Задачи: | 1. Закрепить и обобщить понятия: “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые дела и проступки”; 2. Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике; 3. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека. | Оборудование: | 1. Плакат со словами “Волшебное слово – что ясный день”; 2. Картинки с изображением Фей Вежливости и Незнайки; 3. Карточки со словами: “волшебные слова”, “добрые поступки”, “вежливость”, “спасибо”, “извините”, “здравствуйте”, “пожалуйста”; 4. Карточки с рассказами Незнайки; 5. Ваза (из бумаги) и цветочки (20 штук); 6. Атрибуты к инсценированю стихотворения “Хорошее настроение”: платок, сумка, цветок. Класс украшается листами с вежливыми словами. На доске: Вежливость – это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие Восточная мудрость |
Примерные этапы КТД: |
| Первый этап: | Воспитатель: Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками. Наш сегодняшний праздник мы посвящаем вежливости. Что такое – быть вежливым? На доску прикрепляются карточки со словами “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые поступки”. (Выслушиваются ответы детей) Воспитатель: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда, ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как взрослые… Но это не так. Поди узнай, поди пойми, Что стало с парнем лет восьми? Он всех в один несчастный день Чуть не довел до слез. Его зовут – стоит как пень, Как будто в землю врос. — Смотри не пей воды сырой! – Советует сосед. Один стакан, потом второй Андрюша пьет в ответ. Поди узнай, поди пойми, Что стало с парнем лет восьми? — Придешь обедать к трем часам, - Ему сказала мать. Он пробурчал: — Я знаю сам… А сам явился в пять. — Ну что с тобой, Андрюшенька? И сын признался ей: Когда я вас не слушаюсь, Я выгляжу взрослей! Воспитатель: Ребята, чтобы быть вежливым, какие надо знать слова? Воспитатель проводит игру «Словарь вежливых слов». 1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого /спасибо/ 2. Зазеленеет старый пень Когда услышит /добрый день/ 3. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы /спасибо/ 4. Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь /здравствуйте/ 5. Когда нас бранят за шалости, Говорим /прости, пожалуйста/ 6. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят… /до свидания/ Воспитатель: Но это не простые слова, а «волшебные». И сейчас вы в этом убедитесь. | Второй этап: | Стук в дверь в класс входят неряшливо одетые мальчики в кепках.(учащиеся 6 класса) 1-й: Ха! У них праздник! Как надо поступать, если ты вежлив? 2-й: мы и без них знаем правила вежливости. 1-й: Если ты пришел к знакомым – Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Воспитатель: Согласны, ребята? / После ответов детей мальчик «расколдовывается», снимая головной убор / 2-й: Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. /«Расколдовываем», находя ошибки / 3-й: Если к папе или к маме Тетя взрослая пришла И ведет какой-то важный И серьезный разговор Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть, прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!» Воспитатель: Согласны? /Ответы детей/ 4-й: Девчонок надо никогда Нигде не замечать И не давать проходу им Нигде и никогда. Им надо ножку подставлять, Пугать из-за угла… Воспитатель: Что на это скажете? /Ответы детей/ | Третий этап: | А еще девочек надо уметь вежливо пригласить на танец. Дети танцуют вальс под музыку И. Штрауса 1 чтец: — Здравствуйте! – ты скажешь человеку. — Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. 2 чтец: За что мы говорим «Спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы – Кому сказали, сколько раз? 3 чтец: Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду, И взрослых перебивать, И что обещал – забывать. Но если я все же забуду – Простите, я больше не буду. 4 чтец: Отменить, что ли, слово «пожалуйста» - Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. 5 чтец: Нам желают «Доброго пути!» Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. 6 чтец: — Добрый день! – тебе сказали. — Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали – Теплоты и доброты. 7 чтец: Эти слова всем известны давно. Видишь – они и просты, и не новы. Но я еще повторю все равно: — Добрые люди, будьте здоровы! Дети поют песню «Добрый день» /сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина / | Четвертый этап: | Грохот, стук. В дверь вбегает Цыпленок, обегает круг. Навстречу – Заяц, Курица. Цыпленок сбивает Зайца. Заяц падает. Курица: Цыпленок! Что же ты Зайца с ног сбил и даже не извинился? Ко-ко-ко! Какая невоспитанность. Цыпленок: Я очень спешу! Вы же сами пирогов напекли, Гостей позвали… Цыпленок видит стол с пирогами и сразу садится за стол. Цыпленок: Сейчас попробую ваши пироги, Тетушка Курица. Заяц: Невежа, не постучав, в дом вбежал, ног не вытер, не поздоровался. Курица: Не умеете себя вести – в гости не ходи! Ребята, как надо вести себя в гостях? /ответы детей/ Цыпленок: Воспитатели нашлись! Вместо угощенья – одни поученья! И зачем меня все воспитывают? Цыпленок исполняет песню «Воспи-пи-пи-питание» /сл. Н. Пескова, муз. М. Либина/ Уйду в лес, один буду жить! Появляется декорация леса. Цыпленок делает шалаш. Появляется медведь. Медведь: Эй, Цыпленок, чей это шалаш? Толкает Цыпленка, он падает, лезет в шалаш и ломает его. Цыпленок: Нельзя без приглашенья В чужой дом входить. Ты сломал мой дом-шалаш. Научись себя вести – Потом в гости приходи! Не хочу быть на него похожим. Буду всегда добрым и вежливым. Дети исполняют песню «Если добрый ты» /сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева/ Инсценировка стихотворения С. Маршака «Урок вежливости» Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: — В гостях, медведь, нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться, Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу. Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Послушлив будь и вежлив будь, И уступай прохожим путь, А старых уважай И бабушку медведицу В туман и гололедицу До дома провожай. Так мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести. Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым. Он кланялся соседям – Лисицам и медведям. Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу, А незнакомым наступал Всей пяткою на лапу. Совал, куда не нужно, нос, Топтал траву и мял овес. Наваливался брюхом На публику в метро И старикам, старухам Грозил сломать ребро. Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили. Воспитатель: Да, мишку учили правильным поступкам, но еще нужно время, чтобы мишка стал вежливым. А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – молчите. Воспитатель задаёт загадки по очереди. - Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром» скажет твердо? Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться?
У кого из вас в порядке Сумка, книжки и тетрадки? Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место? Кто из вас молчит как рыба Вместо доброго «спасибо»? Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает? Ученица: — Слушай, хорошенько,— кукле я сказала, - Хватит наряжаться, это баловство. Ты уже большою девочкою стала, А еще не знаешь ровно ничего. «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят, За подарки, помощь всех благодарят. Старичкам в трамвае место уступают. Будь и ты такой же – и тебя вот ту Вежливою девочкой дети назовут. Воспитатель: Ребята, а как можно проявлять добрые чувства к окружающим? /Ответы детей/ | Пятый этап: | 1 чтец: Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Взобраться инвалиду. 2 чтец:
И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. 3 чтец: И ежели вы вежливы, Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами. 4 чтец: И ежели вы вежливы, То в разговоре с тетей, И с бабушкой, и с дедушкой Вы их не перебьете. 5 чтец: И ежели вы вежливы, То вы в библиотеке Некрасова и Гоголя Возьмете не навеки. 6 чтец: И ежели вы вежливы, То книжечку вернете В опрятном, не измазанном И целом переплете. 7 чтец: И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. 8 чтец: Давайте с вами будем всерьез, не для игры, Ко всем зверям и людям вежливы и добры. Чтоб стал наш мир похожим на яблоню в цвету. Дари, дари прохожим тепло и доброту. 9 чтец: Будем вежливыми и добрыми всегда-всегда-всегда И тогда нас не коснется беда никогда! 10 чтец: Чтоб никого не обижать, Друг друга надо уважать. И не грубить, и не дразнить, И «здравствуй» говорить. 11 чтец: А если спросишь где-нибудь, То очень, очень вежлив будь, На плохую жизнь не жалуйся И говори волшебное «пожалуйста». Воспитатель: Много славных дел ждет нас впереди, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. И не забывать дарить людям улыбки. Исполняется песня «Улыбка» /сл. Пляцковского, муз. В. Шаинского/ Человек, который говорит волшебные слова – словно ясное солнышко, возле него всегда тепло и уютно, потому что… (дети читают хором тему на доске). «Волшебное слово – что ясный день»
Воспитатель: Тогда и я хочу сказать вам на прощанье, Перед тем, как нам расстаться И уйти по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами Говорили вы с друзьями. Все (хором): Спасибо за внимание. |
|