Классный час "Вежливые слова"
классный час (3 класс) по теме
Цель: Знакомство детей с вежливыми словами.
Задачи:
1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.
2. Познакомить с историей слова «спасибо».
3. Расширить понятие детей о культуре поведения.
4. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_vezhlivye_slova.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Кадочникова Татьяна Михайловна.
Учитель начальной школы
МБОУ "СОШ №16 г. Йошкар-Олы" Республики Марий Эл
Сценарий внеклассного мероприятия.
Дорогие гости, начинаем наш классный час на тему:
«Вежливые слова».
Цель: Знакомство детей с вежливыми словами.
Задачи:
1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.
2. Познакомить с историей слова «спасибо».
3. Расширить понятие детей о культуре поведения.
4. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут ... а, впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
"Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"
Произносить он не привык.
Простого слова "извините"
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
- Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
- Алешка, Петька, Ванька, Толька.
А, может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы...
Мы скажем вам "спасибо".
УЧ: - ребята, а в вашем классе есть такие ученики?
- Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?
(Дети делятся своей мечтой.)
Но, кем бы вы не работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.
Понять и исполнить желанье другого -
Одно удовольствие, честное слово.
Прочитаем наши плакаты с правилами вежливости и доброты.
1.Добро, сделанное в тайне, отплатится явно.
реб: если человек сделал доброе дело, то он не хвастается, а в другой раз ему тоже отплатят добром.
2.Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
реб: культурный и воспитанный человек никогда не нагрубит и не сделает плохого людям.
3.Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
реб: то есть, если с тобой ведут себя невежливо, грубо, то с таким человеком тебе общаться будет неприятно.
2. ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО».
Ребята, а вы знаете историю слова «спасибо»?
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».
Уч: Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.
Как случается, что один человек благодарный, а другой - нет? Отчего это зависит? От ума, сердца, воспитания?
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов». Подарок, что так актуально в праздники, тоже порой служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - «спасибо».
3. СИТУАЦИИ.
УЧ: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные,
УЧ: А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.
1 ситуация:
Коля: как долго была тренировка!.. И автобуса, как назло, нет… А мама просила, чтобы я в три часа был дома. Сколько же сейчас времени? У меня и часов нет, и телефон я не взял… Сейчас спрошу у кого-нибудь
-Дяденька, сколько часов?
Дядя: у меня только одни часы, молодой человек. ( уходит).
Коля: почему он мне не сказал? Может я неправильно спросил?
Попробую по-другому.
-Извините, пожалуйста, который час?
Дядя: Пожалуйста, сейчас 14 часов 30 минут.
Коля: Большое спасибо! Теперь я успею доехать домой до трёх часов.
А вот и автобус подъехал…
Вторая ситуация.
Коля: -Вася, подвинься, ты очень широко расселся.
-Вася: Ты такой же худой, тебе итак местечка хватит. И не толкайся!..
Коля:- Сам не толкайся!.
( Остановка. Входит бабушка с палочкой, с сумкой, встаёт рядом с мальчиками ).
Вася отворачивается к окну, насвистывает себе под нос, будто никого не видит.
Коля встаёт: «Бабушка, садитесь, пожалуйста!»
Бабушка: «так ведь и места нет. Вон твой дружок расселся, как пан-борон на троне…»
Все рассмеялись, Васе стало стыдно, он покраснел, и тоже встал.
Вася:-«Извините, меня, пожалуйста, я больше так делать не буду. Присаживайтесь, бабушка».
Бабушка: «Спасибо, внучек! Будь всегда таким же вежливым и культурным! Уступайте место старшим!».
Третья ситуация.
Мама: - Сегодня, дети, тётя Вера пригласила нас на свой день рождения».
Рома:- Ура! Ура! Мы идём в гости! Я там обожрусь пирожными!
Ира: - А я, а я… я лимонадом и тортом!
Мама: - Я смотрю, что вас опасно брать с собой, Вы опозорите меня перед гостями. Знаете ли вы, как нужно вести себя в гостях?
Рома: - Надо посмотреть, что на столе и самое вкусное и успеть быстрее съесть!
Ира: - Надо наложить себе на тарелку все вкусное, целую кучу!
Мама: - Нет! Так не пойдёт! Сейчас мы с вами выучим правила поведения в гостях. Во-первых, придя в гости, нужно поздороваться с хозяйкой, поинтересоваться, как дела, как здоровье? И потом пройти в комнату. Во-вторых, за стол можно садиться по приглашению, предварительно не забыв помыть руки. В-третьих, за столом надо вести себя прилично, громко не разговаривать, не тянуться через весь стол, а вежливо попросить соседа достать то блюдо, которое вы хотите.
Пользуйтесь правильно столовыми приборами, не размахивайте руками, используйте салфетки.
Не зевай за столом, поддерживай беседу.
После праздника не задерживайтесь, поблагодарите хозяйку за внимание, вежливо попрощайтесь.
И тогда о тебе сложится мнение, как о воспитанном и культурном человеке. Поняли меня?
Рома и Ира: - Да, мамочка, мы всё поняли. Спасибо, мама.
4. ИГРА.
Уч:- А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей : "Садитесь ...(хором- пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову : ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: .... (извините, пожалуйста).
- Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их чаще.
5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
УЧ: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Глаза у Саши велики, Наш Саш близорукий.
Врач прописал ему очки по правилам науки.
Отшлифовали в мастерской два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой их вставили в оправу.
Очки вложили мастера в коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз! У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый, стёклами не хвастай!"
Заплакал Саша от стыда, Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда, очков я не надену!
Но мать утешила его -очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того, чтоб лучше было видно!
6. ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО".
УЧ: А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова"?
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).
4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).
7. ПОРАССУЖДАЙТЕ!
УЧ: Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".
Малыша обидел Витя, но перед школою в строю
Витя просит: "Извините, я ошибку признаю".
На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя:"Извините, я немного опоздал". Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
УЧ: ребята, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?
Ответ к стиху: вежливые слова он знает, но поступки расходятся со словами, а поступки плохие совершает.
А теперь послушайте следующее стихотворение С. Погорельского "Перестарался".
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час поднял мать с постели.
- Что с тобой?! - вскричала мать, -Заболел сыночек?..
- Я забыл тебе сказать: "Мама, доброй ночи".
Уч: как вы думаете, ребята, правильно мальчик поступил?
Уч: Ещё одна ситуация.
УЧ: По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.
"У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего.
"Разве?" - удивился тот.
"Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре".
"Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".
- О каких правилах говорил старичок?
( Извините, у Вас упала книга. Разрешите, пожалуйста, я подниму ее. )
9. СЛУШАНИЕ РАССКАЗА.
Уч: послушаем рассказ: ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
Маленький Дима никогда не говорил «спасибо» и «пожалуйста». Каждый день, с утра и до вечера, раздавались его требования:
- Поиграй со мной! Порисуй со мной! Дай мне карандаши! - кричал мальчик старшему брату Вите.
- Мама, купи мне заводную машину!
- Бабушка, дай мне попить! Принеси еду в мою комнату!
- Дедушка, почитай мне сказки!
Такое поведение Димы очень огорчало его родных, однако они никогда ни в чём не отказывали ему и исполняли все его требования.
Мама, постоянно напоминала мальчику о том, что надо быть вежливым и говорить, «пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и - «спасибо», когда благодаришь.
«Зачем я буду говорить эти слова?»- «Я и без них получаю то, что хочу».
Какое-то время, мальчик продолжал расстраивать близких неуважительным обращением... Но однажды, они решили его проучить... Как-то, Дима вернулся домой из школы. Был обычный день, ничем не отличающийся от других дней. Мальчик скинул свой рюкзак и как всегда по возвращении домой, пошёл на кухню, где бабушка готовила обед.
- Бабушка, я голоден, дай мне что-нибудь поесть.
- Витя, пойдём играть в морской бой.
- Дедушка, я оставил свой рюкзак в коридоре, принеси его сюда!
Дима был уверен, что бабушка, дедушка и брат сделают всё, что он им сказал, потому что так было всегда. Он сидел в своей комнате и ждал. Время шло, но ничего не происходило. Не выдержав, Дима выбежал из комнаты, посмотреть, что происходит. Каждый находился на своём прежнем месте и не спешил выполнять его приказания.
«Витя, ты, почему не идёшь играть со мной!? Бабушка, я хочу есть! Дедушка, где мой рюкзак!?»
Автор: Однако никто не обращал внимания на его просьбы. Все продолжали заниматься своими делами. Родные вели себя так, как будто не видели и не слышали мальчика.
Дима смутился и даже расстроился. «Почему никто не отвечает на мои просьбы? Что-то здесь не так», «Может быть, они заболели, какой-то страшной болезнью, из-за которой перестали слышать и видеть меня?»
Когда мама вернулась с работы, Дима выбежал ей навстречу:
- Мама, мама, случилось ужасное...
- Что случилось, сынок? Почему ты так взволнован? - спросила мама.
- Дедушка, бабушка и Витя заболели страшной болезнью, - выпалил сын.
- Что это за болезнь?
- Они не слышат и не видят меня, - сказал мальчик.
- Да, что ты говоришь, - удивилась мама. Почему ты так решил?
- Потому что, сегодня весь день они меня не замечают и когда я их, о чём-то прошу, они не отвечают, и не делают того, о чём я их попросил. Мамочка, что нам теперь делать?
Мать с улыбкой посмотрела на сына:
- Скажи, сынок, ты помнишь «вежливые» слова, которым я тебя учила?
- Конечно, помню: «спасибо» и «пожалуйста». А при чём здесь это? -
- А при том. Говорил ли ты дедушке, бабушке и брату вежливое слово «пожалуйста», когда о чём-то их просил? - поинтересовалась мама.
- Не-е-е-ет.
- Вот видишь, - Поэтому твои родные не видели тебя и не слышали твоих просьб, и не отвечали на них.
- Так значит, они не больны и всё видят и слышат?
- Конечно, и ты можешь прямо сейчас в этом убедиться.
- Как?
- Пойди и попроси у них, всё, о чём ты просил раньше, только теперь не забывай говорить вежливые слова «пожалуйста» и «спасибо».
Дима «Витя, поиграй со мной, пожалуйста» и замер в ожидании. «Конечно, поиграю», - с готовностью отозвался брат.
Дима радостно побежал к бабушке: «Бабушка, покорми меня, пожалуйста». «Конечно, внучек, сейчас я тебя накормлю». «Опять помогло вежливое слово!» «теперь осталось проверить дедушку».
«Дедушка, принеси, пожалуйста, мой рюкзак, а то он такой тяжёлый». «Сейчас, мой дорогой, принесу», «Спасибо, дедуля!»
Автор: Дима не мог поверить в чудо, которое свершилось на его глазах. Всё так просто! Нужно всего лишь произнести вежливое слово « пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и ты получишь, то о чём просил. А когда получаешь, нужно не забыть сказать «спасибо». Дима хорошо запомнил этот урок. С тех пор, он всегда всем говорил «пожалуйста» и «спасибо».
10. ОКОНЧАНИЕ.
Реб: Даже дети знают: некрасиво не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово с детства нам знакомо и звучит на улице и дома.
Но порой его мы забываем, и в ответ лишь радостно киваем...
И уже достойны нашей жалости тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».
И не каждый вспоминать готов Смысл сокровенных добрых слов.
Слово - как молитва, попроси. Этим словом: «Бог меня спаси!»
Слушали ВЫ все мои слова. Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!
Танец «Небо».
- Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, Вы все поняли и ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА и я надеюсь, что вы всё поняли и ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА СТАНУТ ДЛЯ ВАС ХОРОШИМИ ДРУЗЬЯМИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Слово о Матери"
Сценарий праздника, посвященный ко Дню Матери...
Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»
Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...
Классный час "Слово лечит,слово ранит"
Маленький человек растет и вместе с его взрослением идет формирование нравственного опыта, понимание слов "нельзя" и "можно"....
Классный час "Слова очень нужные и очень важные"
Цель: формировать у учащихся нравственные понятия доброта, вежливость.Задачи: учить детей вежливому обращению, знакомить с миром вежливых слов; развивать умение общаться, находить правильный вых...
Открытый классный час "Слово о родном крае" 2 класс
Классный час, посвящённый понятиям Родина, малая родина....
Классный час "Слово о собаке."
Классный час для 1-2 класса....
Урок по русскому языку "Безударные классные вкорне слова"
Цель: формировать умение видеть орфограмму в корне слова;уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;развивать орфографическую зоркость;развивать внимание, мышление, ...