классный час о жизни собак
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«ЖИЗНЬ И СУДЬБА НАШИХ ВЕРНЫХ ЧЕТВЕРОНОГИХ ДРУЗЕЙ»
Цель:
- Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью наших пимощников-собак.
- Научить пользоваться дополнительной литературой при подготовке к мероприятию.
- Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить детей сопереживать, сочувствовать.
- Развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.
Оборудование к классному часу:
- Видеоматериалы о жизни собак.
- Фильм-презентация о жизни собак на основе собранных детьми материалов.
- Картинки пород собак.
- Рисунки детей о собаках.
- Телевизор, видеомагнитофон, компьютер.
Использованная литература:
- П.Р.Ляхов «Я познаю мир»: Детская энциклопедия – животные-М. 1998г.
- В.В.Пивоваров, А.В.Лебедев «Ваши домашние Любимцы»-сборник М.1993г.
- Н.А.Акишкин «Родничок»-книга для внеклассного чтения.-М.2003г.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня наш классный час необычен тем, что готовились мы к нему все. Вам пришлось прочитать массу интересных книг, покопаться в энциклопедиях, поискать картинки и нарисовать замечательные рисунки, которые помогут нам сегодня на классном часе.
1 слайд.
Благодаря той информации, которую мы собрали, сегодня на протяжении мероприятия мы посмотрим фильм, созданный с вашей помощью. Так о чём или о ком пойдёт речь? – вам подскажет стихотворение:
Ученик: В день наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале, во дворе,
На мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честность?
Вот об этом – то сейчас
И пойдёт у нас рассказ…
- О ком же будет наш сегодняшний разговор? (О собаках)
(Картинки собак на доске)
2 слайд.
- Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Мы привыкли говорить, что собака – домашнее животное. Но давайте вспомним немного историю. Так ли это было всегда?
А) Ученик: - Много тысячелетий назад, когда сам человек был первобытным, рядом с ним обитали волки, которые и дали продолжение роду собак. Эти волко - собакоподобные существа понимали, что рядом с человеком всегда есть еда – кости, съеденных животных, которыми можно полакомиться. И находясь рядом с человеком, сам человек понял, что эти животные своим лаем, воем отпугивают других диких зверей. Волко-собаки следовали за человеком и во время охоты, помогая ему загонять жертву в ловушку. Человек понимал, что польза от этих животных велика. И волки-собаки привыкли к человеку и одомашнивались. Так собаки стали одними из первых помощников человеку в его жизни.
3 слайд.
Б) Породы собак.
- Собаки не оставались в неизменном виде. Они становились разными с помощью природы и с помощью человека. Человек выделял самые лучшие качества этих животных и выводил именно такие породы, которые пригодятся человеку в его жизни. Отсюда возникли самые разные породы собак.
- Какими качествами на ваш взгляд обладает собака?
(Ответы детей: - у собак отличный нюх,
хорошее чутьё,
они преданные своим хозяевам,
они выносливы,
они защищают своё с особой преданностью.
- Какие породы собак вам известны?
(Колли, овчарки, лайки, борзые, таксы, пудели, водолазы и т.д.)
Не все породы знакомы вам, ребята, хотя вы знаете их названия. Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них.
4 слайд
- Колли.
Своё название «колли» получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне «Колли» чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, конечно, больше лисьей, и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.
В домашних условиях колли очень любят детей и привязаны к ним. Часто эту породу называют «няньками» Эти собаки добродушны к своим хозяевам, но и чужих близко не подпускают на свою территорию.
5 слайд.
- Овчарка.
Из Германии в Россию завезли Немецкую овчарку. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры – собаководы. И в результате сложился новый тип собаки – восточноевропейская овчарка.
О людях говорят: «Мастер на все руки», Это про очень умелых. А вот про овчарок можно сказать: «Мастер на все лапы». Нет такой работы, которая бы ей неизвестна.
Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников.
7 слайд.
И пастухам помогает. Служит подпаском. Собирает разбредших животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы.
8 слайд.
Во время войны овчарки помогали раненым. Находили их в очень трудных условиях, на себе переносили медикаменты.
9 слайд.
В самых трудных условиях служебные собаки приходят на помощь. Сколько раз под завалами домов собаки находили и спасали людей. Обладая хорошим чутьём, овчарка стала незаменимым помощником нашим пограничникам. Она ловит преступников, прекрасно находит наркотики.
- Охотничьи.
10 слайд.
Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте. Эти собаки делятся на две группы – ЛЕГАВЫЕ, БОРЗЫЕ. Для охоты на антилоп, лисиц, зайцев в пустынной зоне выводились породы борзых собак. Борзые могут развивать скорость до 100 км/ч. В лесной зоне для добычи крупного зверя получены прекрасные породы гончих. В северных зонах ЕВРОПЫ и АЗИИ своеобразным способом задержания животных на месте является облаивание зверей и птиц. Для этой цели была выведена группа пород, называемая ЛАЙКАМИ.
- Чем необычна порода ЛАЙКА?
Во-первых: это ездовые собаки. На севере без них не могут обходится люди, т.к. эти собаки перевозят на себе людей и их грузы.
Во – вторых: это очень выносливые и очень преданные собаки.
В - третьих: это замечательные охотники.
В) История про Бальта.
Всей своей жизнью собаки доказали, что они верны и преданны человеку. В истории есть масса случаев, которые доказывают их преданность. Об одном мы сегодня вспомним: (Кадры из фильма про Бальта)
В маленьком северном посёлке на Аляске лет 100 назад началась эпидемия опасного заболевания – дифтерита. Больных становилось всё больше и больше, многим грозила смерть. Остановить эту болезнь можно было с помощью противодифтерийной сыворотки. За ней нужно было послать в город. Но как добраться до города, когда кругом метель, снега и нет никакого транспорта? Это можно сделать только на собаках. Но дойдут ли они в такой буран»?
Один охотник вызвался помочь. В его упряжке был вожак – собака по кличке Бальт. В дороге многие собаки не выдержали трудного пути и погибли. Сам охотник из последних сил привязал лекарство к Бальту и приказал ему идти в посёлок. Бальт один добрался сквозь буран и пургу домой, доставил драгоценное лекарство, которое спасло жизни многим людям. Этой собаке люди поставили памятник, который стоит, и по сей день в этом посёлке, чтобы люди не забывали о преданности наших четвероногих друзей.
11 слайд.
Г) Декоративные собаки.
- Всем яснодля чего нужны служебные и охотничьи собаки. Они помогают людям в их жизни и работе. А для сего нужны декоративные собаки?
(Пудель, болонка, пекинес, пинчер и др.)
12 слайд.
А что это за собака шагает рядом со старушкой?
Не спеша идёт старушка:
Рядом с ней шагают стружки.
Да, охапка чёрных стружек,
Только это лишь снаружи.
Стружки – хвост,
Макушка – струшки…
А попробуй тронь старушку:
Вот тогда узнают люди,
Что внутри – собака …(ПУДЕЛЬ)
(Сообщение о декоративных собаках)
Маленькие собачки порой напоминают нам мягкие игрушки. Это почти так и есть. Декоративные собачки скрашивают жизнь одиноким людям. Собаки не доставляют особых хлопот, но они всегда рядом, согревают своим теплом своих хозяев.
Д) Угадай по описанию.
- Ребята, вы довольно много услышали и прочитали о собаках, поэтому, я думаю, легко справитесь с вопросами.
1. Одна из разновидности овчарок имеет красивую длинную шерсть чёрного, рыжего, белого цвета. (Колли)
2. Самая распространённая порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьём. (Овчарка)
3. Одна из любимых пород комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная, герой сказки А.Толстого «Золотой ключик». (Пудель)
4. Одна из самых крупных собак, выведена на острове Ньюфаундленд, очень хорошо плавает, спасает утопающих. (Водолаз)
5.Небольшая декоративная собака с мягкой, кудрявой шерстью. (Болонка).
6. Охотничья собака. Используется для охоты на крупного и мелкого зверя. При обнаружении добычи громко лает. (Лайка)
Е) Знаете ли Вы?
- О собаках создана наука – кинология. (Кинос – греч. – собака, логос – греч. Учение, наука о собаках)
1. Самое древнее домашнее животное – это собака. Сейчас в мире 400 пород собак. Самая высокая имеет рост 1м 54см, самая маленькая – 9см. Самая тяжёлая – 149 кг, самая лёгкая – 283г.
2. Если собака виляет хвостом, значит она радуется, настроение дружелюбно. Если хвост высоко поднят и лишь чуть-чуть ходит из стороны в сторону, значит собака сильная и плохого тебе не желает. Если же хвост жёсткий – следует опасаться.
3. Мы знаем, что первым человеком, полетевшим в космос был Юрий Гагарин. Но 3 ноября в1957года совершила полёт в космос собака Лайка. Она погибла, т.к. ещё не были созданы системы возвращения на Землю из космоса. 19 августа 1960 года, Белка, Стрелка, Уголёк и Ветерок установили рекорд по продолжительности и высоте полёта. Звёздочка, Чернушка, Мушка, Пчёлка, Снежинка – так звали собак – космонавтов. Не все вернулись на Землю. За отвагу и мужество, за службу людям в разных странах есть памятники собакам.
И вы, ребята, не должны забывать о том, что наши четвероногие друзья верны и преданны нам – людям и постоянно нуждаются в заботе.
Ж) Домашние и бездомные собаки:
- А умеют ли собаки говорить? Конечно, умеют, только мы не знаем собачьего языка. Давайте представим, что к нам пришли два письма. И написали их собаки…
Письмо домашней собаки: 14-15слайд
«Я живу в большой семье и в большом доме. У меня отличные хозяева. Они заботятся обо мне. Прекрасно кормят, гуляют со мной на природе. Они любят меня и всегда следят за моим внешним видом и здоровьем. Я тоже без них не могу, скучаю, когда их нет дома. А что делает мой хвост, если я слышу шаги моих хозяев? Он прямо сходит с ума. Вертится в разные стороны, а сердце так бешено стучит, что готово выпрыгнуть из груди. Я готов облизать моих хозяев с ног до головы, я никому не дам их в обиду. Я буду защищать их дом, как свой!»
Письмо бродячей собаки: 16-17 слайд.
«Вам приходилось голодать? Наверное нет. И мне когда – то было так хорошо, тепло и уютно в моём доме. Но случилось непоправимое. Я потерялся. И хотя обладаю хорошим чутьём, найти своих хозяев не смог. Нет у меня тёплого дома, нет сытной пищи. Чтобы выжить, я научился лазить по мусорным бакам – ищу что -нибудь съестное. Я опаршивел, меня кусают блохи, никто не почешет мне спинку и животик. А рядом другие собаки – такие же одинокие и голодные. Зачем вы бросаете нас, люди?»
Во Франции во время войны жил лётчик А.Сент-Экзюпери. Он написал замечательную сказку для взрослых «Маленький Принц». Но в ней есть такие слова, которые понятны даже детям:
«Ты всегда а ответе за всех, кого приручил».
18 слайд.
Не бросайте животных, которых вы берёте в свой дом! Подумайте, ведь маленький щенок – это не мягкая игрушка. О нем надо заботится, животное вырастит. Можешь ли ты взять на себя такую ответственность? Будьте самым лучшим другом для своих четвероногих питомцев.
- Ребята, подумайте, что надо сделать, чтобы бездомных собак было меньше?
3. Итог классного часа:
- Дорогие ребята! Надеюсь, вам классный час понравился! Какой вы можете сделать вывод по теме «Наши четвероногие друзья»?
- Что нового для себя вы узнали?
- Как необходимо относится ко всем домашним животным?
- Напишите рассказ – сочинение о вашем любимом домашнем животном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Формула жизни"
До 1940 года считалось, что здоровье - это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит. Но у него плохая память. Или еще пример: пья-ный человек, у ко...
Классный час «Древо жизни» или «Что в имени моем?»
Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении. Однако,...
Классный час «Радоваться жизни»
Классный час (2 класс)«Радоваться жизни» Цель: раскрыть понятие «жизнерадостность»; учить в каждой ситуации видеть благо, показать взаимосвязь между своим состоянием и состоянием других; сп...
Классный час Древо жизни
Классный час знакомит учащихся начальной школы с коренными жителями Хабаровского края....
Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященный Дню матери.(с презентацией)
Цель занятия: познакомить учащихся с земной жизнью Богородицы...
Классный час "Слово о собаке."
Классный час для 1-2 класса....
Классный час на тему: "Собака - друг человека"
интересный и познавательный классный час о четвероногом друге...