Авторская программа "Откуда мы родом"
рабочая программа (1 класс) по теме

шведова инна владимировна

      Над краеведческим аспектом в образовательном процессе, где более детально и подробно  происходило бы знакомство с историей своего села, района я работаю около 8-ми лет. За это время продумала алгоритм внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. Разработала сначала воспитательную концепцию, потом, основываясь на ней, начала преобразовывать,  дополнять и внедрять НРК как часть учебного материала, часть урока и как отдельные уроки, викторины, факультативы.  Так родилась моя программа «Откуда мы родом». Она представлена тремя направлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_otkuda_my_rodom.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа «Откуда мы родом»

                             Воспитание личности – через краеведение

Наша молодость любит роскошь, она
дурно воспитана, она насмехается
над начальством и нисколько не уважает
стариков. Наши нынешние дети стали
тиранами, они не встают, когда в
комнату входит пожилой человек,
перечат своим родителям.
Попросту говоря, они очень плохие.

Сократ, 470-399 гг. до н.э.

            Какие знакомые до боли слова! Молодежь во все времена кажется недостойной своих предков, а цивилизация не только выжила, но и достигла огромных успехов в своем развитии. Значит, не пропадает то разумное, доброе, вечное, которое сеем мы в душах молодых поколений. И задача каждого взрослого поколения, и в первую очередь, учителей – прививать детям высокие нравственные ценности, идеалы и принципы; учить их разбираться, что такое хорошо и что такое плохо; учить их любить не только себя, но и всех окружающих; показать, что нет границ для совершенствования личности. В конечном счете, не так важно, кем наши ученики станут во взрослой жизни, а важно – какими людьми они будут.

           Из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, долга, милосердия, уважения к старшим поколениям. Уважение к историческому прошлому России – одна из задач краеведения.

Задачи воспитательной программы

 «Откуда мы родом»:

        1. Расширение представления детей о стране, в которой они живут. Расширение кругозора учащихся по теме: “Мой родной край”;

        2. Уважение к историческому прошлому России (в начальном звене знакомство с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми);

        3. Воспитание у детей чувство гордости за свою Родину.  Привитие любви, интереса к родному краю, малой родине;

        4. Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом; воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к себе, к людям и к тому, что сделано руками человека;

5. Воспитание чувства прекрасного. Развитие эмоции, чувства, речи учащихся. Развитие  познавательного интереса, умения наблюдать, анализировать.

Пояснительная записка

      Над краеведческим аспектом в образовательном процессе, где более детально и подробно  происходило бы знакомство с историей своего села, района я работаю около 8-ми лет. За это время продумала алгоритм внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. Разработала сначала воспитательную концепцию, потом, основываясь на ней, начала преобразовывать,  дополнять и внедрять НРК как часть учебного материала, часть урока и как отдельные уроки, викторины, факультативы.  Так родилась моя программа «Откуда мы родом». Она представлена тремя направлениями:

1. Историко-краеведческое -  рассматриваемые темы:

  • «Историко-геологическое прошлое Урала»;
  • «История родного села» (экскурсии по историческим памятникам, знакомство с историей села на базе краеведческого музея);  
  • Цикл мероприятий «Героические страницы прошлого» (казачество, герои ВОВ, герои наших дней); сбор материала для альбома-альманаха «Их имена вошли в историю страны»;
  • «Люди, прославившие наш район, село» (по страницам районной газеты и других изданий);
  • «Годы войны для односельчан» (встречи с ветеранами и т.д.);
  • Самая близкая и понятная для детей тема «Моя семья», «Родословная», где поистине чувствуется единство работы детей, учителя и родителей. Учащимся начальных классов под силу составить генеалогическое древо своей семьи, написать сочинение на тему «Моя мама», «Папа - мастер на все руки», «Семейные традиции, праздники, реликвии», «Профессии в моей семье, династии»,  “О чем рассказала фотография из семейного альбома”,  «История семьи в истории Великой Отечественной войны».

2. Литературное краеведение:

  • знакомство со  сказками и легендами уральцев,  уроки в театре, литературные марафоны, ринги;
  • встречи со знаменитыми поэтами села,  знакомство с творчеством местных лириков “Жизнь, творчество и судьба поэта», «Поэтический клуб «Родник», “Краски и звуки слова в творчестве ”;
  • уроки-фестивали детского творчества, конкурсы «Первые пробы пера»,  под моим руководством идет сбор материала по теме “Поэтическая детская страничка”. Итогом работы поэтического клуба нашего класса, возглавляемого местной поэтессой Кизиловой Н.П., станут детские работы, которые, надеемся, примут участие в конкурсе «Серебряное перышко».

3. Природо-географическое краеведение:

  • поездки, экскурсии «Достопримечательности родного села», «Памятники природы района»; фото - выставка «Уголок, что сердцу дорог»;
  • занятия в «Школе юных экологов», музейные и библиотечные  уроки по темам  «Природа родного края»;  
  • “Коренные жители области”, “Население села”, обзор традиций, обычаев и образа жизни, праздники «Масленица», «Пасха» и т. д.  
  • «Знакомство с народными промыслами» (встречи с односельчанами-мастерами своего дела)

К концу обучения по  программе «Откуда мы родом»

 учащийся  должен  знать:

историко-краеведческое направление

  • основные  даты   и имена в истории  развития села, района;
  • археологические памятники;
  • историю своей семьи;   
  • знаменитых  людей (спорта, здравоохранения, искусства)

природо-географическое краеведение

  • символику страны, области, района, села, школы;
  • основные природоведческие аспекты;
  • природные памятники и достопримечательности села, района;
  • Традиции и обычаи населения;
  • Народные промыслы.      

литературное краеведение

  • легенды и сказы о земле уральской;
  • поэтов и писателей села, района.

Применение компьютерных технологий

Список авторских презентации учителей района:

Презентации о стране:

  1. Государственная символика, Синицина Т. Г., МОУ «Миасская СОШ №2»
  2. Москва, Кускова О.М., МОУ «Миасская СОШ№1»

Презентации о крае, области:

1.Зюраткуль – «сердце-озеро»,

2.Ильменский заповедник – жемчужина Урала, Михалёва  Т.В., ЛСКШИ

3. Кто, где живет? (место обитания: лес, луг, река), Гайнанова Т. М., МОУ  ДОД Красноармейский Центр дополнительного образования для детей

с. Миасское

4.Охрана животного мира Челябинской области, Исаева Л.Г., МОУ «Бродокалмакская СОШ»

5.Охрана природы Челябинской области (растения, животные),  Ческидова Е.Б., МОУ «Дубровская СОШ»

6.Они в опасности: по страницам Красной книги, Турсукова Н.С., МОУ «Миасская СОШ №1»

7.Птицы Южного Урала, Ческидова Н.Л., МОУ «Дубровская СОШ».

8.Уральские сказы, Горбунова М.В., библиотекарь МОУ «Канашевская СОШ

9.Экологические проблемы Челябинской области: Пашнина И.В, МОУ «Лазурненская СОШ»

10 Экскурсия в Челябинский зоопарк, Сумина Н.С., МОУ «Канашевская СОШ

11. Южный Урал в XVII-XVIII веках, Ещеркина Г. А., МОУ « Фроловская ООШ»

12.Белый мрамор России Коелгамрамор, Симакова И.А., МОУ «Теренкульская СОШ»

13. Голубая жемчужина Урала (озеро Увильды), Воронина О. В.  МОУ   АСОШ № 1 с. Аргаяш

14.Дикие животные, Клюева Е.В., МОУ «Миасская СОШ №1»

15.Полезные ископаемые, Новикова З. Б., МОУ «Черкасовская начальная школа - детский сад».

16. Путешествие капельки (экопроект), Рябинина. Л.И., МОУ «Шумовская СОШ».

17. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны, Соколова С.Г.,

МОУ «Миасская СОШ №1»

18.Ильменский государственный минералогический заповедник

Видеосюжет «Город Челябинск. От крепости до большого города. К 270-летию»

Презентации о Красноармейском  районе:

  1. Волейбол, Широкова Н.Ю. МОУ «Лазурненская СОШ»
  2. Из истории пимокатного дела с. Бродокалмак.
  3. Герои Советского Союза, Соколова С.Г., МОУ «Миасская СОШ №1»
  4. Исследователи Красноармейского района, Тикибаев Г.Д. МОУ «Шумовская СОШ»
  5. Красноармейский краеведческий музей им. В.К. Егорова, Лобачева Л.А., директор Черкасовской НШДС
  6. По радиоактивному следу, Пашнина В.В., МОУ «Бродокалмакская СОШ»
  7. Самое-самое в Красноармейском районе, Никитина Н. В., МОУ «Лазурненская СОШ».
  8. Село Русская Теча. Прошлое и настоящее,
  9. Экскурсия по Бродоколмаку, Панов
  10. Экскурсия по Красноармейскому району, Левина Н.Ю., МСОШ №1
  11. Развитие физкультурно-спортивного движения в Красноармейском районе», Шведов А.Н. , МСОШ№1
  12. Что мы знаем о своей планете, о своей стране, о своем селе…», Шведова
  13. Основание крепости Миасской, Шведова И.В., МСОШ№1
  14.  Поэты района, Шведова И.В., МСОШ№1
  15. Твой адрес в этом мире, Шведова И.В., МСОШ№1
  16. Их имена вошли в историю страны, Шведова И.В., МСОШ№1
  17. Река Миасс, Шведова И.В., МСОШ№1
  18. Растения Красной Книги, Шведова И.В., МСОШ№1
  19. Охрана воздуха, Шведова И.В., МСОШ№1
  20.  Род. Родословная, Шведова И.В., МСОШ№1

Конспекты уроков,  проекты о Красноармейском  районе:

  • Героические страницы казаков, Соколова С.Г., МОУ «М СОШ №1»
  • Из истории СХП Красноармейское
  • Интервью с ветеранами войны д. Черкасово
  • Водоемы, история реки Миасс, Приданникова С.А.
  • Село Миасское, Поздеев В.В.
  • Основание крепости Миасской., Соколова С.Г., МОУ «М СОШ №1»
  • Развитие гончарного дела в с.Бродокалмак
  • Рассказ-интервью о развитии здравоохранения в районе, Соколова С.Г., МОУ «Миасская СОШ №1»
  • Река Миасс
  • Страницы истории Красноармейского района

Пути реализации программы

Внеклассная работа по региональному компоненту, которую провожу я, направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Знания и  умения,  полученные  учащимися  на  теоретических  и  практических  занятиях, закрепляются  прогулками,  экскурсиями,  встречами  и  беседами  с  односельчанами.   И, как итог – творческая работа-описание. Учащиеся  могут  участвовать  в   классных и школьных конкурсах, в конкурсах, проводимых  районным  краеведческим  музеем, ЦДО, библиотекой.         

         В подготовке мероприятий принимает участие весь класс. Учащимся даются необычные задания по теме: сочинить; поразмышлять над вопросом; нарисовать рисунок; составить кроссворд; прочитать дополнительную литературу; собрать материал на заданную тему. На внеклассные мероприятия приглашаются родители. Они вместе с детьми готовятся к ним, а иногда и принимают в них активное участие. Родители помогают в оформление творческих работ детей.

Мне, как педагогу, интересно работать, сочетая традиционную методику обучения (без которой не обойтись) с нетрадиционной. Учитывая концепцию в образовании школы и вырабатывая свою, мне интересна прежде всего личность творческая, поэтому и необходимо  развивать индивидуальные познавательные способности ребенка.

Особую роль отвожу  Музейным Урокам.

    В сельской местности люди фактически живут в окружении археологических объектов.  Понять  это помогают Музейные уроки. Это совместная работа с сотрудниками нашего краеведческого музея и очень эффективная форма обучения детей. Сотрудничество, для меня как учителя, весьма выгодное: музей предоставляет исторические источники, чтобы сделать учебный процесс более наглядным, интересным.

Музей позволяет решить вопросы: 

  • накопление материалов по истории родного села, района;
  • вовлечения школьников в поисковую деятельность;
  • обеспечения наглядности для проведения уроков;
  • привития чувства уважения и любви к Отечеству, к своей семье, родному дому; воспитывают чувство патриотизма к большой и малой Родине;
  • способствует формированию у детей готовности жить и трудиться в своем селе, области, участвовать в их развитии, обновлении.

На первой ступени обучения для учащихся 1-2 классов проводятся экскурсии по отдельным разделам экспозиции, на второй ступени можно апробировать проведение самим учеником  (в роли экскурсовода) экскурсии  для своих сверстников, что позволяет пробудить живой интерес к истории у школьников.

План-график реализации проекта

Мероприятия

Содержание

история

«Что хранит музей»

Обобщающая

беседа

«Куда ушли мамонты»

Знакомство с элементами археологии, палеонтологии.

«Мой край родной»

Расширение знаний о месте проживания

«Геральдика района»

Понятие о малой родине  

«Родное гнездо»

История возникновения Миасской крепости

«Село Миасское: прошлое и настоящее»

Улицы и памятные места

«Печка – каменное сердечко»

Расширение знаний о предметах крестьянского быта, об укладе семьи

«Теремок»

Знакомство с традициями строительства избы (художественные и символические особенности).

«Из бабушкиного сундука»

Одежда славян

«Хлеб – всему голова»

История появления хлеба, знакомство с сельскохозяйственными работами

праздники

«Ой, вы, гости-господа!»

Знакомство с традициями приема гостей, с этикетом.

«Православная Пасха»

История празднования

«Самовар кипит, уходить не велит»

Знакомство с народными традициями

«Покров»

Знакомство с осенними праздниками

«Что такое Новый год?»

История и традиции празднования.

«Масленица, Сороки» игровая программа

Знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями.

«Крапивное заговинье»

Знакомство с летними праздниками

природа

«Наш уголок на карте Челябинской области»

История образования района

«Птицы Южного Урала»

Знакомство с основными видами птиц

«Животные наших лесов»

Знакомство с животным миром

«Муха-Цокотуха»

Знакомство с миром насекомых

«Малахитовая шкатулка»

Знакомство с минеральными и полезными ископаемыми Урала

«Викторина деда Природоведа»

Обобщение темы: растительный и животный мир района

экскурсии

«Чудо чудное»

Памятники природы Красноармейского района

        Васильевский бор

Выставка детских творческих работ и сочинений

«Стоянка древнего человека»

        экскурсия

занятия людей

«В гостях у Харитины»

Знакомство с ткачеством, работа с ткацким станком

«Сказка из кружев»

Встреча с мастерицей-кружевницей, знакомство с народным творчеством.

«Волшебная кисть»

Знакомство с художниками района.

«Спортсмены, прославившие наш район»

Знакомство со спортсменами района.

«Знаменитые люди района»

Знакомство с известными людьми района в области культуры (творческие коллективы).

о войне

Встречи с ветеранами войны

.

«Трудно в ученье – легко в бою»

«Шинель солдатская...»

«Как стать защитником своей Родины?»

«Ордена и медали»

«О тех, кто воевал в твоей семье»

Акция  «Открытка ветерану»

       

   Эпиграфом историко-краеведческого направления в работе могут служить слова М.И. Калинина: “Родная сторона становится близкой и родной, если знаешь ее историю”.

 Цель исторического краеведения – изучение истории своего края. Ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи своего народа, в прошлом родного села. Историческое краеведение помогает почувствовать причастность к истории каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом, уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории.

 В основе краеведческой работы лежит поиск, дерзания, глубокий интерес к прошлому.  Привлечены  материалы,  накопленные  районным  краеведческим  музеем  им. В.К.Егорова, библиотекой, ММЦ под руководством Слюсаренко С.А.

 Тематика занятий:

Учитывая  сложность  пространственно-временных  представлений  у  детей  этого  возраста,  в  основу  работы  положен  хронологический  принцип через  изучение  конкретных  событий,  частных  явлений  мира,  который  их  окружает: школы, семьи, родного  дома,  улицы,  села, а затем уже района и области.        Занятия по историко-краеведческому направлению  разделены на 7 тем, к которым мы ежегодно возвращаемся, усложняя и расширяя их. Мониторингом успешности  и заинтересованности ребенка является папка  с его творческими работами в течение 4 лет.  Конечно, в 1-2 классах невозможны  объемные, исследовательские работы,  преобладают фото-конкурсы, рисунки. Но для завершения больших проектов в 3-4 классах этот материал необходим. Каждая  творческая работа ребенка – это его труд в течение большого времени, все сочинения, рисунки, фотоматериалы складываются в его папку достижений. Затем учащийся сам решает и выбирает  тематику своей творческой работы, обобщает и защищает ее.

График проведения творческих работ и сочинений

1 класс

2класс

3 класс

4 класс

Мой класс, моя школа

  • Зн-во с заповедями школы№1
  • Проект «Законы и правила нашего класса»

  • Сочинения

«Мой класс, моя школа», «Если б я был директором школы»

  • Сочинения

«Традиционные праздники нашего класса»

  • Создание эмблемы     своей  команды
  • Создание эмблемы своего класса
  • создание памятного фото-альбома «Жизнь класса»
  • видео-фильм
  • Как итог  - фото-альбом и видео-фильм (коллективная работа) о жизни класса, который вручается каждому на последнем звонке. Пополнение его в среднем звене,  уже дело желающих.

Моя семья

(Ежегодные традиционные праздники совместно с родителями)

  • рисунок «Моя семья»
  • Фото-выставка к 8 марта «Моя любимая мамочка»
  • Фото-выставка к 23 февраля «Защитники Отечества»

Сочинения

  • «Моя семья»

(увлечения, традиционные праздники)

  • «Кто на свете всех милее? Мама...»
  • «Папа может, папа может все что угодно...»
  • «Откуда произошла моя фамилия, мое имя?»

Сочинения

  • «Моя семья в годы войны»
  •  «Растет помощник в семье»
  • «Что больше всего меня радует (пугает) дома»
  • Подборка материалов к работе «Родословная»:

составление генеалогического древа своей семьи

  • сочинение на тему “О чем рассказала фотография из семейного альбома”

Сочинения

  • «Из воспоминаний моих бабушек и дедушек» (интервью по возможности) «Свидетелями каких исторических событий были?»
  • «Семейные реликвии, предметы старины»,
  • «Династии отцов и дедов, семейное ремесло»,
  • Создание эмблемы (герба) своей семьи (своего рода)
  • Тв. работа  «Родословная»
  • В завершении темы «Моя семья»:  составляется творческая работа «Моя родословная», куда входят все сочинения, рисунки, фотографии, сделанные в течение четырех лет.
  • Детские работы участвуют в районном конкурсе «Моя родословная» на базе краеведческого музея, победители – в областном конкурсе центра «Наследие»
  • Творческие сочинения  «Кто на свете всех милее? Мама...» отправлены на областной конкурс, посвященный Дню Матери.

Мой дом, мой двор, моя улица

  • рисунок,

фото-конкурс

«Мой дом, мой двор, моя улица»

(по выбору)

  • сочинения «Мой дом, мой двор, моя улица»

(по выбору)

  • Составление план-карты улиц

 с. Миасское

  • Сочинение «Откуда произошло название моей улицы»

Интересными работами оказались сочинения во 2 классе. Оказывается, в наше время находятся еще люди, которые не только  привлекают соседей на благоустройство дворов и детских площадок, но и проводят праздники «День двора», когда взрослые и дети  со своими угощениями, за общим столом поют песни, участвуют в конкурсной программе. С каким огоньком в глазах, с какой гордостью рассказывали ребята о таких теплых встречах. 

Мое село, мой город

  • фото-конкурс

«Достопримечательности села. Памятники»

(легли в основу презентации о селе)

  • творческая работа «О чем может рассказать фотография из прошлого»
  • Сочинения по следам экскурсий «Природный памятник – Васильевский бор», «Стоянка древнего человека»
  • сочинения «Станица Миасская»,

Сочинения о жизни села во время ВОВ «Тыл–фронту» «Герои войны»

  • Используя работы своих коллег Соколовой С.Г., учителя истории МСОШ№1 и Ещеркиной Г.А., учителя Фроловской школы составила презентацию «Основание крепости Миасской»
  • фото - выставка «Уголок, что сердцу дорог»

Мой район

        

  • Самое, самое о нашем районе... (по следам статей районной газеты «Маяк»)
  • оформление уголка «История села и района в фотографиях»
  • сочинение «Если б я был главой района»
  • «Знаменитые земляки на страницах газеты «Маяк»
  • «Мой район в годы ВОВ»
  • коллек-тивная работа «Знаменитые люди района: поэты, художники, спортсмены, резчики по дереву, кружевницы»
  • По мере накопления материала создан альбом-альманах «Музыка души», где собран материал о жизни и творчестве местных поэтов;
  • Дети приносят статьи, фотографии, из которых я составляю презентации, например «Спортсмены района», в стадии завершения «Народные промыслы»
  • Дети решила создать свой альбом «Как я попал на станицы газет»

Моя область, мой край

 

газета-викторина по истории родного края «Край, в котором я живу»

сочинения о городах области, их истории и особенностях

Сочинения

«Южный Урал в годы ВОВ», «Челябинск –Танкоград»,

Сочинения

«Мой край – опора державы» (чем славимся сегодня)

Используя работы своих коллег Соколовой С.Г., Тикибаева Г. Д. составила презентации, доступные для моей аудитории: «Их имена вошли в историю страны» (о казачестве, о героях ВОВ), «Урал-батюшка. Путешествие в далекое прошлое.»

Моя страна

Символика государства

фото-выставка городов, где вы побывали, устные рассказы

сочинения «История древних городов России»

Журнал (фото, сочинения) «Национальная одежда народов России»

Эта тема наиболее обширна, не включаю сюда тематику всех работ, т. к. многие из них предусмотрены программой, и каждый учитель варьирует уже сам, в зависимости от насыщения материала.

Патриотическое воспитание

         Не секрет, что основную работу по воспитанию чувства интернационализма, гражданственности, толерантного отношения к другим народам и культурам ведут учителя на уроках истории. Но и учащимся начальных классов под силу собрать материал  к альбому «Страницы истории села, района», подготовить творческую работу «О чем может рассказать фотография из прошлого», составить генеалогическое древо своей семьи, написать сочинение на тему “О чем рассказала фотография из семейного альбома”, взять интервью у своих бабушек и дедушек на темы: «Свидетелями каких исторических событий вы были?», «Династии отцов и дедов», выпустить газету-викторину по истории родного края «Край, в котором я живу», оформить уголок «История села и района в фотографиях», поучаствовать в игре- путешествии по Челябинской области «Крестики- нолики».

      Особо работаю над темой войны. Одним из эффективных способов решения проблемы патриотического воспитания, считаю организацию мероприятий и встреч с известными людьми района, села на базе районного краеведческого музея и библиотеки:

-Наши  земляки -  участники  ВОВ.

-Район  в годы  Великой Отечественной  войны. Тыл – фронту.  

-Наши  земляки – Герои Советского Союза.  

-Памятники  героям  войны.

-Урок Мужества в библиотеке «Потомкам доблестный пример» (встреча с ветеранами войны, узниками конц.лагеря)

- Беседа в музее «Прикосновение к подвигу»

-Экскурсия-рассказ «Красноармейский район в годы войны»

-Цикл лекций, видеофильмов, сочинений «Вклад моих земляков в дело Победы»,   «Герои войны», «Труженики тыла», «Моя семья в годы войны» и т. д.        

- Урок внеклассного чтения «Поэты и писатели Южного Урала о войне». Конкурс чтецов стихов о войне «Никто не забыт и ничто не забыто»

- 9 мая. Участие в митинге ко Дню Победы  

  •  конкурс рисунков  «Слава сынам России»

- Концерт для ветеранов Дома-интерната «Березка»

Уже традиционными стали выездные концерты в территориальный центр «Березка».  Ребята своими выступлениями    затронут сердце каждого  присутствующего  на концерте. Номера всегда яркие, веселые и запоминающиеся.

- Акция  «Открытка ветерану»

            В преддверии праздника «Дня Победы» ежегодно  проводится акция «Открытка ветерану». Дети своими руками на уроках труда делают яркие красочные открытки участникам войны.  Всем классом мы идем их вручать. У нас есть ветераны, и даже одна  семейная пара, которых мы ежегодно посещаем. Трогательно видеть слезы пожилых людей, когда дети вручают им свои открытки, поют песни и частушки на военную тематику, читают стихи. И горько осознавать, что наших ветеранов становится с каждым годом все меньше.

   Литературное направление краеведения

По правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу - литературой, культурным наследием своего края.

          И если исторические, географические, экологические проблемы нашли отражение в учебных планах, то такие региональные аспекты, как литературное краеведение, находятся в тени.

Литературное краеведение развивают учителя  на уроках русского языка и литературы в более старших классах, но и для младшего школьника эта тема весьма интересна. Конечно, материал нужно подбирать с учетом возраста, но главная цель, чтобы ребенок понял  – талантливые люди живут среди нас, подчас мы и не знаем об успехах близких людей, и не надо бояться проявлять свои творческие наклонности, пробовать  свои силы в разных направлениях. Знакомство со сказками и легендами народов Урала, помогает детям сделать вывод, что у народов Сибири можно многому научиться: терпению, выдержке, умению жить в гармонии с природой, выживать в экстремальных условиях, терпимости к другим народам, культурам, религиям.

Тематика занятий:

  • знакомство со  сказками и легендами уральцев
  • встречи со знаменитыми поэтами села,  знакомство с творчеством местных лириков “Жизнь, творчество и судьба поэта», «Поэтический клуб «Родник», “Краски и звуки слова в творчестве ”;
  • уроки в театре, литературные марафоны, ринги;

уроки-фестивали детского творчества, конкурсы «Первые пробы пера»,  под моим руководством идет сбор материала по теме “Поэтическая детская страничка”, где детям предоставляется возможность представить свои первые поэтические строки. Итогом работы поэтического клуба нашего класса, возглавляемого местной поэтессой Кизиловой Н.П., станут детские работы, которые, надеемся, примут участие в конкурсе «Серебряное перышко». 

                  В своем приложении, я представила альбом-альманах «Музыка души», о жизни и творчестве местных поэтов: фотография, биография и доступные для младшего школьника произведения. Есть  он у меня и в электронном виде, в форме презентации. Очень удобно, когда материал собран в одном месте. Но на уроке нужно брать лишь несколько слайдов для знакомства с творчеством конкретного поэта. Альбом этот пополняется, а это значит, не переведутся у нас таланты.

Природо-географическое краеведение

    Результаты опросов учащихся старших классов дали информацию к размышлению: треть опрошенных ребят мечтают работать за границей, престижным для себя считают   уехать  из страны, большинство не хотят оставаться жить в селе.

   Цель этого направления показать, что у нашей страны есть все предпосылки для того, чтобы она стала процветающей страной. Россияне издавна заселили и освоили не только Европейский Север, но и Сибирь, и Дальний Восток. Для этого нужны были мужество, смелость, сила духа и сила воли, и эти качества у нас не перевелись. Эта работа стимулирует  познавательный  интерес школьников  к родному  краю,  формирует  эмоционально-ценностное  отношение  к  культурному  и  природному  наследию,  гордость  за  своих  соотечественников.  

Тематика мероприятий в области природо-географического краеведения самая различная:

- Знакомство с картой: наш край на карте.

(Природа окрестностей, рельеф,  озёра, реки, растительный и животный мир.)

-Памятники  истории села

-Знакомство  с  историей географических  названий    района.

-Улицы села Миасского

 -Почетные  жители  района,  почетные  жители   села.  Известные  земляки

- сбор и обработка материала по теме “Население села”, “Коренные жители области”, в которой дается обзор традиций, обычаев и образа жизни;

- Раз в четверть, мы проводим праздники, посвященные обычаям, традициям русского народа, обязательное знакомство с традициями других народов, живущих в нашем крае. «Сороки» - игровая программа (проводы зимы), «Масленица» - сюжетно-ролевая игра,  «Пасха».

Мониторинг качества реализации программы

     Анкетирование показали, что школьникам краеведческий материал интересен.Самое главное - это желание ребят заниматься краеведением. Свой выбор они объясняли желанием расширить свой общий кругозор, глубже познакомиться с историей родного края.

     Мониторинг качества реализации регионального компонента осуществляется на основе социологических опросов. Система проверки освоения учащимися регионального компонента строится с учетом содержания учебных программ на основе накопления индивидуальных успехов и достижений учащихся и предоставляет им возможность для творческого самовыражения.

Мы делаем альбомы-отчеты, мини-сборники стихов, сборники рисунков и сочинений. В начальных классах могут применяться такие формы оценивания, как папка достижений («портфолио») учащегося, куда он помещает те свои работы, которые считает удачными. Применимы и  коллективные формы оценивания: папка достижений класса, в которую по решению класса помещаются лучшие индивидуальные и коллективные творческие работы, классные альманахи, журналы, стенгазеты, книги, фото и видеоматериалы. Это помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Участие в конкурсах, выполнение творческих работ   по литературному краеведению

Ф.И. ученика

«В гостях у Поэ-зии»

Соч.«Есть в осени первона-чальной..»

Поэти-ческий «Осень»

«Проба пера» о зиме

«Моя семья»

«Откуда произо

шла моя фамилия?

«Традиции моей семьи»

«Моя семья в годы войны»

Аксенова Анастасия

+

+

+

+

+

+

Абайдулин Никита

+

+

+

+

+

+

Батарханов Антон

+

+

+

+

+

+

Валеева Лилия

+

+

+

+

+

+

+

+

Дмитриева Анна

+

+

+

+

+

+

+

Дмитриева Ирина

+

+

+

+

+

+

+

Карабанова Мария

+

+

+

+

+

+

+

Кудашкин Дмитрий

+

+

+

+

+

+

Кузнецова Дарья

+

+

+

+

+

+

+

Малков Савелий

+

+

+

+

+

+

Пастушенко Настя

+

+

+

+

+

+

+

Пашнина Татьяна

+

+

+

+

+

+

+

+

Петрова Саша

+

+

+

+

+

+

+

Саламатина Алина

+

+

+

+

+

+

+

Старков Максим

+

+

+

+

+

+

Шалышкин Егор

+

+

+

+

+

+

Юнусов Расул

+

+

+

+

+

+

Участие в конкурсах, выполнение творческих работ  по историческому краеведению

Ф.И. ученика

Пла-нета Зем-ля»

«Мое село»

карта

«Мой двор» «Моя ули

ца»

По

ход

«Василь

евский бор

памятник природы»

«Стоян-ка древ-него чело-века»

Участие в районном конкурсе «Моя родослов

ная»

Участие в област

ном конкурсе «О маме»

Эмбле

ма –символ класса

Аксенова Анастасия

+

+

+

+

+

Абайдулин Никита

+

+

+

+

+

+

Батарханов Антон

+

+

+

+

+

+

Валеева

 Лилия

+

+

+

+

+

+

Дмитриева Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

Дмитриева Ирина

+

+

+

+

+

+

Карабанова Мария

-

+

+

+

+

+

+

Кудашкин Дмитрий

+

+

+

+

+

Кузнецова Дарья

+

+

+

+

+

Малков Савелий

+

+

+

+

+

Пастушенко Настя

+

+

+

+

Пашнина Татьяна

+

+

+

+

+

+

Петрова Александра

+

+

+

+

+

+

+

Саламатина Алина

+

+

+

+

+

+

Старков Максим

+

+

+

+

+

Шалышкин Егор

+

+

+

Юнусов

Расул

+

+

+

+

+

+

+

+

Фоторепортажи с выставок  и  конкурсов

 Панорама достижений

Символ –эмблема класса    

Сочинения «Жизнь класса»

Районный конкурс «Родословная»

Областной конкурс «Лучшей маме на свете»

   

Районный конкурс «Город мастеров»

Конкурс творческих работ «Мое село», «Мой двор», «Моя улица»            

 По следам экскурсий по району «Васильевский бор», «Стоянка древнего человека»

 «Сыны Отечества»                              

Творческие работы «Моя семья в годы войны»          

Открытка ветерану

         

       Красота, величие, богатое историческое наследие нашего края трогает и вдохновляет умы и сердца многих гостей и жителей Урала. Проблемы возрождения, сохранения и развития будут в дальнейшем решаться современными детьми. Успешное решение возможно только при наличии любви, знаний и понимании истории края.

           Содержание и алгоритм проведения экскурсий.

    Все мы мечтаем  о странствиях. Нынешняя ребятня, подпитываемая СМИ, рекламой на TV , уже точно знает, что хочет на Канары, в Париж, Таиланд и т.д. Практически отсутствует тяга к познанию своего родного города, села, улицы. Что тут хорошего? Просто здесь мы живем.

       Но детям все же свойственно живое любопытство и страсть к освоению новых территорий. Взять хотя бы исследования соседнего двора или улицы (деревья выше – ниже, наличие гаражей, укромных уголков или детских площадок). Вот оно – драгоценное время, которое нельзя упустить. Можно и нужно использовать детскую пытливость.

     В каком бы уголке России учителя не занимались бы краеведением, думаю, что цели мы ставим схожие, а средств для их достижения очень много. Это могут быть и прогулки с посещением выставок, музея, автобусные экскурсии по городу, району. С первого класса все мои ребята познают окружающий мир, не только сидя за партами. После двух недель учебы веду детей на знакомство с музеем, провожу первые экскурсии. Ежемесячно планирую какую-нибудь экскурсию на природу, в краеведческий музей или поездку по достопримечательностям села, района,          

       Теперь позвольте на примере одной экскурсии показать всю систему работы, которая дает великолепные результаты.

1. Подготовка к поездке.

     На октябрь намечена поездка в Васильевский бор -  в один из памятников природы, расположенный на территории Красноармейского района. До поездки ребятам было предложено  ответить на вопросы:

- где находится?

- почему именно так называется этот бор?

- в чем уникальность этого памятника природы?

      Отвечая на поставленные вопросы, детьми выдвигались свои предположения, догадки (некоторые весьма фантастические), кто-то получил сведения от своих родителей, кто-то нашел ответы в литературе краеведческого характера. Все принималось к сведению, а кто прав и дал более точную информацию, было решено определить после экскурсии.

2. Итак, долгожданный выезд. Каждый маленький путешественник знает, что едет на “работу”:1) слушать; 2) смотреть; 3) запоминать; 4) дома рассказать.

3. По дороге к месту назначения ждет увлекательный рассказ о истории образования села Шумово, обращаем внимание на расположение дубовой рощи, узнаем о существовании некой деревни Васильевка и наблюдаем лишь чудом уцелевшие доказательства этого поселения, захватила детей история о расцвете и упадке развития села Боровое.

По договоренности, экскурсовод всегда строит лекцию в форме диалога с детьми. Никто не упрекнет их в неверном ответе, важно, чтобы они чувствовали себя не пассивными слушателями, а были вовлечены в процесс познания активно. Так о чем же шла речь в автобусе? Вот что пишут дети:

4. Тематическая экскурсия.

Итак, приехали. Идем. У самых ответственных в руках блокноты и карандаши. Стараюсь учить  ребят записывать опорные слова, даты, имена, названия объектов со слов экскурсовода.  Нам очень повезло с нашим постоянным экскурсоводом Бобиной Татьяной Ефремовной, которая  переносит нас в загадочный мир,  знакомит ребят и меня заодно с такими объектами и красотами природы, что дух захватывает! Материал преподносится в игровой занимательной форме, не стесняясь, маленькие экскурсанты задают вопросы, уточняют детали.

Экскурсия явно выходит за временные рамки, но никто не торопится прощаться. Дети, конечно, устали. В конце насыщенной программы обязательно минуты отдыха. В данной поездке уместно расположиться на открытой поляне. Все, заслуженный отдых и небольшой пикник!

Дорога домой пролетает незаметно. Мы расстаемся, но не прощаемся, обещаем показать свои творческие работы с рисунками и сочинениями

5. Работа после экскурсии в классе, закрепление. 

В школе начинается кропотливая работа.  Каждый желающий принимает участие в конкурсе творческой работы. Оценивается: содержание (достоверность и полнота информации) и художественно-эстетического оформление.

       Работа над содержанием сочинения. Вернувшись в школу, Делимся первыми впечатлениями: что мы узнали нового.  Высказывается каждый ребенок. Из отдельных ответов вырисовывается целостный рассказ. Соблюдая хронологию, уточняем даты, события, и составляем общий план последующей творческой работы. Проверяем правильность наших предположений перед поездкой.  

     Художественно-эстетического оформление. Дома, на уроках ИЗО, трудового обучения дети рисуют иллюстрации к поездке, возможны и аппликации, и поделки из собранного природного материала. Живя в мире современных технологий, кто-то может представить фото или видеосюжеты. (В последующих экскурсиях было решено даже выбрать «Операторскую группу»). Иногда принимают участие и родители! Нам нужна эта связь для поддержания интереса к краю и  как следствие, возникновения чувства любви и гордости за родную землю.

      Конкурсный отбор творческих работ.  Все работы  представляются на школьную выставку. Каждому предоставляется возможность защитить свою работу. У кого-то она будет маленькой, у кого-то на несколько страниц. Индивидуальное, живое детское мышление выдает нам совершенно разные по эмоциональной окраске и восприятия экскурсионного материала рассказы.

     Подведение итогов. Заслуженная награда победителям торжественно вручается в присутствии детей и родителей. Но, если честно, то в каждом ребенке я вижу победителя, и не один не останется без поощрения. Составляется  Фотоальбом

     Итак, вот какой долгий путь от подготовки до объявления итогов. Знания прочно оседают в голове и, что не менее важно, прочнее становится дружба. Огромен поток информации во время экскурсий. Может и не все сразу воспринимается ребенком, но я считаю, что это все дает свои плоды.

        Тематика занятий прикладного творчества

Данная тематика  помогает реализовать региональный аспект образования на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, решает актуальную задачу – воспитание через народное творчество культуры воображения, возможности увидеть мир по-новому, формирование активной творческой личности. Знакомство с народными промыслами  дает возможность учащимся познакомиться с местным фольклором. Региональный компонент образования реализуется в следующем виде:

1. Насыщение предметно-пространственной среды в соответствии с русскими традициями (оформление в русском стиле студий, игровых комнат, устроение уголков русской культуры, визуализация произведений русских ремесел, русской живописи и архитектуры, создание музыкального фона из произведений русской народной, классической, духовной музыки, расположение в поле свободного доступа воспитанников национальных, стилизованных игрушек и т.п.).

2. Наполнение программ фольклорным материалом (пестушки, пословицы, колыбельные, колядки, хороводы, сказки, русские народные песни, игры).

         3. Приобщение к русским духовным и культурным традициям (проведение утренников, праздничных мероприятий, посвященных Покрову, Рождеству, Святкам, Масленице, Благовещению, Пасхе, Троице и др.)                

      Специфика предложенных занятий состоит в том, чтобы не только достичь определённого оптимального уровня ручной умелости каждого учащегося, а в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорный этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию, способствуя тем самым общее развитие детей, раскрытие индивидуальности каждого ребёнка.

    Занятия разделены на 13 тем. Для каждой темы приводятся несколько вариантов изделий. Это дает возможность учителю индивидуально, ориентируясь на возможности своего класса, подойти к решению учебных задач. Можно свою работу построить и по группам: наиболее сильным и творческим детям – изделия сложные по технике исполнения или работы по своему представлению, а для другой группы детей – изделия по образцам и шаблонам. Границы возрастных возможностей достаточно  подвижны, поэтому не имеет смысла жёстко закреплять ту или иную тему за определённым возрастом. К тому же, каждая работа в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка может быть решена более или менее сложно. В связи с этим рекомендуемые темы не распределены по классам. Одна и та же работа может выполняться как первоклассниками, так и третьеклассниками.

Цель:

формирование у младших школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков.

Тема

Наименование изделия, содержание работы

1. Страна Листопадия. 

Работа с высушенными листьями и цветами.

 

Композиция из листьев и веточек.

Аппликация по представлению.

Аппликация из сухих листьев и цветов “Жар-птица”.

Составление композиций. букетов из сухих цветов и листьев

2. Соломенное царство. 

Работа с соломкой.

Изба, колодец из соломки

Плоская сплошная аппликация  Цветы из соломки.

«Птица Счастья» аппликация из соломки по шаблону

3. Лесное царство. 

Работа с семенами, корой деревьев, хвоей.

Сувениры из бересты, семян, веточек.

Аппликация из чешуек шишек.

Аппликация из иголок хвойных деревьев “Новогодняя ёлка”.

Панно на пластилиновой основе из семян и бисера

4. Пушистики

Работа с пухом и пером, камышами.

Композиция из пуха и перьев “Мой край”. Лебединое озеро.

«А белый лебедь на пруду...» аппликация

5. Мастерская росписей. 

 

 

 Рисование

Дымковская игрушка (пластилин, глина).

Семёновская матрёшка (папье-маше).

фигурки из солёного теста.

“Русский пряник” – солёное тесто.

Сувенир “Матрёшка”, «Баба-Яга» и др. сказочные герои.

6. Скорлупа плюс фантазия. 

Работа с яичной скорлупой.  

Роспись по яйцу к празднику «Пасха»

Мозаика из яичной скорлупы

7. Чудеса из ниток и ткани. 

Работа с тканью, нитками.

   

Аппликация “Русский орнамент”.

Аппликация “Орнамент народов Сибири”.

Игольница “Уральские узоры”.

«Пушистые зверята» аппликация  по трафарету с использованием пряжи

8. Бабушкина мастерская. Куклы. 

Работа с тканью и разными материалами.

Кукла в русском костюме из ткани и бисера.

9. Занятия-праздники.

Прощай, масленица!

Пасха.

10. Встречи с народными умельцами: резчики по дереву, кружевницы и т. д.

экскурсия в краеведческий музей, знакомство с творчеством мастеров

11. Творчество местных художников

экскурсия в краеведческий музей, знакомство с творчеством местных художников

12. Традиции народно-прикладного искусства. «Сокровища бабушкиного сундука»

творческие работы детей о семейных династиях, о предметах старины, передающиеся из поколения в поколение

13. Защита своей работы.

Участие в школьных, районных конкурсах детского прикладного творчества

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Земля, откуда мы родом»

Классный час   «Земля, откуда мы родом»Цель:  прививать любовь к родному краю:            прививать любовь к спорту...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

программа внеурочной деятельности "Откуда мы родом"

   К концу обучения по данной программе учащиеся научатся:— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;— рассказывать об особеннос...

Тедди, откуда ты родом

Каждая вещь нв свете имеет свою историю. Игрушки также запечатлели в себе историю человечства. Они-её очевидцы и свидетели. А ещё  игрушки - воспитатели, учителя и свидетели....

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Откуда я родом»

Тематическое занятие для учащихся начальных классов «Откуда мы родом»...