Проект по воспитательной работе "Без сердца что поймем"
проект по теме
В данной работе подробно описан проект по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Обосновывается актуальность проблемы, ставятся цели и задачи, ожидаемые результаты ,показатели результативности, механизмы реализиции проекта, его основные этапы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panfilova_e.n._proekt_bez_serdtsa_chto_poymem.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по воспитательной работе
"Без сердца что поймем…"
Панфилова Элла Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия №7 им Воронцова В.М.
Молитва
Господи!
Даруй мне сердце
простое,
незлобивое,
открытое,
верующее,
любящее,
щедрое,
достойное вместилище Тебя Всеблагого!
Святой праведник
Иоанн Кронштадтский
«Дорогой Коллега!
Мои мысли о Сердце, о Царстве Сердца, о Союзе Сердец.
Образовательный мир и общество в целом страдают от сердечной недостаточности, от бессердечия.
Педагогический сад увядает и сохнет без живительной влаги Сердца.
Педагогическое сознание блуждает в лабиринтах трёхмерной науки, для которой понятие Сердца — пустой звук.
Солнце всех солнц есть Сердце. Но оно брошено под ковёр образовательных коридоров.
Оно упрятано под стендами и вывесками, гласящими об образовании.
Сердце — высшее благо, но унижено толпою, для которой привычные «хлеб и зрелища» важнее Сердца.
Сердце — достоинство человеческое, но продаётся оно на площадях и улицах по базарной цене.
Мысли мои о Сердце, о Воспитании, об Образовании Сердца.
Но разве не слышу от многих, что они сами уже всё знают о Сердце?
Однако вот беда: мы больше думаем о стрижке ногтей, чем о Сердце, больше прислушиваемся к сплетням, чем к биению Сердца, больше следуем за мелким чувством, чем внимаем зову Сердца.
Грош цена таким знаниям.
Знания без Сердца не окрыляют человека, а отягощают.
Знания, не прошедшие через Сердце, становятся злыми; без добрых дел и помыслов они разрушают и омертвляют всё вокруг.»
Ш.А. Амонашвили.
Обоснование актуальности проекта
Сегодня много говорят о проблеме гармоничного развития личности, индивидуальные интересы и способности ребенка привлекают к себе повышенное внимание. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. Однако, ясно, что образование не должно быть ограничено формированием лишь интеллектуальной стороны личности.
В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная и воспитательная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность, в нашем случае – это социальное проектирование.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Данная программа разработана для учащихся 2-4 классов и рассчитана на 3 года. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации образовательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Актуальность программы обусловлена ее социальной направленностью. Так же нами проводится социологический опрос, промежуточные результаты которого приведены в разделе «Социологический опрос». http://nsportal.ru/panfilova-ella-nikolaevna
Цель – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.
Задачи:
- формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать решения; - формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Ожидаемые результаты
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- повышение уровня отзывчивости к чужой проблеме;
- понимание ценности человеческой жизни;
- знание обычаев, традиций русского народа, уважение и соблюдение этих традиций;
- создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций;
- сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
- сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;
- овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;
- приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
- повышение эффективности и активности сотрудничества педагога, семьи и учащихся.
Показатели результативности
- сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
- степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
- степень активности родителей в реализации проекта;
- степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
- эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
- экран настроения учащихся;
- презентация проекта, отзывы коллег.
Механизмы реализации проекта
Необходимо отметить, что реализация проекта идет по трем уровням:
1. приобретение социальных умений и навыков.
2. формирование своего отношения к социальным явлениям.
3. непосредственное воплощение идей, участие детей в мероприятиях по проблеме проекта.
Работа над проектом включает в себя:
1. Тематические консультации для родителей и родительские собрания: «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром», «Исповедь отца сыну»; «Наш проект «Без сердца что поймем…» беседа с родителями по проблеме проекта»
2. Классные часы.
1. «Без сердца что поймем…» введение детей в проблему.
2. «Если не мы, то кто? Дети- сироты, дети – инвалиды»
3. «Дом для престарелых людей. Кто в нем живет?» и т.д.
3. Сказкотерапия:
«Звездная страна». Проблема: нарушение межличностных отношений.
«Как лошадка Ру стала храброй». Проблема: проявление тревожности.
«Серебрины и Серебрята». Проблема: взаимоотношения мальчиков и девочек.
«Нежгущаяся крапива». Проблема: проблема добра и зла.
4. Праздники и мероприятия:
Акция, посвященная Всемирному дню инвалида. (сбор канцелярских товаров)
Концерт ко Всемирному Дню психического здоровья.
Участие в акции «Белый цветок»
Благотворительная новогодняя ярмарка: «Ангелочек». Цель: помощь детям – инвалидам.
Участие в «Воронцовских днях»
Участие в акции «Весенняя неделя добра»
Письмо ветерану «Благодарю тебя, солдат…», приуроченное ко Дню освобождения Воронежа.
«Сказка делается сердцем» - письмо одинокому человеку.
«Письмо своему сердцу» - книга творческих работ учащихся
«Все это вмещается в сердце матери» выставка творческих литературных работ учащихся.
«Классный час «Будь внимателен, вдруг кто-то одинок».
Участи в концерте, посвященном Дню Победы.
Участие в гимназическом фестивале «Песни военных лет»
«О милосердии и доброте» классный час.
Дискуссия на тему: «Суд совести: есть ли он».
«Ценности истинные и мнимые» - классный час.
Основные этапы реализации проекта
Сроки | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся и родителей |
Подготовительный период | ||
Август | 1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия: анкетирование родителей (выявления пожеланий учащихся и родителей в организации совместных дел); анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт, коммуникативные навыки – анкета на взаимодействие, толерантность). 2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества. 3. Планирование работы по проекту с Центром реабилитации детей – инвалидов, Домом престарелых. 4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта. 5. Составление перспективного плана реализации проекта. | Участие в анкетировании. Выражение отношения к проекту с целью разработки планов. Определение тематики совместных мероприятий в рамках проекта. |
Перспективный план работы на 2013-2014 год | ||
Основной период | ||
Сентябрь | Выстраивание концепции и выделение приоритетных задач воспитания. Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп. Проведение классных часов: «Без сердца что поймем» «И дорог сердцу милый уголок» совместный проект в параллели. | Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий. Выбор активной группы из родителей, распределение обязанностей для совместного сотрудничества. Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения. Распределение ролей в организации совместного мероприятия. Заполнение учащимися экрана настроения. |
Октябрь Ноябрь | Подготовка и проведение концерта, посвященного Всемирному дню психического здоровья на базе Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера. Утверждение пошаговых действий: составление планов работы. Составление книги детских работ на тему «Письмо моему сердцу»
Проведение классных часов: « Дом престарелых людей. Кто и почему в нем живет». «Если не мы, то кто? Дети сироты, дети- инвалиды». «Что такое толерантность?» «Поговорим о сердце материнском» | Рассмотрение и обсуждение программы концерта, посвященного Всемирному дню психического здоровья, подготовка художественных номеров. Подготовка стендовых материалов и материалов к классной книге творческих работ учащихся «Письмо моему сердцу» Подготовка творческих работ на тему: «Все это вмещается в сердце мамы» Подготовка учащимися поделок для участия в акции «Белый цветок». Заполнение учащимися экрана настроения. |
Декабрь | Систематизация собранного материала, компьютерная обработка, предварительные итоги проделанной работы, проектирование и корректировка дальнейшей работы. Подготовка и реализация сценария праздника “Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год” (игровое представление для детей- инвалидов). Подбор художественных номеров, игр, конкурсов, изготовление костюмов и оборудования к празднику. Проведение классных часов: «Сказка делается сердцем» - письмо одинокому человеку. «Будь внимателен, вдруг кто-то одинок» | Предварительная аналитическая деятельность по проведенным мероприятиям. Изготовление елочных украшений в подарок Дому престарелых. Изготовление новогоднего сувенира «Ангелочек» для благотворительной новогодней ярмарки, в рамках проекта. Посещение ПОКПС с концертом. Заполнение учащимися экрана настроения. |
Январь Февраль Март | Подготовка творческих номеров для «Ворнцовских дней». (Февраль.) Организация передачи писем детей в Воронежский Дом престарелых и по адресам ветеранов. Систематизация накопленных материалов проекта. | Участие в празднике «Воронцовские дни». Подготовка художественных номеров, рисунков учащимися под руководством учителя. Письмо ветерану «Благодарю тебя, солдат…», приуроченное ко Дню освобождения Воронежа. Заполнение учащимися экрана настроения. |
Заключительный период | ||
Апрель | Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта. Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий. | Участие в повторном анкетировании учащихся и их родителей. Подготовка домашних заданий: Подготовка учащимися и родителями художественных номеров, костюмов, оборудования и зашиты проекта «Без сердца что поймем…» Заполнение учащимися экрана настроения. |
Май | Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов. Обсуждение работы на следующий год. | Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности. |
Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам
Уровень результатов | Приобретение социальных знаний (первый уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (второй уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень) |
Проектная деятельность | Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения поиск информации. | «Письмо своему сердцу» - книга творческих работ учащихся «Все это вмещается в сердце матери» выставка творческих литературных работ учащихся. «Сказка делается сердцем» - письмо одинокому человеку. Письмо ветерану «Благодарю тебя, солдат…», приуроченное ко Дню освобождения Воронежа. | Акция, посвященная Всемирному дню инвалида. (сбор канцелярских товаров) Концерт ко Всемирному Дню психического здоровья. Участие в акции «Белый цветок» Благотворительная новогодняя ярмарка: «Ангелочек». Цель: помощь детям – инвалидам. Участие в «Воронцовских днях» Участие в акции «Весенняя неделя добра» |
Подготовка концертов, изготовление поделок, сувениров, буклетов, открыток. | непосредственное участие в акциях, концертах и т.д. | ||
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции, праздник для мам, праздник в детском саду, проведение игр в детском саду |
На этом работа над проектом не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
9 Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
15.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
16.Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru; www.eidos.ru
17. Социальный опрос http://nsportal.ru/panfilova-ella-nikolaevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"
Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои бы...
Организация внеурочной деятельности в соответствии ФГОС в начальной школе на примере социального проектирования «Без сердца что поймем…»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовател...
Статья "«Реализация метода проектов в воспитательной работе с классом»
Анализ первого опыта использования метода проектов в воспитательной работе...
Проект "С победой в сердце"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10327014","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 185px;"}}]] Великая Отечественная война, Великая Победа. Э...
Проект "К подвигу героев сердцем прикоснись!"
Педагогический проект. Сбор фотоматериаллов для создания баннера "К подвигу героев сердцем прикоснись!" из архивов жителей пос. Большие Дворы....
Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...
Социальный проект "Хорошие дела - добрые сердца"
Социальный проект для детей начальной школы под руководством учителя....