План воспитательной работы в 1 классе (2013-2014 учебный год)
материал (1 класс) на тему
Система воспитательной работы и самоуправления в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_kl_ruk_kr.doc | 797 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Купреевская средняя общеобразовательная школа
Классный руководитель: Круглова С. Г.
Модель воспитательной деятельности учащихся 1-го класса
в рамках внедрения ФГОС
Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитательной деятельности обучающихся МКОУ Купреевской СОШ являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Устав общеобразовательного учреждения МКОУ Купреевской СОШ, Программа развития Школы, система воспитательной работы школы.
В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.
Учебный план для начальной школы включает для каждого класса не менее 5 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Цель воспитательной деятельности: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи:
1. Формирование ученического коллектива.
2. Осуществлять изучение условий жизни и личности каждого ученика.
3. Выявить слабоуспевающих и часто болеющих учеников, организовать работу по предупреждению неуспеваемости.
4. Привлекать к сотрудничеству школьного социолога.
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
6.Развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ученика, вовлекать ребят в различные формы творческой деятельности.
7.Обеспечивать развитие коммуникативной компетентности как компонента общей культуры человека.
8. Воспитание патриотизма.
9. Создание классных традиций.
10. Проводить различные виды диагностики.
11. Начать организацию классного самоуправления .
Информация о классе
Название «Солнышко»
Девиз: «Нам солнышко светит, сияет. Учиться и жить помогает.»
Песня _ « Я и солнышко»
Слова: Николай Денисов, музыка: Евгения Зарицкая
1. В небе звёздочки отправились спать.
Слушай, Солнышко, пора нам вставать!
Серых туч сегодня, кажется, нет.
Будет чистым твой румяный рассвет.
Улыбнулись нам с тобою цветы —
Им понравились с утра я и ты.
Нам вдвоём на свете радостней жить.
Слушай, Солнышко, давай-ка дружить!
Припев:
Пой, пой над землёй вместе со мной,
Шар, шар золотой, яркий такой,
Чтоб на земле стало светлей
И ещё веселей!
2.Сколько стран на свете — не сосчитать.
С добрым утром — я хочу им сказать.
Мне становится ясней с каждым днём,
Что под солнышком одним мы живём. Припев (2раза)
Речевка:
Пусть дождик польёт,
Пусть наступит жара,
Мы добрые будем вершить чудеса
И не отступим назад никогда!
Эмблема
В 1 классе 9 человек. Из них 5 девочек и 4 мальчика. Большинство детей одного возраста – 2006 года рождения. Дроздов Глеб, Дроздов Тимур, Щепетова Диана – 2007 года рождения.
Результаты анкетирования показали, что память развита у 3 учащихся на высоком уровне, у 4 – на среднем, у 2 – на низком; внимание - 3 учащихся на высоком уровне, у 4 – на среднем, у 2 – на низком; мышление - 2 учащихся на высоком уровне, у 4 – на среднем, у 3 – на низком.
По состоянию здоровья медицинской службой определены: I группа здоровья – 6 учеников, II группа здоровья - 3 ученика.
Многие дети посещали детский сад, умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, но пока ещё не всегда умеют управлять своим поведением. В классе есть гиперактивные дети. Это - . Нет замкнутых детей, трудно контактирующих с коллективом.
В классе есть дети из многодетных семей: Груздева Варя(3 детей), Щепетова Диана (3 детей), Шепелёва Катя (3 детей). Все дети из полных семей.
Дети очень активны, доброжелательны, способны дружить, сопереживать друг другу.
Большая часть детей не подготовлены к школе. Многие знают буквы, отвечают на поставленные вопросы. Все ученики стараются обсуждать, решать поставленные задачи.
Самоуправление в классе работает со 2 четверти под девизом «Нам солнышко светит, сияет. Учиться и жить помогает». Обязанности (выборные и сменные):
- ответственный за здоровье и спорт – Крепыш
- за учение – Знайка
- за общение – Добряк
- за досуг – Затейник
- за развитие личностных качеств (уход за комнатными цветами) – Лесовичок
Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающие работу, выбирает командира и помощника командира. Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.
Родительские собрания посещают в основном мамы. За всеми детьми хороший контроль.
Ведется работа по сплочению ученического и родительского коллективов. Планируется провести совместные мероприятия, помогающие лучше понять друг друга . Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям.
- Психолого-педагогическое просвещение.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
- Участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и классе.
Необходимо продолжать изучение особенностей детей, их семей и условий жизни для правильного построения воспитательного процесса.
Список класса с поручениями
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения | Поручение |
1 | Груздева Варя | 7. 05. 06. | командир |
2 | Демидова Катя | 21. 12. 06. | добряк |
3 | Дроздова Ирина | 20. 06. 06. | лесовичок |
4 | Дроздов Глеб | 17. 01.07. | добряк |
5 | Дроздов Тимур | 8. 03. 07 | крепыш |
6 | Поляков Егор | 26. 10. 06 | лесовичок |
7 | Шепелёва Катя | 7. 08. 06. | знайка |
8 | Шмелёв Саша | 23. 08. 06. | помощник командира |
9 | Щепетова Диана | 22. 01. 07. | затейник |
Циклограмма воспитательной работы классного руководителя
Ежедневно:
- Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
- Организация питания учащихся.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
- Проверка дневников учащихся.
- Проведение мероприятий в классе (по плану).
- Работа с родителями (по ситуации).
Каждый месяц:
1.Сбор денег, раздача денег (питание)
Один раз в четверть:
- Оформление классного журнала по итогам четверти.
- Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
- Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
- Проведение открытого мероприятия.
- Оформление личных дел учащихся.
- Анализ и составление плана работы класса.
- Статистические данные класса (1 сентября)
Социальный паспорт 1 класса Классный руководитель _Круглова С. Г._
1.Общее количество детей в классе
Кол-во семей 9 Членов семей – 36 ч.
Состав семьи:
Количество семей, где 1 ребенок (Ф.И. ребенка) | Количество семей, с 2 детьми | Количество семей, 3 детьми | Количество семей, где 4 и более детей |
1.Поляков Егор 2.Шмелёв Саша | 1. Демидова Катя 2.Дроздова Ирина 3.Дроздов Глеб 4.Дроздов Тимур | 1.Груздева Варя 2.Шепелёва Катя | 1.Щепетова Диана |
Тип семьи:
- Полных семей (кол-во) - 9
- Воспитывающиеся одним отцом - 0
- Воспитывающиеся отцом и мачехой - 0
- Воспитывающиеся матерью и отчимом - 1
- Воспитывающиеся одной матерью - 0
- Воспитывающиеся матерью-одиночкой – 0
- Семьи, где родители-инвалиды – 0
- Студенческие семьи - 0
- Семьи, получающие пособие по потере кормильца - 0
- Многодетные семьи (всего семей ) - 3
- Малообеспеченные семьи - 9
- Семьи несовершеннолетних родителей - 0
- Семьи ликвидаторов Чернобыльской аварии
- Афганистан - 0
- Чечня - 0
- Дагестан - 0
- Переселенцы - 0
Неблагополучные семьи:
- Семьи с аморальным поведением - 0
- Родители, не занимающиеся воспитанием детей, не содержащие их материально - 0
- Семьи, стоящие в ПДН - 0
4.Семьи, стоящие на внутришкольном учете - 0
- Родители, страдающие психическими расстройствами - 0
- Судимые родители - 0
- Семьи безработных родителей - 9
Трудные дети - 0
Дети инвалиды - 0
Опекаемые дети – 0
Список родительского комитета
Общественное поручение | ФИО | Телефон |
Здоровье | Груздева Н.А. | |
Финансовая комиссия | Шепелёва Е.И. | |
Социально-бытовая комиссия | Полякова Ю.Б. | |
Учебная комиссия | Дроздова А.А. |
Работа с родителями
- Родительские собрания:
Дата проведения | Основные вопросы |
1 неделя сентября | а) ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт б) основные требования к первокласснику в) организационные вопросы по благоустройству класса. г) выборы родительского комитета |
4 неделя сентября | а) лекторий «Режим дня первоклассника» б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса в) организационные вопросы |
3 неделя октября | а) лекторий «Родителям о проектной деятельности» б) итоги 2 четверти» в) диагностика «Адаптация» г) организация осенних каникул. |
3 неделя декабря | а) лекторий «Формирование культуры здоровья у ребёнка». б) итоги полугодия; итоги диагностики «Адаптация» в) организация зимних каникул. |
3 неделя марта | а) лекторий «Привитие интереса к чтению» б) итоги 3 четверти» в) организация весенних каникул |
2 неделя мая | а) итоги учебного года; б) итоговая диагностика «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» б) организация летних каникул. |
1.Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня.
- Проведение индивидуальных консультаций для родителей (еженедельно).
- Участие родителей в совместных делах класса (ежемесячно).
- Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря.
- Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты
Учет посещаемости родительских собраний
№ п/п | Ф.И. ребенка | |||||||
Дата проведения | ||||||||
6.09 | 26.09 | 29.10 | 24.12 | |||||
1 | Груздева Варвара | + | + | + | - | |||
2 | Демидова Екатерина | + | + | + | + | |||
3 | Дроздова Ирина | + | + | + | + | |||
4 | Дроздов Глеб | + | + | + | + | |||
5 | Дроздов Тимур | + | + | + | + | |||
6 | Поляков Егор | + | + | + | + | |||
7 | Шепелёва Екатерина | + | + | - | + | |||
8 | Шмелёв Александр | + | + | + | + | |||
9 | Щепетова Диана | + | - | + | - |
Основные направления воспитательной работы
1. Гражданско-патриотическое, нравственное
Задачи: Формирование патриотического сознания, чувства верности своей Родине. Приобщение учащихся к традициям и истории Отечества, города, семьи школы, развитие и совершенствование системы нравственного воспитания.
2. Оздоровительно-правовое
Задачи: Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально-адаптированной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентациями, формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.
3. Интеллектуально-познавательное
Задачи: Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
4. Художественно-эстетическое
Задачи: Развитие творческих способностей у учащихся, формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации, формирование художественного и эстетического вкуса.
5. Духовно — нравственное
Задачи: Формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы по отношению к другим людям, приобщение к православным духовным ценностям.
6. Работа с родителями
Задачи: Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательного процесса школы, включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности ОУ, повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Месяц | Интеллектуально- познавательное | Гражданско-патриотическое, нравственное. Духовно-нравственное | Художественно-эстетическое | Оздоровительное, правовое | Методико-диагностическое, трудовое | Лекционно-познавательное (для родителей) |
Сентябрь | 1. Дистанционная Всероссийская общепредметная олимпиада «День знаний» (3.09) 2.Экскурсия в школьный музей. | 1.Всероссийский урок, посвящённый 20 летию Конституции Российской Федерации. (2.09) 2.Торжественная линейка к 1 сентября. (выступление) 3.Беседа «Правила безопасного поведения в школе» (06.09. – Кл. рук) 3. Кл.час «Чрезвычайные ситуации вокруг нас» (27.09) | 1.Оформление классного уголка. 2.Выставка рисунков на тему «Я и моя семья» 3.Оформление стенда «Русские народные промыслы» |
2.Экскурсия в природу «Красота осени». | 1.Работа по благоустройству класса (родители) 2. Диагностика № 1 «Рамочка для фотографии. | Родительское собрание № 1 а) ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт б) основные требования к первокласснику в) организационные вопросы по благоустройству класса. г) выборы родительского комитета. Родительское собрание № 2 а) лекторий «Режим дня первоклассника» б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса в) организационные вопросы |
Октябрь | 1. Беседа «Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний» (13.09. – Кл. рук.) | 1.Поздравление с «Днём пожилого человека». Выпуск поздравительных открыток. (01.10 – Кл.рук.) 2.Работа над проектом «Моя малая Родина» Экскурсии « Достопримечательности д Купреево.» | 1. Участие в празднике День учителя. 2.Праздник «Мы первоклассниками стали» | 1. Осенние прогулки на свежем воздухе. 2.Подвижные игры на свежем воздухе. 3.Внекл. мероприятие «Осторожно огонь!» | 1. Генеральная уборка класса (Кл. рук.) 2.Диагностика «Адаптация | Родительское собрание № 3 а) лекторий «Родителям о проектной деятельности» б) итоги 2 четверти» в) диагностика «Адаптация» г) организация осенних каникул. |
Ноябрь | 1.Игровая программа «Трям! Здравствуйте! (День приветствий) (21.11 – Кл. рук.) 2.»Праздник Осени» | 1 Кл. ч. «День народного единства». (Кл. рук.) 2.Кл.ч. – игра (День толерантности) «Сказка ложь, да в ней намек…» (16.11. – Кл. рук.) 3. Кл. ч. «День матери» (27.11. – Кл. рук.) | 1.Выставка рисунков «Я рисую мамочку». (21.11.- 26.11. – Кл. рук.) 2.Кл. ч. «Урок этикета» (От улыбки станет всем светлей) (Кл. рук.) | 1.«Веселые старты». (Кл. рук.1-х кл.) 2.Кл. ч. «Мы тоже имеем права!» (18.11. – Кл. рук.) | 1. Диагностика «Уровень воспитанности и групповой сплочённости» | Проведение индивидуальных консультаций для родителей на тему «Как организовать повтор изученного материала на уроке дома» |
Декабрь | 1.Викторина «По дорогам сказок». 2.Игра-путешествие «Как встречают Новый год в разных странах?» (23.12. – Кл. рук.) | 1.Кл. ч. «Дарите людям доброту!» 02.12. – Кл. рук. 2. Кл.ч. «Конституция – основной Закон.» (12.12. – Кл. рук.) | 1.Конкурс рисунков «Новогодние желание». (Кл. рук.) 2.Кл. ч. «Урок этикета» (Мы идем в гости) (Кл. рук.) 3.Новогодняя ёлка. Участие. | 1.Тема проекта : «Помогите птицам, друзья». 2.Игровые состязания «Зимние забавы». (Кл. рук.) | 1.Оформление класса к Новому году. Кл. рук, родители). 2Диагностика »Градусник» | 1. Родительское собрание №4 а) лекторий «Формирование культуры здоровья у ребёнка». б) итоги полугодия; итоги диагностики «Адаптация» в) организация зимних каникул. |
Январь | 1.Катание с гор. (Каникулы – Кл. рук., родители) Кл. ч. «Ежели вы вежливы» (Всемирный день «спасибо») (Кл. рук.) | 1.Выставка рисунков «Как я провел каникулы». (Кл. рук.) 2.Кл. ч. «Урок этикета» (Я среди других) (Кл. рук.) | 1.Лыжные гонки (Кл. рук.) | 1.Анкетирование «Что я люблю в своей школе». (Кл. рук.) 2. Диагностика №3. «Краски».
| Проведение индивидуальных консультаций для родителей «Воспитание культуры поведения в общественных местах» | |
Февраль | 1.Конкурсная программа «А, ну-ка, мальчики!» (Кл. рук.) 2. Принятие в детское объединение «Светлячки» | 1.«День доброты». (Беседа) (Кл. рук.) 2.Кл. ч. «Урок мужества». (Кл. рук.) 3. Операция «Сюрприз» подарок воину. (Кл. рук.) | 1.Выставка рисунков к Дню защитника Отечества. 2. Кл. ч. «Урок этикета» (У меня зазвонил телефон) Кл. рук.) | 1.Беседа «Поговорим о вредных привычках» Кл. рук.) 2.Диагностика здоровья учащихся. (Мед. работник – в течение месяца | 1.Генеральная уборка класса. (Кл. рук., родители) 2. Диагностика №4. «Фотографии». | Индивидуальные консультации «Школа и здоровье нашего ребёнка» |
Март | 1.Праздник «Спасибо, Азбука!» (Кл. рук.) | 1.Кл. ч. «День Земли» (Кл. рук) | 1.Конкурсная программа «Дюймовочка. (Кл. рук.) 2.Кл. ч. «Урок этикета» (Поздравления и пожелания.) (Кл. рук.) | 1.Кл. ч. «Секреты здорового питания». (Кл. рук) | 1.Анкетирование «Занятость детей на каникулах». | Родительское собрание № 5 а) лекторий «Привитие интереса к чтению» б) итоги 3 четверти» в) организация весенних каникул |
Апрель | 1.Викторины на тему, посвящённые «Дню космонавтики» (11.04.-12.04. – Кл. рук.) | 1.Кл.час«Как быть прилежным и старательным» (Кл. рук.) | 1.День смеха. (Игры, конкурсы) (Кл. рук.) | 1.День здоровья. (Беседа о ЗОЖ, спортивные игры) | 1. Диагностика «Уровень воспитанности и групповой сплочённости» | 2. Индивидуальные консультации для родителей «Организация школьников дома» |
Май | 1.Викторина «Красный, желтый, зеленый!» (Кл. рук.) | У 1.Урок памяти. «Этих дней не смолкнет слава» (08.05. – Кл. рук.)
| 1.Конкурс рисунков «Мир глазами детей». (02.05. – 08.05. Кл. рук.) | « 1.Час игры» (Кл. рук.) | 1.Участие в субботнике. | Родительское собрание №6 а) итоги учебного года; б) итоговая диагностика «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» б) организация летних каникул. |
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диагностика в работе с классным коллективом.
- Сентябрь. Диагностика № 1 «Рамочка для фотографии
- Октябрь. Диагностика «Адаптация»
- Ноябрь. Диагностика «Уровень воспитанности и групповой сплочённости»
- Декабрь. Диагностика №2 «Градусник»
- Январь. Диагностика №3. «Краски».
- Февраль. Диагностика №4. «Фотографии».
- Апрель Диагностика «Уровень воспитанности и групповой сплочённости»
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся в 1 классе.
1 класс
Диагностика №1. «Рамочка для фотографии».
Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки.Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
Диагностика №2. «Градусник».
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38,39, 40, 41 градус.(запись на доске). Нормальная температура 36,6 у него нет тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура бывает 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них безусловно появится при названии этого предмета. Например: русский язык -39, математика -36,6 т.д.
Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Диагностика №3. «Краски».
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся- раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностика №4. «Фотографии».
Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли «фотографов»- сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
- “0” - всегда нет или никогда.
- “1” - очень редко, чаще случайно.
- “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
- “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
- “4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности
- 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
- 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
- 1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
- Низкий уровень:
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
- Средний уровень:
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
- Хороший уровень:
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
- Высокий уровень :
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Определение индекса групповой сплоченности по методике Сишора
Назначение и инструкция. Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.
Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
5. Живу и существую отдельно от нее (1)
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1)
2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
3. Не вижу никакой разницы (3)
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4)
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
6. Не знаю, трудно сказать (1)
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве классов (1)
4. Не знаю, трудно сказать (1)
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю. (1)
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю (1)
Уровни групповой сплоченности
15 баллов и выше — высокая;
11 — 14 баллов — выше средней;
7 — 10 — средняя;
4 — 6 — ниже средней;
4 и ниже — низкая.
Итоговая диагностика
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(адаптированная методика Е.Н. Степанова)
Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1.Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0
2.В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0
4.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы
4 3 2 1 0
5.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы
4 3 2 1 0
6.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем
4 3 2 1 0
7.Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0
8.Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0
9.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0
10.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0
11.В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0
12.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0
13.В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0
14.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0
15.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0
16.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
Обработка результатов:
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.
Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Адаптация.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.
Анкета для родителей учащихся 1 класса.
Уважаемые родители первоклассников!
Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.
Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.
Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия.
Ф.И. ребенка_____________________________Класс______
Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1.Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью
- затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
- пока нет
- не совсем
- в основном да
- затрудняюсь ответить
3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.
- засыпает с трудом
- долго не может заснуть, хотя очень устал
- внезапно просыпается ночью, плачет
- разговаривает во сне
- просыпается с трудом
- утром сонный и вялый
- недержание мочи
- плохой аппетит
- вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
- беспричинные боли в животе
- частые головные боли
- болел в сентябре-октябре
- стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
- наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
- ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
- другие изменения___________________________________________________________________________________________________________
4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?
- да______________________________________________________
- нет
5. Опишите режим дня Вашего ребенка:
- встает в ______
- в школу идет самостоятельно
- в школу ребенка отводит ______________
- посещает группу продленного дня с________до_________
- из школы возвращается самостоятельно
- из школы ребенка забирает______________в___________
- посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________________________________________________________________________________________________
_________________раз в неделю
- делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
- делает уроки дома с_________до__________
- гуляет с___________до____________
- смотрит телевизор с__________до___________
- играет с______________до______________
- ложится спать в ___________________
- Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
- имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________
6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда
- довольно часто
- затрудняюсь ответить
7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления
- . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?
Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно______________________
Анкета для учащихся 1 класса. Адаптация.
Ф. И.__________________________________________________
Анкетирование
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно при
ходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел
бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
- нравится
- не очень
- не нравится
Анализ анкетирования
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.
Адаптация первоклассников к школе.
Опросник для учителя.
Бланк ответов.
Работая с бланком ответов, учитель должен поставить знак «+» в тех утверждениях, которые, по его мнению, относятся к данному ученику.
Фамилия, имя учащихся | Родительское отношение | Неготовность к школе | Леворукость | Невротические симптомы | Инфантилизм | Чрезмерная расторможенность | Недостаточная произвольность психических функций | Низкая мотивация учебной деятельности | Астенический синдром | Общая сумма баллов | Коэффициент дезадаптации | ||||||||||||||||||||||||||
Номера утверждений | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. | 31. | 32. | 33. | 34. | 35. | ||
Опросник для учителя.
- Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
- При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал букв и т. д.)
- Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.)
- Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т. д.)
- Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
- Пишет левой рукой.
- Бесцельно двигает руками.
- Часто моргает.
- Сосёт палец или ручку.
- Иногда заикается.
- Грызёт ногти.
- У ребёнка хрупкое телосложение, маленький рост.
- Ребёнок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
- Очень любит играть, играет даже на уроках.
- Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
- Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребёнка.
- Чрезмерно беспокоен на уроках.
- Быстро примиряется с неудачами.
- Любит шумные, подвижные игры на переменах.
- Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
- После интересной игры, физкультурной паузы, его невозможно настроить на серьёзную работу.
- Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
- Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т. п.
- Допускает много ошибок при списывании.
- Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т. п.
- Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
- Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
- Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
- Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
- Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т. п.
- Не совсем здоровый вид (бледный, худенький)
- К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
- Если что-то не получается, раздражается, плачет.
- Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем отключиться, бросить работу.
- Часто жалуется на усталость, головную боль.
Инструкция: Учитель заполняет бланк ответов. Работая с бланком ответов, учитель должен поставить знак «+» в тех утверждениях, которые, по его мнению, относятся к данному ученику.
Обработка: максимально возможная сумма баллов- 35. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребёнок, вычисляется коэффициент дезадаптации: К=п/35*100%, где п – количество баллов, набранных ребёнком.
Анализ полученных данных.
Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значение коэффициента следующим образом:
- Показатель до 14 % является нормальным, не даёт возможности говорить о каком-либо неблагополучии;
- Показатель от 15 % до 30 % свидетельствует о средней степени адаптации;
- Показатель свыше 30 % - средняя степень дезадаптации;
- Если коэффициент свыше 40 %, то сильная степень дезадаптации.
Анкета «Занятость во время каникул»
1.Чем ты будешь заниматься во время весенних каникул?
2.Чем бы ты хотел заниматься?
3.Какие кружки ты посещаешь? Сколько раз в неделю?
4.Какое занятие кружка тебе запомнилось и почему?
5.Какую книгу ты читаешь? (название, автор)
6.Какие кружки хотел бы посещать в следующем учебном году?
7.Сколько времени ты проводишь на свежем воздухе?
8.С кем и где проводишь свободное время?
Примерная схема анализа воспитательной работы классного руководителя
- Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе:
А) результаты решения воспитательных задач прошедшего учебного года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
Б) правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
А) особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший год. Какие факторы повлияли на изменение социальной ситуации?
Б) какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях, других объединениях?
В) особенности общественного мнения в классе и его влияние на ценностные ориентации учащихся.
- Анализ развития классного коллектива:
А) социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса, уровень развития коллективных взаимоотношений, коллективной творческой деятельности в нем.
Б) особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.д.) преобладающее отношение учащихся к учителям, школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе;
В) степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности;
Г) развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).
- Анализ участия класса в жизни школы:
А) основные мотивы участия учащихся в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности, учащихся класса в жизнедеятельности школы, активность и результативность (для развития личности и для жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;
Б) участие класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
- Анализ развития учащихся класса:
А) уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (какие факторы повлияли на их состояние);
Б) степень развития познавательных интересов и творческих способностей, учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности;
В) уровень знаний, умений, навыков учащихся класса, их успеваемость;
Г) изменения в социокультурном развитии учащихся (культура общения, правовая культура, информационная и интеллектуальная культура, художественная, экологическая, физическая, культура труда, экономическая культура, адаптированность к современной жизни, самостоятельность, умение благотворно влиять на социум - культура жизненного самоопределения);
Д) наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся;
Е) сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
Ж) изменения состава класса, адаптация и интеграция «новеньких» в классном коллективе;
3) учащиеся группы риска (индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, влияние на них ближайшего социального окружения, приемы работы с ними, задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся, дальнейшей социализации).
- Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
А) влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность в классе;
Б) роль семейного воспитания в развитии личности учащихся.
- Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности работы классного руководителя:
А) что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? К чему были равнодушны? Почему?
Б) насколько удачен выбор и последовательность воспитательных мероприятий?
В) какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?
Г) какая деятельность повлияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду? Какие мероприятия и коллективные творческие дела способствовали сплочению классного коллектива?
- Выводы:
- об удачах, находках, накопленном положительном опыте;
- о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
- о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
- о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
- Приложение
В приложении можно поместить:
- результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
- сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций, их сценарии, методические
- разработки;
- другие аналитические материалы.
Примерные вопросы для анализа воспитательной работы в классе:
- Основные цели и задачи, которые определены
- для детского коллектива;
- для Вас как классного руководителя.
- Какова была Ваша программа работы с классом в прошедшем году? В чем ее своеобразие?
- Каковы результаты работы за год по позициям:
- формирование коллектива;
- взаимодействие с учителями-предметниками;
- активность Вашего класса в школьной жизни;
- Ваши достижения в работе с родителями.
- Какая идея, дело стали стержневыми, главными, вокруг которого была построена вся работа класса и Ваша лично. Что, на Ваш взгляд, дети получили нового от общения с Вами в плане развития творчества, интеллекта, работоспособности, научной организации труда, общения?
- Назовите формы и методы работы с детьми, которые Вы использовали.
- Назовите основные направления Вашей исследовательской деятельности в индивидуальной работе по изучению личности ученика.
- Какие проблемы и противоречия не решены? Что требуется для их решения? Какая методическая помощь Вам необходима?
- Чем вы можете поделиться с коллегами, в какой форме (открытое занятие, семинар, «круглый стол», методическая разработка)
- На основании анализа определите модель воспитательной работы на следующий год.
- Ваши предложения в лицейский план воспитательной работы по различным направлениям деятельности:
- Интеллектуальное развитие
- Формирование ЗОЖ
- Воспитание гражданственности и патриотизма
- Духовно-нравственное воспитание
- Развитие самоуправления
- Воспитание толерантности
- Совместная деятельность с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы 2 класс 2013-2014 уч.год
План воспитательной работы во 2 классе.Составитель: учитель начальных классов МОУ Заовражской СОШЖуравлева Маржина Сергеевна...
План воспитательной работы школы на 2013-2014 уч.год
В общешкольном плане воспитательной работы отражены направления воспитательной работы в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения и ФГОС НОО...
План воспитательной работы 4 класс 2013-2014 учебный год
План воспитательной работы 4 класс 2013-2014 учебный год (план-сетка; характеристика класса)....
План воспитательной работы 2 класс 2013-2014 учебный год
План воспитательной работы...
План воспитательной работы 4 класс 2015-2016 учебный год
План воспитательной работы в 4 классе на 2015-2016 учебный год по направлениям....
План воспитательной работы 1 класса 2016-2017 учебный год
План воспитательной работы 1А класса...
План воспитательной работы 3 класс 2016-2017 учебный год.
Анализ воспитательной работыза 2016-2017 учебный год.Характеристика класса.Во 3 «б» классе 28 учеников: 14 девочек и 14 мальчиков. Из них Крюк Андрей и Гилка Роман прибыли в этом учебном году.20...