Статья "Нравственное воспитание детей"
статья (1 класс) по теме

Илларионова Лидия Тимофеевна

Вопросы нравственного воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей

Нам свойственно странное противоречие отношение к жизни с одной стороны мы любим жизнь; с другой не ценим её каждодневно. Мы считаем, что человек это звучит гордо, но хорошо при этом понимаем, что гордиться многими из человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.
Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Толерантность (от латинского толеран) терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание это способность видеть в другом именно другое, как носителя других ценностей, другой логики, других форм поведения.
Принятие это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание это способность взглянуть на мир другого одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Толерантность в новом тысячелетии способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Это связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Художественное слово воздействует не только на создание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
После прочтения детской сказки Ганса Христиана Андерсена Гадкий утенок, предлагается ответить на вопросы:
- объясните причины того, что никто не любит гадкого утёнка, и он оказался предметом нападок со стороны других;
- считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе?
У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утёнок теряем самоуважение. Цель применить историю гадкого утёнка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем.
Можно провести небольшое испытание. Предложить детям встать в круг, взяться за руки. Кто хочет пройти испытание должен встать внутрь круга. Теперь человек, стоящий в центре должен выйти в жизнь из круга. Задача выйти, доказав, что достоин этого. Если ты не сделаешь это за минуту ты погибнешь.
Любой может разомкнуть руки и выпустить без проблем любого, но это слишком легко. Ваша задача выпустить в жизнь человека, который будет полезен для общества. Это иградиагностика жизненного стиля человека. Она показывает, какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвется силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то с открытым сердцем.
Попросив разных людей охарактеризовать современный мир, можно услышать: страшный, жесткий, разобщённый. Действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой. Страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но ещё страшнее осознавать, что наши дети и внуки всю жизнь будут испытывать недоверие и нетерпимость по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время всё чаще и чаще возникают разговоры о мире толерантности, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
В большинстве людских сообществ, коллективов и семей взаимоотношения строятся на базе соревнований. Люди добровольно соглашаются участвовать в проектах, где кто-то будет называться лучшим, а остальным наоборот Ведь скрыто или явно бой за моральное или физическое превосходство идей и традиций идет даже между родными людьми.
В семье от принципа соревнований стоит отказываться в пользу плодотворного сотрудничества, лада, как говорили предки. Желательно заложить понятие наше. Нельзя применять аргументы: так никто не делает.
Вся наша современная жизнь направлена на выявление сильного. Понятие силы связывается с соревнованием и подавлением того, в ком мы видим соперника. Но вспомните, какое облегчение, радость, сознание собственной мощи приносит уступка, шаг на встречу другому; для этого нужна большая сила, чем для того, чтобы настаивать и подавлять; для этого нужно человеческое великодушие.
Главное видеть, где лучше уступить. А где поискать компромисс. Не нужно уступать во всем, не нужно наступать себе на горло. Любая крайность нежелательна. Важно строить отношения, основанные на взаимоуважении.
Мы взрослые, доброжелательные люди, уважающие себя и других, с интересом наблюдаем, нечто новое и непривычное во всем, что окружает нас с рождения. Из отношений с кем- то непохожим на нас могут вырасти такие совершенные успехи, достижения, любовь и дружба. Недаром говорят: ум - хорошо, а два лучше.
Для того и придуманы союзы, чтобы цивилизация могла идти вперед: и в масштабе планеты и в масштабе семьи. Нужно быть самим собой и позволить другому тоже самое.
Когда мы подгоняем под себя другого человека, он непременно начинает защищаться..Но самое печальное возможная удача в этой затее подчинения другого; у нас подавленных чужою волей, начинается депрессия, распад. А тот, кто подчинился и ведет себя в режиме наших требований, неинтересен, как ненужный клон. В природе все неповторимы. Пытаться адаптировать кого-либо под собственные нужды. Значит выкрасть у него его неповторимость, использовать его, как вещь.
Итак, для начала задайте себе вопрос: Как вы относитесь к чужой, успешной, яркой выраженной индивидуальности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту «Предшкола нового поколения»

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту«Предшкола нового поколения»Составитель: Учитель предшкольного класса МОУ Цнинской СОШ№2Сарапула Н.Г.Проблема д...

Физическое воспитание детей в семье.

Здоровый ребенок. Что может быть важнее для родителей?"Здравствуйте!" - говорим мы при встрече.Здоровье человека делает жизнь по-настоящему прекрасной, а человека истинно счастливым.Ясно, что забота о...

Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"

Представленный материал отражает вопросы использования игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей, а также формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого пов...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомтесь со следующими полезными советами и рекомендациями....

Доклад на тему: "Воспитание детей с ОВЗ и в норме:Общее и различия.Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях сельской общеобразовательной школы

laquo;Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Он должен быть готов использовать в обучении современные технологи...