Внеклассное занятие "Интеллектуальный марафон" во 2 классе .
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Кобылицкая Ольга Алексеевна

Одной из  эффективных форм  внеклассной  работы , способствующей развитию интереса к знаниям, являются  интеллектуальные  марафоны.Такие  занятия готовят  учащихся  к участию  в  олимпиадах.Первые  марафоны  целесообразно  проводить  по  группам. В  каждом  интеллектуальном  марафоне  содержится 12 вопросов . Содержание каждого занятия  учитель  может изменять  или  дополнять в зависимости  от  уровня  подготовки  класса.Методическое  пособие  Т.Н. Максимовой "Интеллектуальный  марафон"  поможет  подготовить  занятия с учащимися 1 -4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intel._marafon_2_kl.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное общеобразовательное  учреждение

                                                                                                                                   средняя школа № 35  г. Ульяновска

                                       

                        Конспект внеклассного  занятия

               по русскому языку во 2 классе

            «Интеллектуальный  марафон».

                                                                                                 

                                                                                   Подготовила:

учитель высшей категории                                      Кобылицкая Ольга Алексеевна

                                                            Класс:  2 А

                                                  МБОУ СОШ № 35                        

                                                                                               

                                                                     г. Ульяновска

                                             

             

                                             2014  г.

Паспорт    внеклассного    занятия:

Класс:2

Тема: « Интеллектуальный  марафон»

Цели:  развитие   памяти, внимания, мышления, речи,

- учить  детей  анализировать, сравнивать, обобщать полученную  информацию,                                                                                                                  - способствовать актуализации полученных ранее знаний  к                                                                                                         выполнению творческих  заданий,

  -расширение  кругозора учащихся,

 - способствовать  повышению   познавательного  интереса  учащихся по  предметам,

- формирование  навыков  сотрудничества, работы  в группе.

Основные  дидактические   методы:

Наглядный,  словесный,   частично – поисковый.

Оборудование: маршрутные  листы,  карточки  с заданиями,

                         С.И.Ожегов «Словарь  русского  языка», призы,

                        сигнальные   кружки.

Литература:

1.Н.К.Винокурова «Развиваем  способности  детей» 2 класс, Москва,  «РОСМЭН»,   2002  г.

2.Н.Винокурова « Лучшие  тесты на развитие  творческих  способностей»,

Москва, «АСТ _ ПРЕСС», 1999  г.

3.Т.Н.Максимова « Интеллектуальный  марафон» 1 – 4 классы,

                                 Москва, « ВАКО» 2009  г.

Конспект   внеклассного  занятия « Интеллектуальный  марафон»                                                                                          для    учащихся       2  класса.

1.Организационный  момент.

2.Сообщение  темы   занятия.

- Сегодня  мы  будем  решать  интересные  задачи, искать  ответы  на  сложные  вопросы,  тренировать  память,  развивать  ум.

Я   предлагаю  проверить  свои   силы,  принять  участие  в   интеллектуальном  марафоне.

-Что  такое  интеллектуальный  марафон?

Найдите  в   толковом  словаре  значение слов интеллект  и   марафон.

(Интеллект -  это  ум,   мыслительная   способность,   умственное  начало  у  человека.

Марафон  –  это  спортивные  гонки   на  самой  длинной   дистанции.)

Учитель: В  «Энциклопедическом  словаре» сообщается, что «Марафон – бег, в легкой  атлетике бег на дистанцию 42  км  1 9 5  м.  Название и дистанция связаны с легендой о др. греч. воине, прибежавшем из Марафона в  Афины                  ( около  40  км ) с вестью о победе  греков  над  персами ( 490 лет до н. эры )

Марафон – древнее  селение  в  Аттике (Греция) северо-восточнее Афин.

Интеллектуальный  марафон для  младших  школьников – это соревнование  мыслительных  способностей  пусть  пока на  небольшую, но очень  важную  дистанцию.

  1. Разминка.

Цель: развитие  быстроты  реакции,  сообразительности,   гибкости и нестандартности  мышления, подготовки  памяти,  концентрации внимания.

Учитель: Как  можно  быстрее  ответьте  на  вопросы.

-Сколько

- дней в неделе, из них  выходных?

- пальцев на ноге?

- Задних и передних лап у утки?

- времен года, зимних  месяцев?

- месяцев в году,  кроме  летних?

-гномов  у Белоснежки?

-глаз и бровей у человека?

- букв в названии нашей  страны?

- букв  в названии птицы  белобоки?

- углов у стола, а если  один  отпилили, то сколько  осталось?

- Он  трус, и серенький, и  попрыгайчик, и безбилетный  пассажир.

- Что  обозначает отчество  человека?

- На   улице  гуляли  Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько  было  мальчиков? Пришел  Вова. Сколько  стало детей?

- Катались два  сына на  трехколесных  велосипедах, а их отец –                                                             на двухколесном.   Сколько всего  было  колес?

-Сколько раз  надо  отмерить, чтобы  один  раз  отрезать?

- Каким  по  счету  является « ь» в названии  последнего  месяца?

-  Какое  число у нас  считается  несчастливым?

Взаимопроверка  ответов. Проверка  правильных  ответов  по  доске:

7,   2,   5,   2,   4,  3,  9,  7,  4,    6 (Россия),    6( сорока), 4,  5,  заяц,                               имя  отца, 3, 6,   8,  7,  6 (ноябрь),  13.                                                                                                      Самооценка  работы на  маршрутном  листе.

Учитель: Если  у  вас пока не  все  получилось так,  как хотелось, - не  расстраивайтесь! Это  ведь  только  начало, и вы постепенно  будете  выполнять  все в  нужном  темпе.   Главное  - верьте  в  свои  силы, и  успех  придет!

4. Гимнастика    для     глаз.

5. Упражнение на  развитие  быстроты  реакции.

Найдите  (за 3 мин.) по  три  числа в ряду, сумма которых  равна  числу, данному в  кружке.

17   20   1  16  15  14   3              47

3      4  6  5  1  2  7                       10

9  7  15  4  1  10  16                     21

2  5  15  8  4  7  3                         16

8  4  1  3  7  6  5                            17

2  4  10  5  8  7  15  12                  19

Возможные  ответы                                                                                                                     17 + 16 + 14 = 47

1 + 2+ 7 = 10

7 + 4 + 10 = 21

5 + 4+ 7 = 16

8 +4 +5 =17

4 +10 +5 = 19

6.Развитие  ассоциативного  мышления.

Подберите   к каждому  существительному   из   правой  колонки  соответствующее     прилагательное     из     левой.

Запасливая                                 индюк

Холодная                                   бегемот                                                                  

Коварная                                      сова

Скользкий                                    стрекоза

Одинокий                                    змея

Мудрая                                        белка

Изворотливый                            мышь

Надутый                                      лягушка

Толстокожий                              рак - отшельник

Легкомысленная                        птица

Юркая                                         угорь

Вольная                                       уж

 

Проверка  ответов.

Учитель  читает правильные  словосочетания  (коварная  змея,    скользкий  уж,   одинокий  рак – отшельник,   мудрая  сова,  изворотливый  уж,    надутый  индюк, толстокожий  бегемот,  легкомысленная  стрекоза,  юркая  мышь,  вольная  птица,    запасливая  белка,     холодная  лягушка)

7.Физминутка.

       8.Интеллектуальный  марафон.

Учитель: работать  будем    в  группах.   Можно  пользоваться  черновиком.

Каждый  вопрос  оценивается определенным  количеством  баллов.

Группа, набравшая   наибольшее    количество  баллов, считается  победителем.  На  столах  листы  с  заданиями.

Задания:

1.Путем  перестановки  букв  составьте  третье  слово. Необходимо  использовать  все  буквы.

и с к  +  т о м =  …

     2.Составь и  запиши из  данных  слов  предложение.

Парк,  от,   дома,   нашего,   недалеко,   прекрасный.

3.Найди  лишнее  слово, по смыслу  существенно  отличающееся  от  остальных.

Буран,  ураган,  вьюга,  метель,  пурга.

4. Клетка  у  кроликов  была  закрыта,   но   в   нижнее  отверстие  видно   было    24  ноги,  в    верхнее   –   12  кроличьих  ушей.                                                                         Сколько  кроликов  в  клетке?

5. Сумма  двух  чисел  равна  385.  Одно  из  них оканчивается  нулем. Если  0  зачеркнуть,  то получится  второе  число. Найти  числа.

6.Столовая  получила  200  кг  фруктов. Яблок   и  апельсинов             было  150  кг,    а  апельсинов  и   груш  120  кг.                                                    Сколько  яблок,   апельсинов  и  груш  по  отдельности  получила  столовая?

7.Могу  ли  в   природе  встретиться  белый  медведь  и  пингвин?

8.Назови  город  и  реку,  которые  имеют  одно  и  тоже  название.

        9.Назови  самую   длинную  реку  в  мире.

       10.Из  какого  произведения  строки?    Кто  автор?

« Жил  человек  рассеянный

На  улице  Бассейной.

Сел  он  утром  на  кровать.

Стал  рубашку  надевать,

В  рукава  просунул  руки,

Оказалось  -   это брюки.»

        11.Кто  приехал  из  Африки в  ящике  с  апельсинами?

       12.Что  служило  Дюймовочке  колыбелькой  в  ее  доме?

Взаимопроверка  в  группе.

  Сверьте  ответы :

  1. Мостик.(2 б.)
  2. Недалеко  от парка  прекрасный  парк.(1 б.)
  3. Ураган, все  остальное  связано со снегом.(2 б.)
  4. 6 кроликов: 24 : 4 = 6 ( кр.); 12 : 2 = 6 ( кр.).(2 б.)
  5. Способ  подбора:  350 и 35.(3 б.)
  6. Решение:

1)200 – 150 =50 (кг) – груш.

2)120 – 50 = 70 (кг) – апельсинов.

3)200 – 120 = 80 (кг)- яблок.

Ответ:  50  кг  груш,  70  кг апельсинов ,  80  кг яблок. ( 2б.)

7. Нет. Белый  медведь  живет на Северном  полюсе, а пингвин – на  Южном .( 2 б.)

8. Москва, Орел. (2б.)

9. Нил. (2 б.)

10. « Вот  какой  рассеянный»  С. Маршака.(2б.)

11. Чебурашка. (1б.)

12. Скорлупка    грецкого  ореха. (2б.)

7,   2,   5,   2,   4,  3,  9,  7,  4,    6 (Россия),    6( сорока), 4,  5,  заяц,                               имя  отца, 3, 6,   8,  7,  6 (ноябрь),  13.                                                                                                      

Оцените  свою  работу  на  этом этапе  в   маршрутном  листе.

На  доске:

23 -  22б.- зеленым  карандашом.

21 – 16 б. – желтым.

15 – 10 б. -  красным.

9.Знаете  ли  вы?

Откуда  пошло  выражение «один  как перст», ведь  пальцев  на  руке  целых  пять? Оно  очень древнее: в старину у славян считали по пальцам ( перстам) и первые 10 цифр так и назывались – персты (до сих пор существует выражение « по пальцам перечесть»). Первым был большой палец – перст, стоящий особняком, отдельно от других сомкнутых пальцев открытой ладони. Отсюда и пошло,  вероятно   выражение «один как перст»…

  1. Подведение  итогов занятия .

Учитель:  Вот и закончилось наше  занятие. Я уверена, что вы смогли проявить свои лучшие  качества – сообразительность, быстроту реакции,  настойчивость. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая   личность.  Давайте  рассматривать ваши ошибки как повод для анализа их причин и стимула для дальнейшей работы по совершенствованию творческих способностей.

_ Какое задание вам понравилось больше всего?

 - На каком этапе вы испытывали  трудности?

На маршрутном листе подведем итоги  занятия.

Оцените  свою  работу.

 

                 

Приложение 1.

      Подготовительные  упражнения.                                                                                                              1.Упражнение на  развитие  быстроты  реакции.

Найдите  (за 3 мин.) по  три  числа в ряду, сумма которых  равна  числу, данному в  кружке.

17   20   1  16  15  14   3              47

3      4  6  5  1  2  7                       10

9  7  15  4  1  10  16                     21

2  5  15  8  4  7  3                         16

8  4  1  3  7  6  5                            17

2  4  10  5  8  7  15  12                  19

2.Подберите   к каждому  существительному   из   правой  колонки  соответствующее     прилагательное     из     левой.

Коварная                                      сова

Скользкий                                    стрекоза

Одинокий                                    змея

Мудрая                                        белка

Изворотливый                            мышь

Надутый                                      лягушка

Толстокожий                              рак - отшельник

Легкомысленная                        птица

Юркая                                         угорь

Вольная                                       уж

Приложение 2.

                                                                                                           Интеллектуальный   марафон. 2 класс.

Задания:

1.Путем  перестановки  букв  составьте  третье  слово. Необходимо  использовать  все  буквы.

и с к  +  т о м =  …                                                                                                      2.Составь и  запиши из  данных  слов  предложение.

Парк,  от,   дома,   нашего,   недалеко,   прекрасный                                               3.Найди  лишнее  слово, по смыслу  существенно  отличающееся  от                 остальных.

Буран,  ураган,  вьюга,  метель,  пурга.

  4. Клетка  у  кроликов  была  закрыта,   но   в   нижнее  отверстие  видно   было    24  ноги,  в    верхнее   –   12  кроличьих  ушей.                                                                           Сколько  кроликов  в  клетке?

5. Сумма  двух  чисел  равна  385.  Одно  из  них оканчивается  нулем. Если  0  зачеркнуть,  то получится  второе  число. Найти  числа.

6.Столовая  получила  200  кг  фруктов. Яблок   и  апельсинов             было  150  кг,    а  апельсинов  и   груш  120  кг.                                                    Сколько  яблок,   апельсинов  и  груш  по  отдельности  получила  столовая?

7.Могу  ли  в   природе  встретиться  белый  медведь  и  пингвин?

8.Назови  город  и  реку,  которые  имеют  одно  и  тоже  название.

9.Назови  самую   длинную  реку  в  мире.

10.Из  какого  произведения  строки?    Кто  автор?

« Жил  человек  рассеянный

На  улице  Бассейной.

Сел  он  утром  на  кровать.

Стал  рубашку  надевать,

В  рукава  просунул  руки,

Оказалось  -   это брюки.»

11.Кто  приехал  из  Африки в  ящике  с  апельсинами?

12.Что  служило  Дюймовочке  колыбелькой  в  ее  доме?

Проверь   свои   ответы:

  1. Мостик.(2 б.)
  2. Недалеко  от парка  прекрасный  парк.(1 б.)
  3. Ураган, все  остальное  связано со снегом.(2 б.)
  4. 6 кроликов: 24 : 4 = 6 ( кр.); 12 : 2 = 6 ( кр.).(2 б.)
  5. Способ  подбора:  350 и 35.(3 б.)
  6. Решение:

1)200 – 150 =50 (кг) – груш.

2)120 – 50 = 70 (кг) – апельсинов.

3)200 – 120 = 80 (кг)- яблок.

Ответ:  50  кг  груш,  70  кг апельсинов ,  80  кг яблок. ( 2б.)

7. Нет. Белый  медведь  живет на Северном  полюсе, а пингвин – на  Южном .( 2 б.)

8. Москва, Орел. (2б.)

9. Нил. (2 б.)

10. « Вот  какой  рассеянный»  С. Маршака.(2б.)

11. Чебурашка. (1б.)

12. Скорлупка    грецкого  ореха. (2б.)

                                   

        

Приложение  3.

              Правила  работы  в группе.

  1. Выбери  главного  в группе.
  2. Уступай  и  настаивай  на  своем.
  3. Не  капризничай, а договаривайся.
  4. Выслушай  предложения  всех  и  выбери  важное.
  5. Помоги  тому, у  кого не  получается.
  6. Учись у других  тому, чего  не знаешь.

Маршрутный   лист  группы  «                                                      .»

               «Интеллектуальный  марафон»      2 класс                                                        

                               Этап                                                      Итог                                                      

    1.     Разминка.                    

 

         

            2.     Подготовительные  упражнения.                          

                                       

       

             3.  Интеллектуальный  марафон.

           

           

             

                 4. Оцените   работу   своей   группы

                                                                                                      Прав.            Акт.

        Верьте     в     свои     силы    и    успех    придет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...