Внеклассное занятие "Интеллектуальный марафон" во 2 классе .
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Одной из эффективных форм внеклассной работы , способствующей развитию интереса к знаниям, являются интеллектуальные марафоны.Такие занятия готовят учащихся к участию в олимпиадах.Первые марафоны целесообразно проводить по группам. В каждом интеллектуальном марафоне содержится 12 вопросов . Содержание каждого занятия учитель может изменять или дополнять в зависимости от уровня подготовки класса.Методическое пособие Т.Н. Максимовой "Интеллектуальный марафон" поможет подготовить занятия с учащимися 1 -4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intel._marafon_2_kl.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 35 г. Ульяновска
Конспект внеклассного занятия
по русскому языку во 2 классе
«Интеллектуальный марафон».
Подготовила:
учитель высшей категории Кобылицкая Ольга Алексеевна
Класс: 2 А
МБОУ СОШ № 35
г. Ульяновска
2014 г.
Паспорт внеклассного занятия:
Класс:2
Тема: « Интеллектуальный марафон»
Цели: развитие памяти, внимания, мышления, речи,
- учить детей анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, - способствовать актуализации полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий,
-расширение кругозора учащихся,
- способствовать повышению познавательного интереса учащихся по предметам,
- формирование навыков сотрудничества, работы в группе.
Основные дидактические методы:
Наглядный, словесный, частично – поисковый.
Оборудование: маршрутные листы, карточки с заданиями,
С.И.Ожегов «Словарь русского языка», призы,
сигнальные кружки.
Литература:
1.Н.К.Винокурова «Развиваем способности детей» 2 класс, Москва, «РОСМЭН», 2002 г.
2.Н.Винокурова « Лучшие тесты на развитие творческих способностей»,
Москва, «АСТ _ ПРЕСС», 1999 г.
3.Т.Н.Максимова « Интеллектуальный марафон» 1 – 4 классы,
Москва, « ВАКО» 2009 г.
Конспект внеклассного занятия « Интеллектуальный марафон» для учащихся 2 класса.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем решать интересные задачи, искать ответы на сложные вопросы, тренировать память, развивать ум.
Я предлагаю проверить свои силы, принять участие в интеллектуальном марафоне.
-Что такое интеллектуальный марафон?
Найдите в толковом словаре значение слов интеллект и марафон.
(Интеллект - это ум, мыслительная способность, умственное начало у человека.
Марафон – это спортивные гонки на самой длинной дистанции.)
Учитель: В «Энциклопедическом словаре» сообщается, что «Марафон – бег, в легкой атлетике бег на дистанцию 42 км 1 9 5 м. Название и дистанция связаны с легендой о др. греч. воине, прибежавшем из Марафона в Афины ( около 40 км ) с вестью о победе греков над персами ( 490 лет до н. эры )
Марафон – древнее селение в Аттике (Греция) северо-восточнее Афин.
Интеллектуальный марафон для младших школьников – это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную дистанцию.
- Разминка.
Цель: развитие быстроты реакции, сообразительности, гибкости и нестандартности мышления, подготовки памяти, концентрации внимания.
Учитель: Как можно быстрее ответьте на вопросы.
-Сколько
- дней в неделе, из них выходных?
- пальцев на ноге?
- Задних и передних лап у утки?
- времен года, зимних месяцев?
- месяцев в году, кроме летних?
-гномов у Белоснежки?
-глаз и бровей у человека?
- букв в названии нашей страны?
- букв в названии птицы белобоки?
- углов у стола, а если один отпилили, то сколько осталось?
- Он трус, и серенький, и попрыгайчик, и безбилетный пассажир.
- Что обозначает отчество человека?
- На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Вова. Сколько стало детей?
- Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец – на двухколесном. Сколько всего было колес?
-Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
- Каким по счету является « ь» в названии последнего месяца?
- Какое число у нас считается несчастливым?
Взаимопроверка ответов. Проверка правильных ответов по доске:
7, 2, 5, 2, 4, 3, 9, 7, 4, 6 (Россия), 6( сорока), 4, 5, заяц, имя отца, 3, 6, 8, 7, 6 (ноябрь), 13. Самооценка работы на маршрутном листе.
Учитель: Если у вас пока не все получилось так, как хотелось, - не расстраивайтесь! Это ведь только начало, и вы постепенно будете выполнять все в нужном темпе. Главное - верьте в свои силы, и успех придет!
4. Гимнастика для глаз.
5. Упражнение на развитие быстроты реакции.
Найдите (за 3 мин.) по три числа в ряду, сумма которых равна числу, данному в кружке.
17 20 1 16 15 14 3 47
3 4 6 5 1 2 7 10
9 7 15 4 1 10 16 21
2 5 15 8 4 7 3 16
8 4 1 3 7 6 5 17
2 4 10 5 8 7 15 12 19
Возможные ответы 17 + 16 + 14 = 47
1 + 2+ 7 = 10
7 + 4 + 10 = 21
5 + 4+ 7 = 16
8 +4 +5 =17
4 +10 +5 = 19
6.Развитие ассоциативного мышления.
Подберите к каждому существительному из правой колонки соответствующее прилагательное из левой.
Запасливая индюк
Холодная бегемот
Коварная сова
Скользкий стрекоза
Одинокий змея
Мудрая белка
Изворотливый мышь
Надутый лягушка
Толстокожий рак - отшельник
Легкомысленная птица
Юркая угорь
Вольная уж
Проверка ответов.
Учитель читает правильные словосочетания (коварная змея, скользкий уж, одинокий рак – отшельник, мудрая сова, изворотливый уж, надутый индюк, толстокожий бегемот, легкомысленная стрекоза, юркая мышь, вольная птица, запасливая белка, холодная лягушка)
7.Физминутка.
8.Интеллектуальный марафон.
Учитель: работать будем в группах. Можно пользоваться черновиком.
Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов.
Группа, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем. На столах листы с заданиями.
Задания:
1.Путем перестановки букв составьте третье слово. Необходимо использовать все буквы.
и с к + т о м = …
2.Составь и запиши из данных слов предложение.
Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.
3.Найди лишнее слово, по смыслу существенно отличающееся от остальных.
Буран, ураган, вьюга, метель, пурга.
4. Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Сколько кроликов в клетке?
5. Сумма двух чисел равна 385. Одно из них оканчивается нулем. Если 0 зачеркнуть, то получится второе число. Найти числа.
6.Столовая получила 200 кг фруктов. Яблок и апельсинов было 150 кг, а апельсинов и груш 120 кг. Сколько яблок, апельсинов и груш по отдельности получила столовая?
7.Могу ли в природе встретиться белый медведь и пингвин?
8.Назови город и реку, которые имеют одно и тоже название.
9.Назови самую длинную реку в мире.
10.Из какого произведения строки? Кто автор?
« Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать.
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось - это брюки.»
11.Кто приехал из Африки в ящике с апельсинами?
12.Что служило Дюймовочке колыбелькой в ее доме?
Взаимопроверка в группе.
Сверьте ответы :
- Мостик.(2 б.)
- Недалеко от парка прекрасный парк.(1 б.)
- Ураган, все остальное связано со снегом.(2 б.)
- 6 кроликов: 24 : 4 = 6 ( кр.); 12 : 2 = 6 ( кр.).(2 б.)
- Способ подбора: 350 и 35.(3 б.)
- Решение:
1)200 – 150 =50 (кг) – груш.
2)120 – 50 = 70 (кг) – апельсинов.
3)200 – 120 = 80 (кг)- яблок.
Ответ: 50 кг груш, 70 кг апельсинов , 80 кг яблок. ( 2б.)
7. Нет. Белый медведь живет на Северном полюсе, а пингвин – на Южном .( 2 б.)
8. Москва, Орел. (2б.)
9. Нил. (2 б.)
10. « Вот какой рассеянный» С. Маршака.(2б.)
11. Чебурашка. (1б.)
12. Скорлупка грецкого ореха. (2б.)
7, 2, 5, 2, 4, 3, 9, 7, 4, 6 (Россия), 6( сорока), 4, 5, заяц, имя отца, 3, 6, 8, 7, 6 (ноябрь), 13.
Оцените свою работу на этом этапе в маршрутном листе.
На доске:
23 - 22б.- зеленым карандашом.
21 – 16 б. – желтым.
15 – 10 б. - красным.
9.Знаете ли вы?
Откуда пошло выражение «один как перст», ведь пальцев на руке целых пять? Оно очень древнее: в старину у славян считали по пальцам ( перстам) и первые 10 цифр так и назывались – персты (до сих пор существует выражение « по пальцам перечесть»). Первым был большой палец – перст, стоящий особняком, отдельно от других сомкнутых пальцев открытой ладони. Отсюда и пошло, вероятно выражение «один как перст»…
- Подведение итогов занятия .
Учитель: Вот и закончилось наше занятие. Я уверена, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте рассматривать ваши ошибки как повод для анализа их причин и стимула для дальнейшей работы по совершенствованию творческих способностей.
_ Какое задание вам понравилось больше всего?
- На каком этапе вы испытывали трудности?
На маршрутном листе подведем итоги занятия.
Оцените свою работу.
Приложение 1.
Подготовительные упражнения. 1.Упражнение на развитие быстроты реакции.
Найдите (за 3 мин.) по три числа в ряду, сумма которых равна числу, данному в кружке.
17 20 1 16 15 14 3 47
3 4 6 5 1 2 7 10
9 7 15 4 1 10 16 21
2 5 15 8 4 7 3 16
8 4 1 3 7 6 5 17
2 4 10 5 8 7 15 12 19
2.Подберите к каждому существительному из правой колонки соответствующее прилагательное из левой.
Коварная сова
Скользкий стрекоза
Одинокий змея
Мудрая белка
Изворотливый мышь
Надутый лягушка
Толстокожий рак - отшельник
Легкомысленная птица
Юркая угорь
Вольная уж
Приложение 2.
Интеллектуальный марафон. 2 класс.
Задания:
1.Путем перестановки букв составьте третье слово. Необходимо использовать все буквы.
и с к + т о м = … 2.Составь и запиши из данных слов предложение.
Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный 3.Найди лишнее слово, по смыслу существенно отличающееся от остальных.
Буран, ураган, вьюга, метель, пурга.
4. Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Сколько кроликов в клетке?
5. Сумма двух чисел равна 385. Одно из них оканчивается нулем. Если 0 зачеркнуть, то получится второе число. Найти числа.
6.Столовая получила 200 кг фруктов. Яблок и апельсинов было 150 кг, а апельсинов и груш 120 кг. Сколько яблок, апельсинов и груш по отдельности получила столовая?
7.Могу ли в природе встретиться белый медведь и пингвин?
8.Назови город и реку, которые имеют одно и тоже название.
9.Назови самую длинную реку в мире.
10.Из какого произведения строки? Кто автор?
« Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать.
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось - это брюки.»
11.Кто приехал из Африки в ящике с апельсинами?
12.Что служило Дюймовочке колыбелькой в ее доме?
Проверь свои ответы:
- Мостик.(2 б.)
- Недалеко от парка прекрасный парк.(1 б.)
- Ураган, все остальное связано со снегом.(2 б.)
- 6 кроликов: 24 : 4 = 6 ( кр.); 12 : 2 = 6 ( кр.).(2 б.)
- Способ подбора: 350 и 35.(3 б.)
- Решение:
1)200 – 150 =50 (кг) – груш.
2)120 – 50 = 70 (кг) – апельсинов.
3)200 – 120 = 80 (кг)- яблок.
Ответ: 50 кг груш, 70 кг апельсинов , 80 кг яблок. ( 2б.)
7. Нет. Белый медведь живет на Северном полюсе, а пингвин – на Южном .( 2 б.)
8. Москва, Орел. (2б.)
9. Нил. (2 б.)
10. « Вот какой рассеянный» С. Маршака.(2б.)
11. Чебурашка. (1б.)
12. Скорлупка грецкого ореха. (2б.)
Приложение 3.
Правила работы в группе.
- Выбери главного в группе.
- Уступай и настаивай на своем.
- Не капризничай, а договаривайся.
- Выслушай предложения всех и выбери важное.
- Помоги тому, у кого не получается.
- Учись у других тому, чего не знаешь.
Маршрутный лист группы « .»
«Интеллектуальный марафон» 2 класс
Этап Итог
1. Разминка.
2. Подготовительные упражнения.
3. Интеллектуальный марафон.
4. Оцените работу своей группы
Прав. Акт.
Верьте в свои силы и успех придет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...