Путешествие на лесную поляну Танайского леса.
классный час (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Путешествие на лесную поляну Танайского леса". Мероприятие направлено на бережное отношение к природе родного края, охране лекарственных растений и правилами сбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_na_lesnuyu_polyanu_tanayskogo_lesa.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Путешествие на лесную поляну Танайского леса.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Цель:
воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе, - выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.
Задачи :
- познакомить детей с лекарственными травами, правилами сбора;
- формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; - способствовать формированию умений видеть красоту родной природы;
Оборудование:
ТСО: магнитно-маркерная доска, проектор, ноутбук, музыкальный диск «Голоса птиц в природе», слайды лекарственных растений.
Карточки с правилами поведения в природе, «Природа- лучший друг, она дарит радость»
Ход мероприятия:
Звучит аудиозапись «Звуки родной природы»
Учитель: Сегодня мы с вами совершим прогулку.
Есть у меня зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети: Это лес.
Учитель: Молодцы! Верно, мы пойдём в Танайский лес за наукой. Возьмём смекалку, фантазию.
Когда, ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему меж деревьев мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Пойдём-ка дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Но прежде, чем отправиться в лес, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. Давайте вспомним признаки хорошей погоды.
Ответы детей
Если небо на ночь покрывается тучами и усиливается ветер, заморозков не будет. Ласточки и стрижи летают высоко - к хорошей погоде, низко - быть дождю.
Стелется утром туман по воде к хорошей погоде, поднимается вверх - к непогоде. Летом на небе много звезд -к ясной погоде.
Чистый закат солнца, переходящий от желтого цвета (у горизонта) к золотисто-розовому, а затем зеленому, - признак устойчивой ясной погоды.
Пушистый иней на деревьях и кустах - ожидай солнечный день.
При восходе и заходе солнца заря жёлтая, золотистая, розовая. Это указывает на длительное сохранение характера погоды.
Учитель: А какие народные приметы вы знаете?
Ответы детей:
Гуси высоко летят — много воды будет, низко летят — мало.
Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.
Облака плывут высоко — к хорошей погоде.
Воробьи купаются в песке — к дождю.
Перед ненастьем птицы сильно кричат и низко летают
Перед дождём цветы обычно закрываются.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Птица на крышу садится — к непогоде.
Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.
Деревья покрылись инеем — к теплу.
Учитель: А как мы будем ориентироваться в лесу7
Ответы детей:
-Мхи покрывают деревья и камни с северной стороны
-Муравьи устраивают свои жилища к югу от деревьев и склон более пологий, чем северный
-Крона деревьев более "пушистая" с южной стороны
-На деревьях хвойных пород смола обильней накапливается с южной стороны.
-Если повернуться лицом на север, то всегда сзади будет юг, слева - запад, справа - восток.
Учитель: Можем отправляться, Но нужно вспомнить правила поведения в гостях. Мы же отправляемся в лес в гости к тем, кто там обитает. Кто из вас знает правила поведения на природе? А поможет нам в этом друг – Лесовичок. Он хозяин леса.
Лесовичок.: Правил таких много, о них написаны целые книги. Эти правила очень важные.
(Лесовичок показывает карточки с правилами поведения в природе, дети отвечают)
Дети:
-Не оставляйте после себя мусор. (Помни: бумага, брошенная вами будет лежать на Земле более 2-ух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000лет.)
-_Никогда не выбрасывай мусор в водоёмы.
- Не ломай зелёные ветки и деревья, не качайся на них.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда.
- Не рви паутину и не уничтожай пауков.
- Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
- Не рви цветы в природе для букетов
Учитель: Внимание! Экологическая задача: Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку? А если бы по 5 штук?
(ответы детей)
Дети:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если все и ты, и я,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны-
И не будет красоты.
Учитель: Не разжигайте костры, берегите лес от пожара.
Лесовичок: Из одного дерева можно сделать один миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будь осторожен с огнём! Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и приумножать её богатства. Ну, а теперь добро пожаловать в лес.
Звучит музыка П.И.Чайковского « Июнь» из альбома «Времена года»
Под музыку дети рассказывают стихи.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - все свои!
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Учитель: Вот и пришли мы с вами в Танайский лес. Лес этот полон прекрасных чудес. Мы на лесной полянке. Но далеко не всем путешественникам везёт в походе. Иногда пойдут в лес и поранятся. Что делать? Вперёд идти – тяжело, домой не дойти, а аптеки – нет. Как же быть? А помогут нам своими советами Айболит, Пилюлькин и Медуница.
Айболит: В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в больших количествах. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.
Медуница:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пихта, зверобой.
Пилюлькин: Есть в травах и цветах целительные силы для всех, умеющих их разгадать. Ученик: У меня болит сердце, чем его лечить?
(картинка ландыша проецируется на доске)
Айболит:
Родился ландыш майский
И лес его хранит.
Мне кажется задень его-
И этот звук услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляются, как успокаивающее средство.
Учитель: Ещё при болезни сердца используют корень валерианы.(картинка корня валерианы)
Ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут?
Айболит:
Золотая серединка,
И лучи идут кругом
Это может быть картинка?
Солнце в небе голубом?
Медуница:
И если случиться тебе простудиться,
Привяжется кашель, подымется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Знакомые с детства, родные ромашки.
Вот лёгкий поповник у нашей реки
Как белые звёзды средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
И глянет приветливо жёлтым глазком
Вот эта ромашка знакома нам тоже,
Её мы лекарственным другом зовём.
(показать гербарий ромашки лекарственной)
Ученик: А от болезни желудка какое растение поможет?
Медуница: (демонстрация слайда)
Когда на просеке в июльский зной
Проходишь ты меж кочками и пнями,
Кипрея лепестки перед тобою
Мелькают словно розовое пламя.
Когда в лесу наткнёшься невзначай
На море лепестков в цветочной пыли,
Ты скажешь: «А ведь это иван-чай»
Его когда – то наши предки пили.
Ученик: А какое растение нам поможет при ранении в походе?
Айболит:
Путника друг подорожник,
Скромный невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.
Медуница (гербарий)
Подорожником пользуются при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
Учитель: А как вы думаете почему так названы эти растения?
Ответы детей.
Лесовичок: Много полезного вы узнали. А сейчас отгадайте загадки?
- Травка растёт на склонах
И на холмах зелёных.
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка отгадай? (душица)
- Бусы красные висят.
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
В сенокос горька,
А в мороз сладка
Что за ягодка? (рябина)
Жгусь, в не огонь
С листочками, а не дерево (крапива)
Я из крошки – бочки вылез
Корешки пустил и вырос
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (жёлудь)
Учитель: Жёлудь полезен при ангине, при заболевании дёсен.
Учитель: Из 1 кг. Высушенной крапивы можно получить лекарство для 30 больных. Из 100 грамм сухой травы ландыша изготавливают один литр настойки, для страдающих болезнями сердца. Каждый кг. растений - это здоровье людей, страдающих от недугов. Помните об этом! Не рвите растения ради своего удовольствия. Их надо собирать, сушить и сдавать в аптеку. Некоторые растения уже занесены в Красную книгу (демонстрация книги). А что вы знаете о Красной книге?
Ответы детей
Учитель: Существуют определённые правила сбора растений.
Рассказывают подготовленные ученики
-Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса.
-Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
-Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах, так как там накапливаются вредные вещества.
-Цветки собирают в начале цветения. Листья перед цветением.
-Корни и корневища - весной или осенью.
Учитель: Но существуют и определённые правила сушки растений.
Рассказывают подготовленные ученики
- Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого попадания солнечного света, разложив тонким слоем.
- Листья кладут черешками в одну сторону.
- Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.
-Три, четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают.
Лесовичок:
М.Ю. Пришвин сказал: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину».
Учитель: Вот мы и прогулялись по Танайскому лесу. Узнали много интересного. А сейчас вам предлагается напиток, а вы определите из какого растения он приготовлен.
(2 вида шиповник и душица)
Используемая литература:
Сборник загадок.
Стрижев Александр «Народные приметы»
Гончарова Т. А. Энциклопедия лекарственных растений.
Красная книга. Животные и растения// Детская энциклопедия.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-опредитель:пособие для учащихся О
http://tem-school21.ucoz.ru/index/viktorina_mir_prirody/0-71
Интернет – ресурсы: Yandex картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну"
Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну" ориентирован на учащихся 2-3 классов. Архив содержит подробную разработку урока и презентацию к нему. Этот материал можно использовать педагогам ...
Игра-путешествие по лесным тропинкам "Кто в лесу живет, что в лесу растет"
Оборудование: иллюстрации леса, иллюстрации животных леса, растений, птиц; пословицы о лесе; фонограмма голосов птиц, музыкальные фонограммы, интерактивная доска, песни: "Экологическая песенка", музык...
Логопедическая тема: закрепить навык написания гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро в словах, словосочетаниях, в тексте. Развитие связной речи. Создание сочинения по рисунку-опоре « На лесной поляне»
Конспект логопедического занятия 3 кл....
Игра на формирование доброжелательной атмосферы в классе "Путешествие на лесную поляну"
Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап содержит ряд заданий, которые можно выполнить только сообща, тем самым развивая дружеские взаимоотношения....
Презентация " Путешествие на лесную поляну"
Данная презентация предназначена для учащихся 1-2 классов. В ней представлены задания по развитию различных видов памяти, внимания, воображения и мышления. Презентацию можно использовать на уроках мат...
Конспект урока "Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса"
Данный урок призван закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях, показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов, показать взаимную приспособленность ...
Путешествие на лесную поляну
Экологическое состояние планеты в опасности. Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. В данном мероприятии рассмотрен...