Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- Провести экскурсионно-просветительскую работу с детьми и взрослыми;
- Осуществлять сотрудничество с учителями - предметниками в школе успешно реализовывать межпредметные связи;
- Проводить оформление собранного материала;
- Пополнять фонд музея за счет привлечения общественности и партнеров;
- Оказывать содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
III.СОДЕРЖАНИЕ деятельности ПРОЕКТА
3.1 Пути реализации проекта
В центре поселка Пено 8 мая 1973 года был открыт музей Героя Советского Союза Елизаветы Ивановны Чайкиной, чье имя носит базовая школа. В музее собраны уникальные вещи нашей землячки, экспонаты, подробно рассказывающие о партизанском движении, развернутом на территории Пеновского района в годы Великой Отечественной войны.
В разное время музей посещали известные люди, в том числе композитор А.Н.Пахмутова и поэт Н.Н.Добронравов, дважды Герой Советского Союза космонавт О.Г.Макаров. В настоящее время лучшие и самые ценные экспонаты находятся на хранении в областном музее Е.И.Чайкиной в Твери, а наш музей утратил свою былую славу.
Реализация данного проекта предполагает конкретные пути возрождения деятельности музея.
1. Музейная азбука предусматривает освоение азов музейного дела, знакомит с понятиями созданий экспозиций музея, видами музеев.
2. Поисково-собирательная работа обеспечивается с помощью самих учащихся под руководством классных руководителей, их родителей, музейных работников. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил вложили их земляки в приближение общей Победы. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к историческому наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в проектной деятельности, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созидатель. Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей родного края, независимо от того, какую тему они изучают.
3. Сотрудничество с общественностью будет способствовать пополнению информационного и материального фонда.
4. Сотрудничество со СМИ расширит рамки общения, распространит информацию о деятельности участников проекта, привлечет новые ресурсы.
5. Промежуточная диагностика создаст представление о результативности и качестве работы над проектом, поможет правильно скоординировать работу.
6. В школах Пеновского района накоплен исторический материал о боевых действиях и партизанском движении во время Великой Отечественной войны, которые представляю определенную ценность для школьного проекта. Почти во всех школах действуют краеведческие музеи, музеи боевой славы. Поэтому возникает необходимость в сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями района.
7. Создание собственного фонда материалов и экспонатов помогут созданию виртуального музея как одного из результатов реализации проекта, созданию методического материала для учителей предметников.
3.2. Формы и методы достижения поставленных целей
«Музейная азбука» предусматривает проведение предметных уроков по литературе, истории, географии, тематических классных часов под руководством учителей-предметников и классных руководителей, в результате которых школьники приобретут необходимые знания в области музейного дела, повысят интерес и желание работать над проектом.
Наиболее интересной для работы над проектом формой является музейная экскурсия, т.е. коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы. Экскурсия – это одна из основных форм работы над проектом, когда дети самостоятельно анализируют увиденное и участвуют в создании своей собственной экскурсии, экскурсионного маршрута для своих родителей, младших школьников.
В практику поисково-исследовательской деятельности войдут формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся встречи с ветеранами и очевидцами военных действий и партизанского движения на территории района, интервьюирование с целью пополнения исторического материала для музея.
Работа с партнерами, общественностью является неотъемлемой частью работы над реализацией проекта с помощью таких форм, как музейные уроки при сотрудничестве с работниками музея п. Пено, работа с районным и музейным архивом, районным поисковым отрядом «Истина», который много лет занимается поисковой деятельностью, перезахоронением останков погибших воинов.
При сотрудничестве со СМИ используются такие формы работы, как создание внештатной группы корреспондентов из числа учащихся, работающих над проектом.
Важной формой реализации проекта является сотрудничество и партнерство с учителями- предметниками, психологом школы для диагностирования полученных материалов и наработок, оформления проекта.
Развитие сетевого взаимодействия со школами района предусматривает деятельность по взаимному сотрудничеству: обмен информацией, встречи, участие в экскурсиях по местам боевых сражений, обмен опытом музейной
деятельности.
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Музей - это сложный организм. Его жизнеспособность зависит целиком от слаженной творческой работы коллектива учащихся и педагогов. Музейная работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной работы, учатся анализировать и корректировать свою деятельность, аргументировано дискутировать, руководить участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа над обновлением музея Боевой Славы воспитывает у детей чувство сопричастности к историческим событиям.
Участниками проекта являются обучающиеся 5 классов, классные руководители, учителя- предметники. Ребята разделены на микрогруппы по интересам, в состав которых вошли представители родительской общественности, координаторами групп являются классные руководители.
Для успешной реализации проекта в образовательном учреждении имеются необходимые условия и ресурсы. Школа оснащена Интернетом, частично сохранились материалы, связанные с историей школы, поселка Пено, именами героев-партизан Великой Отечественной войны.
Партнерами по реализации проекта являются администрация Пеновского района, районный Совет ветеранов, сотрудники краеведческого музея и музея Е.И.Чайкиной, поисковый отряд «Истина».
Общий контроль и руководство над данной проектной деятельностью осуществляет администрация образовательного учреждения.
V. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НА 1 ГОД (2012-13 год)
№ | Этапы реализации | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1. | Начальный этап | 1.Проведение уроков по литературе, истории, географии 2. Организация тематических классных часов с целью формирования музейной грамотности обучающихся. 3. Экскурсия в музей | Учителя-предметники, классные руководители | Сентябрь |
2. | Организационный этап | Создание инициативной группы (команды) из учителей и учащихся | Классные руководители 5-х классов | Сентябрь 2012 года |
3. | Стратегический этап. Разработка основных мероприятий по реализации проекта, постановка задач для каждой микрогруппы участников проекта, выработка стратегии, выявление имеющегося у учащихся социального опыта и знаний по теме проекта | 1.«Круглый стол», заседание инициативной группы 2.Анкетирование | Руководители проекта | Сентябрь |
3. | Поисково-исследовательский этап | 1.Работа с сотрудниками музея с целью сбора информации 2. Работа с районным архивом 3. Опрос-интервью ветеранов, детей войны 4.Сотрудничество со школами района, поисковым отрядом «Истина» 5. Изучение фонда районной библиотеки по историко-краеведческой тематике | Участники проекта | В течение реализации проекта |
4. | Системно-деятельностный этап | 1.Разработка экскурсионного маршрута с использованием полученных материалов 2.Проведение экскурсии 3.Систематизация полученных материалов и экспонатов и пополнение музейного фонда 4.Отражение и освящение проделанной работы в районной газете «Звезда» | Классные руководители 5-х классов | Ноябрь-февраль 2013г. Апрель май В течение года |
5. | Аналитический этап. Анализ проделанной работы и разработка плана реализации проекта на следующий учебный год | 1.Диагностика 2.Составление плана работы на следующий год 3.Разработка создания виртуального музея на сайте школы | Классные руководители, педагог-психолог | май |
6. | Информационный этап | Организация встреч с образовательными учреждениями образовательного округа по обмену опытом внеурочной деятельности на основе музейной педагогики | Зам. директора по УВР | Июнь июль |
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Музейная работа дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты.
К концу первого года работы над проектом его участники научатся:
- публиковать материалы, рассказывать о работе над проектом в школьной газете «Ровесник», на ежегодных научно - практических конференциях;
- проводить поисково-исследовательскую работу;
- владеть историческими материалами;
- самостоятельно ставить задачи и решать их;
- самостоятельно проводить экскурсии;
VII. Перспективы развития проекта
Работа над проектом рассчитана на 3 года.
Накопленный материал будет использован как во внеурочной и урочной деятельности педагогов и школьников и послужит основой для создания виртуального музея на сайте школы.
Феномен такого музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Практика музейного дела выявила необходимость продолжения работы для эффективности учебно-воспитательного процесса:
- связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, литературно-исторических вечеров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности;
- развитие самостоятельности, творческой инициативы учащихся (оформление стендов, участие в творческих конкурсах и т.д.);
- укрепление связей с общественностью, ветеранами /Великой Отечественной войны;
- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведений экскурсий;
- строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;
- свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
- добровольное участие детей и взрослых в деятельности музея.
VIII. ЛИТЕРАТУРА
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов,, Г.В. Бурменская,, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов,
Н.Г. Салмина. – М., 2008.
- Антипова Г.О. Историческое прошлое и пути его познания М.,1937.
- Брудный А.А. Понимание и общение / А.А. Брудный. – М., 1989.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. М. Просвещение. 2011.
- Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского язык. М., Астрель: АСТ; ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
- Дриздо А.Д., Минц Л.М. «Люди и обычаи». Этнографические очерки для школьников. М., 1976.
- Кольцов А.Д. Памятники Пеновского края. Тверь. Научная книга. 2010.
- Кольцов А.Д. В краю озер и рек. Тверь.1995.
- Кольцов А.Д. Край мой Пеновский. Тверь. 2000.
- Тарасов Ю.Н. Записки командира поискового отряда. Тверь. Экслибрис. 2010.
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Работа классного руководителя в социальном партнерстве с семьей в социальном партнерстве с семьей.
Выступление на районной конференции...
Приобретение школьниками социальных знаний и социального опыта в условиях общеобразовательной школы
Презентация для выступления на МО...
Работа «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», направленная на решение социальных проблем по духовно-нравственному воспитанию.
Описание работы нашего учреждения, опыт работы воспитателя по авторской программе....
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения. ...
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения Обеспеч...