Классный час "Дети войны"
классный час (4 класс) на тему
Аннотация, фотоматериал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotats.doc | 24.5 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_s_podderzhkoy_ikt.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа Фоот Татьяны Васильевны и Старжинской Марины Викторовны
Учитель: Фоот Татьяна Васильевна
МОУ «Шумановская СОШ» Н.Н.Р. Алтайского края
Преподаваемый предмет: начальные классы
Учитель: Старжинская Марина Викторовна
МОУ «Шумановская СОШ» Н.Н.Р. Алтайского края
Преподаваемый предмет: искусство (музыка)
Номинация: внеклассное мероприятие с использованием ИКТ.
Название работы: «Дети войны».
Краткая аннотация: данное внеклассное мероприятие дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, кто верил и ждал несмотря ни на что. Оно было подготовлено и проведено к 66-летию Победы. Воспитание у ребят любви к Родине, уважение к ветеранам ВОВ – главная цель этого мероприятия
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ.
Тема «Дети войны».
Цели:
-развивать чувство сострадания, сопереживания к людям старшего поколения;
-развивать гражданственность и патриотизм в детях.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, аудиозаписи произведений, DVD, рисунки учащихся, плакаты о великой отечественной войне.
Музыкальное оформление:
- запись второго фортепианного концерта С. Рахманинова, (1-я часть, фрагмент).
- видеоклип «Начало великой отечественной войны»на фоне звучания первого куплета песни «Священная война»(муз. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача) в исполнении учителя музыки или в записи;
- фрагмент «Эпизода нашествия» из седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича;
- видеоклип «Дети войны» (посвящается моей бабушке Исабековой и всем детям войны);
- «Женька» (муз. Е. Тарковского, ст. К. Ваншенкина) в исполнении учащихся;
- видеоклип «Последние свидетели», из воспоминаний народного артиста Александра Лазарева. Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Музыкальный момент».
- видеоклип песни «Дети войны», в исполнении группы «Домисолька» и Тамары Гвердцители;
-мелодия песни «Журавли», музыка Я. Френкеля;
- видеоклип песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова).
Ход внеклассного мероприятия
Учитель:
Через несколько дней весь наш народ, да и весь мир будет отмечать большой праздник. Может быть, даже один из главных праздников.
- Какой?
В этом году исполняется 66 лет победы над фашистскими захватчиками. 22июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Длилась она 4 года. Много горя и страданий принесла она нашему народу…
Прочитайте тему нашего мероприятия (слайд с названием) – «Дети войны».
Сегодня речь пойдёт о детях войны.
Дети войны…Кто это такие, вам предстоит узнать на нашем мероприятии.
Звучит запись второго фортепианного концерта С. Рахманинова,
(1-я часть, фрагмент).
Ученик:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях притихших и тесных.
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей. (А. Иоффе)
Учитель:
Они встретили войну в разном возрасте. Кто – то совсем крохой, кто – то подростком. Кто – то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ученица:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось!
(С. Щипачёв)
Показ видеоклипа «Начало войны». Звучит первый куплет песни «Священная война» (муз. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача) в исполнении учителя музыки или в записи.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!
Ученик:
Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своём военном детстве инженеров, военных, рабочих, учёных, врачей…
Ученица:
В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. (Т. С. Ивлева, полиграфист)
Звучит фрагмент «Эпизода нашествия» из седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича.
Ученица:
И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела.
Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слёзы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю. Н. Никитина, товаровед)
Ученик:
Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, специальную разведку при штабе 4 – й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…(Ю. Г. Подтыкайлов, инженер – механик)
Видеоклипа «Дети войны» (посвящается моей бабушке Исабековой и всем детям войны);
Сочинение Шварцкопф Ксении, ученицы 4 класса о детстве прадедушки Захарова Алексея Алексеевича в годы войны:
«Я хочу рассказать историю о своём прадедушке Захарове Алексее Алексеевиче (это отец моей бабушки Кавун Людмилы Алексеевны) и о его жене Анне Алексеевне. В 1937 году прадедушка начал свою службу в армии в Комсомольске – на - Амуре, в артиллерийских войсках. Отслужив положенный срок, он решил связать свою жизнь с армией, остаться сверхсрочно на службе. В свой отпуск приехал домой (к тому времени он был женат), где его ждала жена Анна Ивановна (12 июня 1916г.р.) и двухгодовалый сын – Анатолий. Получив одобрение родных, уезжает в свою часть. Свою семью решает вызвать к себе чуть позже, как обустроится. От воинской части прадедушку отправляют в школу младших командиров. Моя прабабушка, получив вызов от мужа, решает ехать к нему.
До Комсомольска – на – Амуре пути больше трёх недель. Приехав туда, прабабушка узнаёт, что воинскую часть мужа как и многие другие части срочно перебрасывают на запад, в Литву. Стоял март 1941 года. В то время на Дальнем Востоке было всё спокойно, как и во всей стране. А в Литве уже ходили разговоры о войне. Решительная моя прабабушка принимает решение следовать с мужем, в Литву.
И снова в путь. Два месяца они добирались до Каунаса, потом ещё до хутора, в котором располагалась военная часть. Этот хутор находился всего в нескольких километрах от государственной границы.
22 июня, на рассвете, всё загрохотало, загремело. В небе пролетали самолёты с чёрными крестами, их было так много, но хутор не бомбили, а бомбили где – то впереди.
Прадедушку Алексея срочно вызвали в штаб. Спустя немного времени, прибежав в квартиру, к семье, с порога сказал: «Аня, это война! Быстро бери сына, никаких вещей, сейчас подойдёт машина и уезжайте!». В кузове машины сидели женщины с маленькими детьми – это были жёны офицеров с этой же части, такие же отважные, как и моя прабабушка. Дорога у них была на Восток, на Родину!
Самолёты появлялись часто и бомбили. А танков и пехоты немецкой ещё не было. Как только приближался самолёт, шофёр останавливал машину и все спрыгивали с неё, разбегались кто куда. Моя прабабушка тоже спрыгивала, ложась на землю, укрывала собой сына. Далеко от машины не отбегала, потому что, как только самолёт улетал, уцелевшие женщины и дети забирались снова в кузов и продолжали путь. Путь – дорога шла через небольшую речку. По мосту нескончаемым потоком шли наши солдаты. И вдруг, из этой массы народа, раздался крик «Аня»! Это оказывается, мой прадедушка, увидев свою жену на кузове машины, позвал её. Быстро выскочив из строя, подбежал, отдав свою жену на кузове машины, позвал её. Быстро выскочив из строя, побежал, отдав документы, подтверждающие, что она жена военнослужащего, сказал: «Пробирайтесь домой, в Сибирь. Береги сына!» и тут же побежал догонять своих. А где же та Сибирь?...И до конца 1947 года она больше его не видела. Вскоре машину завернули на фронт, их всех кто не погиб направили в толпу беженцев, которые тоже шли по дорогам войны. Ещё долгих 3 месяца, по разрушенным и пылающим городам и сёлам мои два близких человека убегали от войны. Им посчастливилось, спасибо судьбе! Прабабушка осталась жива и сына уберегла. Добравшись до города Сызрань (здесь она, наконец села с ребёнком в поезд и доехала до Челябинска). До поздней осени она помогала в больнице врачам, медсёстрам, ухаживала за ранеными, кормила, мыла, убирала. И вот она с сыном снова в пути, в пути к Славгороду, по приезду в который, она родила (10 декабря 1941г.) дочь – Валентину. А в это время шла война, самая жестокая и кровопролитная война в мире, война с фашистскими захватчиками. А где то там, на передовой, сражался за свободу Родины её муж, отец её детей – мой славный и мужественный прадедушка».
Учитель:
Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали на войну. Освобождённые из плена. Братья или сёстры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей…
Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принесшем нам Победу.
Хор учащихся исполняет песню «Женька».
Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда – то давненько,
Жила там когда – то давненько,
Девчонка по имени Женька.
Мальчишечье имя носила,
Высокие травы косила,
Высокие травы косила,
Была в ней весёлая сила.
Завыли стальные бураны,
Тень крыльев легла на поляны,
Тень крыльев легла на поляны,
И Женька ушла в партизаны.
В секрете была и в засаде,
Её уважали в отряде,
Её уважали в отряде,
Хотели представить к награде.
Висит фотография в школе –
В улыбке ни грусти, ни боли,
В улыбке ни грусти, ни боли, -
Шестнадцать ей было, не боле.
Повторение 1 куплета.
Учитель:
Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
Ученица:
«Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 5 января в 3 часа дня 1941 года. Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 3 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…Савичева умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ученик:
Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил.
Ученица:
Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была предначертана мне судьбой. Зимой 1941 – 1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промёрзли на 20 – 30см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая закрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребёнка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паёк – 120граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…(Л. Т. Шепелева, профессор, доктор исторических наук)
Видеоклипа «Последние свидетели», из воспоминаний народного артиста Александра Лазарева. Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Музыкальный момент».
Ученик: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.
Ученик: В обители смерти молчат о смерти.
И только крик
Парит и кружит под крышею блока,
Бьётся о твёрдые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни – сорняк живучий –
Даёт нам силу
Сломить бессилие.
Ученик: Вот как определяют самый светлый, ясный и радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в фашистских лагерях.
Ученица:
В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12 – летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь «Клога». Выжила чудом…(рабочая из Таллина)
Учитель:
У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи…
Ученик:
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь, начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
И вновь – весна… и солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали…
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя
И не видел он материнских слёз,
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенёс!
Видеоклипа песни «Дети войны», в исполнении Тамары Гвердцители и группы «Домисолька».
Учитель: Ребята! И в нашем селе до сих пор живут «дети войны» (зачитывается список)
Учитель: Во время Второй мировой войны на Земле погибло 13 миллионов детей!
Что есть у нас дороже наших детей! Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну…
Звучит мелодия песни «Журавли», музыка Я. Френкеля. На фоне мелодии читаются стихи.
Ученик:
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жён потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Учитель: Ребята, скажите, как жили дети войны?
Ответы детей.
( Отцы и братья ушли на фронт. Всё делали женщины, старики. Вместо здоровых мужиков на заводах и фабриках, на шахтах, в колхозных бригадах работали малолетние дети, много мальчишек убегало на фронт, уходили в партизаны. Часть отлавливали и возвращали домой. Дети войны быстро взрослели).
Учитель: Как вы думаете, каково было немецким детям?
Ответы детей.
Учитель: Правильно. Им тоже было несладко. Ведь они были не виноваты, что взрослые развели эту войну. Мы не видели войны, но знаем о ней и должны помнить, какой ценой завоёвано счастье.
Чтение ученицей стихотворения «Помните» Р. Рождественского
Учитель: Я надеюсь, что наша беседа сегодня поможет вам взглянуть по другому на ваших друзей, на родных, на самого себя, и тогда вы увидите, что вокруг вас мир, в котором вы живёте сейчас, и в котором вам жить, когда вы повзрослеете, мир – которому нужны ваше внимание, ваше сострадание, ваша защита.
Видеоклип песни «День Победы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Война и дети".
Классный час посвящён детяым, которые жили в годы Великой Отече6ственной Войны и вместе со взрослыми принимали активное участие в боевых действиях....
Классный час "Война 1812 года"
Тема «Отечественная война 1812 года»Цели занятия1. Сформировать представления о войне 1812 года.2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.3. Воспитывать патри...
Классный час война 1941 года
В данной презентации рассказывается о потерях, которые пережили советские люди, о героизме и вере в победу....
классный час "Война 1812 года"
классный час "Война 1812 года"...
классный час "Войной украденное детство"
Классный час "Войной украденное детство" с мультимедийной презентацией для учащихся 1-4 классов....
Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти людской"
Цель классного часа: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....
классный час "Война ворвалась в детство, в юность"
Этот классный час посвящен детям-участникам Великой отечественной войны. Также на классном часе использовалась презентация....