Родительское собрание "Принятие чувств ребёнка"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Костюченко Марина Васильевна

Работа дискуссионного клуба с упражнениями "Принятие чувств" и "Коридор разных чувств",  анкетой для родителей "Как я понимаю своего ребёнка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Принятие чувств и эмоций ребёнка”

Цель:

  1. Познакомить с понятиями «активное слушание», «язык принятия», «безусловная любовь», «условная любовь», «Я – сообщение».
  2.  Формирование сопереживания и путей его становления у младших школьников.
  3. Формирование навыков сотрудничества с ребенком и признание права ребенка на выбор.

 
4.Формирование семейных традиций в воспитании эмоциональности ребенка.

Задачи:

  1. Формирование у родителей языка принятия и отработка навыка активного слушания.
  2.   Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Предварительная подготовка: вопросы для родителей «Практикум принятия чувств», оформление доски

ХОД СОБРАНИЯ

1.Вступительное слово учителя.

Семья — это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. 

Чем проповедь выслушивать,

 Мне лучше бы взглянуть.

 И лучше проводить меня.

 Чем указать мне путь.

 Глаза умнее слуха,

 Поймут все без труда.

 Слова порой запутаны,

 Пример же — никогда.

 Тот лучший проповедник —

 Кто веру в жизнь провел.

 Добро увидеть в действии —

 Вот лучшая из школ.

 И если всё мне показать —

 Я выучу урок.

 Понятней мне движенье рук.

 Чем быстрых слов поток.

 Должно быть, можно верить

 И мыслям, и словам,

 Но я уж лучше погляжу,

 Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

 Твой правильный совет.

 Зато пойму, как ты живешь,

 По правде или нет.

 - Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшний наш разговор будет о принятии чувств и эмоций ребёнка.

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

К эмоциональным состояниям человека относят:

-настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);

 -аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);

-чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);

-стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях). Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

В нашей жизни есть только три человека: Мама, Папа и Я. Все последующие взаимодействия вырастают из этих трех человек. Если нас не принимают такими, какие мы есть, наша жизнь не имеет силы разворачиваться в своей полноте, и тогда нам трудно бывает сказать: Мама, папа, спасибо за жизнь! Я живу с удовольствием».

«Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

С началом первого учебного года ребенок чаще попадает в ситуации оценивания его знаний и умений. И родители попадают в подобную ситуацию. Во-первых, школа является сильным якорем, который вытягивает собственные чувства, воспоминания меня как ученика. Меня оценивают, какой я родитель. И здесь можно попасть в ловушки:

- Неуверенный родитель и сомневающийся – оценивают и меня, справляюсь я с воспитанием или нет. Ребенок – это мое лицо.

- Успешный в карьере родитель – мой ребенок может быть только лучшим.

- И мы начинаем все чаще и чаще говорить детям: «Ты уже взрослый…»

Часто родителю кажется, что ребенок плохо ведет себя специально, чтобы насолить или навредить. Или прикидывается, что не понимает, или понимает все, делает назло. Не всегда это так. Любое поведение ребенка – это крик: «Любите меня», «Я хочу только, чтобы меня любили», и поэтому очень важно понимать причину, что стоит за конкретным действием ребенка, а для этого необходимо настроиться на его волну.

Почему сказки начинаются так: «Жили – были бабушка и дедушка»? И нет сказок, которые начинались бы так: «Жили, были мама и папа»? Дать возможность родителям поразмышлять и задуматься. И подвести их к мысли, что баба и дед на символическом уровне означают родительскую мудрость, которая необходима ребенку для роста здоровой и гармоничной личности.

В настоящее время мы становимся родителями задолго до того, как приобретаем эту житейскую мудрость. И есть очень много институтов по разным специальностям, но нет школ, где учат быть мудрыми папами и мамами. Многие начинают учиться только на собственном ребенке, иногда вспоминая, как воспитывали их. И здесь сразу возникает риск попасть в ловушку, когда человек вспоминает, как поступали с ним, и делает так же, или с точностью до, наоборот, при этом забывая, что есть и третий и четвертый вариант развития конфликта и события и отношения к данной проблеме.  

2.Работа над  отрывком  из сказки сказкотерапевта Д. Соколова

Поймайчик Агао с планеты людчей

На далекой-далекой планете живут очень похожие на нас существа. И язык их, и обычаи только чуть-чуть отличаются от наших. Они называют себя не люди, а людчи. Ребенок у них называется любенок, мальчик-поймайчик и так далее.

И вот жил на этой планете поймайчик Агао. Был он совсем как все, и только в одном отличался. Дело в том, что у каждого любенка было семь родителей. Их звали породитель, наградитель, погрозитель, оградитель, рачитель, врачитель и переродитель. А у Агао было только шесть родителей. Переродителя у него почему-то не было.

У каждого родителя было, конечно, свое дело. Переродитель отвечал за то, чтобы любенок рос и изменялся. А вот Агао никогда не изменялся. Он всегда оставался одним и тем же. Ему было скучно и он мечтал, что когда-нибудь - когда-нибудь! - он найдет своего переродителя.

Однажды он сказал:

-Хватит! Я как не людча. Пойду искать своего переродителя.

Его шестеро родителей уговаривали Агао остаться, но он не послушался. Тогда они устроили ему прощальный пир. Накрыли огромный стол. Каждый родитель принес с собой подарков, чтобы дать своему любенку в дорогу. Породитель дал ему сухого молока и бульонных кубиков. Оградитель принес мешок, в котором были упакованы шуба, шапка, сапоги, перчатки, темные очки и еще килограмм 20 всяких ненужных вещей. Грозитель вручил ему боксерские перчатки и деревянную дубинку. Учитель - блокнот и ерундаш, чтобы записывать, сколько чего есть, сколько истрачено и сколько еще осталось. Врачитель - зеленку-веселенку и прочие озадоровители. И только Наградитель пришел на этот вечер с пустыми руками. Агао в начале вечера был такой урадостный, а потом решил обидеться на Наградителя - ведь тот всегда дарил больше всех, а тут… Но после стола Наградитель подошел к нему сам и сказал:

- Я долго думал, что лучше дать тебе в дорогу. Еду, ты съешь, вещи сломаются и растеряются. Я решил дать тебе самое лучшее из того, что дал мне когда-то мой родитель-наградитель. Освободи, пожалуйста, немного места на дне своего сердца.

- Это трудно сделать, - сказал Агао.

- Хорошо, давай я тебе помогу. Там нет случайно такого чувства, что ты плохой?

Агао подумал и сказал:

- Есть. Оградитель говорил, что я везде лезу, рачитель говорил, что я все теряю, а погрозитель повторял, что я расту плохим.

- Вот-вот. Знаешь, давай вытащим оттуда то, что ты плохой. Это неправда. Теперь там есть место?

- Да - Порядочно!

- Положи туда и накрепко запомни вот что: ты - хороший. В самую глубину сердца. Туда, где рождаются мысли.

- Я - хороший?

- Да, ты - хороший.

Потом еще были проводы, танцы, песни, потом все легли спать, а наутро Агао взвалил себе на плечи мешок (хотя шубу и шапку он все же оставил) и отправился в дорогу.

Насколько важно в жизни ребенку чувство «Я хороший»?

Я согласна с вами, что это сложно, социум и система выдвигают иные требования: Побеждает сильнейший! Трус не играет в хоккей! Это внутреннее напряжение в какой – то степени быть всегда победителем и успешным! Чтобы побеждать, важно знать, что в одном месте меня любят независимо от моих успехов и оценок. И при этом сохранить баланс, чтобы ребенок был замотивирован  учиться, стремился к знаниям. Начинать, я думаю, необходимо все равно с безусловного принятия. Что такое и с чем его едят?

У каждого из вас опыт общения с собственным ребенком и другими людьми. И ежедневно вы говорите своему ребенку о своей любви к нему. Сейчас вы получите фразы родителей, которые считаются неэффективными. Эти родители, конечно, тоже любят своего ребенка и хотят ему лучшего, но выразить свою любовь, показать ее могут в неэффективном варианте. Вам нужно будет переделать фразу, чтобы смысл послания остался, но ребенок почувствовал, что принимают и любят все равно.

3. Упражнение «Принятие чувств»

Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребёнка. Образцы заданий и возможные варианты ответов:

  1. «Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).
  2. «Не бойся. Собака тебя не тронет».(«Симпатичный пёс… Но если боишься, давай перейдём на другую сторону»).
  3. «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется». («Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»)
  4. «Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…»(«Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).
  5. «Ты что, жадный? А ну поделись, он же младше тебя!» («Мне жаль, что ты не хочешь поделиться с сестрой игрушками.  Может быть, попробуем договориться?»)
  6.  «Вечно ты бросаешь свой рюкзак где попало!» («Сегодня твой рюкзак лежит не на месте»).
  7. «Всё время ты опаздываешь» («Ты опоздал сегодня на 15 минут»).
  8. «С тобой бесполезно что-либо обсуждать, ты никогда ничего не слушаешь!» («Когда я хочу поделиться с тобой чем – то очень важным и вижу, что тебе это не интересно, у меня все валится из рук, и мне хотелось бы, чтобы ты меня выслушал»).
  9. «Ты опять не вынесла мусор?» («Я понимаю, что тебе не хочется или неприятно возиться с мусором, но у каждого есть свои обязанности по дому и ты достаточно взрослая, чтобы тоже их иметь. Давай обсудим эту ситуацию»).

Возможно добавить фразы и обсудить, которые предложат сами родители.

В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием  «активного слушания», «Я - высказывания», «языка понятия».Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребёнок пытается вам сказать на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (ещё один термин, описывающий это явление, - «эмпатия»). Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому этот навык необходимо тренировать постоянно.

Важно акцентировать внимание родителей на том, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь. Все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения.

Важно обратить внимание, что в ответах были использованы «Ты-сообщения» и «Я-сообщения». Подвести родителей, что «Ты-сообщения» часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать»).

«Я-сообщения» являются более эффективным способом в плане влияния на ребёнка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между людьми.

Разговаривая с ребенком на «языке принятия», мы говорим ему о своей безусловной любви, когда любим за то, что он есть в этом мире. Безусловно принимать ребенка – это значит любить его не за то, что он красивый, отличник, помощник, а просто так, за то, что есть!

Именно в первые годы жизни ребенку необходима всепоглощающая любовь матери, ее безусловное принятие, которое в конечном итоге формирует доверие к миру и чувство уверенности в себе. Если мать воспитывает ребенка одна, ей приходится сочетать в себе разные качества: принимающего и не принимающего родителя.

На самом деле человек живет в мире, где ему что-то нравится, а что-то нет, он испытывает разные чувства и  по отношению к своему ребенку: и позитивные, и негативные, потому быть и принимающим, и непринимающим для него очень естественно. Иногда, надевая на себя личину принимающего все и вся, человек оказывается неискренен перед собой и другими людьми, а это очень хорошо могут чувствовать его близкие, в первую очередь дети. Ребенок все равно поймет, что родителям не нравится,  как он себя ведет. Пытаясь казаться добрыми, родители делают вид, будто одобряют почти все поступки детей. Такое поведение Томас Гордон называет «неискренним принятием».

4.Упражение «Коридор разных чувств».

Цель: дать родителям возможность побывать в роли ребенка, что он может чувствовать, слушая мнения разных людей о самом себе.

Родители становятся в две шеренги. Задача в одной шеренге говорить слова поддержки и фразы принятия. Задача в другой – говорить фразы непринятия, оценивания, суждения, недоверия. Каждый родитель с закрытыми глазами проходит через коридор, в котором одновременно две шеренги говорят, что стоит у них в задачах. После можно обсудить, куда тянет. Какие чувства? И подвести, что тоже самое чувствует и ребенок.

5.Резюмирование.

Что нового узнали?

Как новые знания пригодятся в жизни?

Что понравилось? И что нет?

6.Пожелания.

1.Несколько правил,  которые необходимо знать:

  •  Можно выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не личностью;
  • Можно обсуждать действие ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.
  • Осуждая действия ребенка, лучше использовать «временный » язык, а не «постоянный».

2.Навык активного слушания необходимо постоянно тренировать, чтобы он стал частью вашей жизни.

7.Домашнее задание.

  • 20 минут каждый день посвящать своему ребёнку полностью с установкой «Пусть весь мир подождет». Эти 20 минут только ваши, когда в целом мире есть только Я и Мой ребёнок. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество!
  • Родителям дать заполнить таблицу «Как я понимаю своего ребёнка».

Примерный перечень вопросов:

  • Моё любимое животное и почему.
  • Моё нелюбимое животное и почему.
  • Мой любимый цвет и почему.
  • Мой нелюбимый цвет и почему.
  • Моя любимая сказка.
  • Сказка, которая мне нравится.
  • В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…
  • А не нравится…
  • Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал…Почему?
  • Доброго волшебника я попросил бы о…
  • А злого попросил бы о…Почему?
  • В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

п/п

Ответ родителя

Ответ за ребёнка

Ответ ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ваш ребёнок идёт в 1 класс"

Круглый стол для родителей будущих первоклассников, на котором рассматриваются проблемы готовности детей к обучению в школе и даются ответы на часто задаваемые вопросы....

родительского собрания: «Здоровый ребёнок сегодня – здоровое поколение завтра»

Девиз: «Мы живём не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить» (древнегреческий философ Сократ)Цель: формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их ...

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей...

Родительское собрание : «Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным»

   «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы  поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам...

Родительское собрание «Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным»

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и на два, прежде всего потому, что у ребенка не сформирован...