Классный час на тему: «Дружба – чудесное слово».
классный час (3 класс) по теме

Ирина Николаевна Брусянина

Форма проведения – деловая игра.

Цель:

1.Дать понятие  дружбы.

2.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.

3.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.

4.Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

5.Развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_druzhba_-_chudesnoe_slovo.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:  «Дружба – чудесное слово».

Форма проведения – деловая игра.

Цель: 

1.Дать понятие  дружбы.

2.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.

3.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 

4.Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

5.Развивать умения аргументировать свою точку зрения.

В результате занятия участники смогут:

- сформулировать понятие «дружба»,

- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

- приобретут навыки работы в сотрудничестве,

- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Оборудование: Компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, в виде презентации ,компьютер, экран, музыкальный центр, клипы на песню“Дружба крепкая”,   “О дружбе”.

На столах у детей:Конверт №1 (в конверте лежит разрезанная пословица)

Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).        

Ход классного часа.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа.

 Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.

                        (Звучит музыка, рассказывается сказка.)

     Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

   Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

     Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

    Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

-Итак, тема нашего классного часа  «Дружба – чудесное слово»

- Какое прекрасное слово – “дружба”! 

- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты  и писатели,  учёные и философы,  крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

    Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.

При подготовке к  классному часу вы:

  • Разучивали стихи и песни о дружбе.
  • Писали мини – сочинения на тему «Что такое дружба?», «Мой лучший друг».
  • Искали пословицы и поговорки о дружбе.
  • Провели фото-конкурс «Мой друг».
  • Объединились в дружные семейки, выполняя различные поручения, помогали друг

   другу.  

  Этап осмысления. фронтальная работа

Учитель: -Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Как вы, ребята, понимаете что такое дружба “ДРУЖБА”, Зачем она нужна людям?

В Толковом словаре приводится  такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В словаре В.Даля  Дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».  

Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружба.

Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

1.Что такое дружба, каждый знает?

 Может быть, и спрашивать смешно.

 Ну а всё же, что обозначает

 Это слово? Значит что оно?

2. Дружба – это если друг твой болен

 И не может в школу приходить, -

 Навещать его по доброй воле,

 Школьные уроки приносить,

 Терпеливо объяснять заданья,

 На себя взять часть его забот,

 Отдавать ему своё вниманье

 Дни, недели, месяц или год…

 3.Если друг твой что-то, к сожаленью,

 Плохо сделал или же сказал,

 Надо честно, прямо, без сомненья

 Правду высказать ему в глаза.

 Может быть, обидится он вдруг,

 Всё равно сказать ты правду должен,

 Ведь на то и нужен лучший друг.

 4.Дружба в радости и дружба в горе.

 Друг последнее всегда отдаст.

 Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

 Тот, кто не обманет, не продаст.

 5.Дружба никогда границ не знает,

 Нет преград для дружбы никаких.

 Дружба на Земле объединяет

 Всех детей – и белых, и цветных.

6. Дружба-это теплый ветер,

Дружба- это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

7. Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь веной полна.

8. Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба это ценный дар.

Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами.

  Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

    Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.

- А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).

- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).

- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

- У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. (“Толерантность”).

- Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Терпение

Понимание

Уважение

Снисходительность

Принятие чужого мнения

Учитель: У каждой группы на столе лежат 5 ладошек.

 -Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (на каждой ладошке одно качество). Каждый предлагает своё качество, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей. 

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.

Учитель: Итак, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

На доске:

  1. добрый, вежливый, честный, щедрый,
  2. сильный, внимательный, заботливый,
  3. преданный, умеющий хранить секреты,
  4. отзывчивый, трусливый, жадный,
  5. хорошо учится, любезный, терпеливый,
  6. льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
  7. ленивый, строгий, общительный,
  8. бескорыстный, трудолюбивый

Дети пишут.

(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к дереву Дружбы и  называют качества необходимые для дружбы.)

-А сейчас вы будите зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы.

-А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя.

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

 Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет, есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но… Если друга надо звать-

То вряд ли это друг..

Дерево «Дружбы»

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

- Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом?(Мама)

Мама- самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в беде.

  Предлагаю всем спеть песню «Настоящий друг»

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Заслушивание ответов групп.( Прокомментировать пословицу.)

-Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей)

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.

    Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь» .

-Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.

Обсуждение рассказа.(у каждой группы на столе рассказ)

 Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга.  Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ: 

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?
  3. Как ей надо было поступить?

Учитель: У меня нет друзей, потому что они дразнятся. Я обижаюсь, плачу, злюсь, когда меня  дразнят, слышу я от ребят нашего класса.

- Ребята, приятно будет человеку, когда его дразнят? Почему?

  Задание: Напишите на лепестках ромашки слова-качества или слова-действия, которые мешают дружно жить в коллективе.

 Слова: жадность, ябедничество, глупость, воровство, капризность, задиристость, ложь, … Все лепестки прикрепляются на доску в одну большую ромашку.

 Учитель: Итак, вы написали отрицательные черты характера, которые никому не нравятся и осуждаются в обществе. Иногда человека дразнят из-за недостатков, которые от него не зависят. Физические недостатки, внешность не очень приятная… Обидно человеку тогда?

Стихотворение «Давай мириться»

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться

И клубнику собирать.

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде, будем!

Многие ребята нашего класса написали сочинение о своем друге. Давайте их послушаем. (несколько ребят читают сочинения)

- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.

- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.

- Каких карточек больше?

- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)

Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.

Составление «Правил дружбы».

- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

Правила Друзей.  (Памятка)

  • Помогай другу: если умеешь что – то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

  • Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем – то  по отношению к тебе не  прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

  • Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть  сними мирно,  не спорь  по пустякам; не зазнавайся, если  у тебя что – то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

  •  Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

Ребята читают стихи  о дружбе.

Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.

Подарите  сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.

Подведение итогов (рефлексия)

- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Дружба- чудесное слово"

Я провела класный час о дружбе. Познакомила ребят с понятием дружба, истенных друзей. Дала понять как дружба важна....

Классный час на тему: "Дружба- чудесное слово"

Я провела класный час о дружбе. Познакомила ребят с понятием дружба, истенных друзей. Дала понять как дружба важна....

Классный час на тему: "Дружба- чудесное слово"

Я провела класный час о дружбе. Познакомила ребят с понятием дружба, истенных друзей. Дала понять как дружба важна....

Разработка классного часа на тему: «Дружба – чудесное слово» (Для учащихся младшего школьного возраста)

Данное внеклассное воспитательное мероприятие  «Дружба – чудесное слово» может быть использована учителями начальных классов для проведения классных часов, также полезна студентам, проходящим пед...

Классный час на тему "Дружба – чудесное слово!"

Цели:1.     Дать понятие  настоящей бескорыстной дружбы.2.                  Ознакомить с п...

Классный час на тему: "Дружба - какое чудесное слово"

Вашему вниманию я представляю конспект классного часа на тему: «Дружба - какое чудесное слово». Данный конспект предназначен для 1 класса....

Конспект занятия на тему: "Дружба! Какое чудесное слово"

quot;Дружба! Какое чудесное слово"   Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе...