классный час на тему "Электробезопасность"
классный час (4 класс) по теме

Наталья Юрьевна Соловьева

Цель: познакомить младших школьников с правилами электробезопасности в быту и вне дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_elektrobezopasnost_2013.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

МОУ СОШ № 7

п. Горьковский

 Конспект занятия по теме:

 «ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ»

4 класс

Классный руководитель: Н.Ю. Соловьёва

Цель: познакомить младших школьников с правилами электробезопасности в быту и вне дома.

Задачи:

  • объяснить, почему нельзя приближаться к трансформаторным подстанциям и оборванным проводам линий электропередачи,
  • объяснить, как правильно отойти от лежащего на земле провода на безопасное расстояние,
  • познакомить с тем,  какие бывают виды поражения электротоком и как спасти человека, попавшего под напряжение.

Оборудование: презентация «Инструктаж по электробезопасности» с сайта www 86schhmr-gornoprawdinsk3.edusite.ru/p180aa1.html,  тесты на каждого ученика, «Советы по электробезопасности» на каждого ученика.

                                                                  ХОД  ЗАНЯТИЯ

№ слайда

                                                Содержание

№ 1

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами электробезопасности в быту и вне дома.

- Прежде чем я начну свой рассказ, расскажите, какие вы знаете правила электробезопасности?

№ 2

- А как вы думаете, существуют ли знаки по электобезопасности как в ПДД?

- А что на них нарисовано, написано?

- Где их можно встретить?

- Где они располагаются в нашей школе?

-Мы настолько привыкли к безопасности и надежности электроприборов, что, вставляя в розетку вилку от утюга или магнитофона, не задумываемся о печальной статистике. Каждый год от поражения электрическим током гибнет до 30 тыс.человек. Обычно угроза несчастного случая сопровождается  некоторыми признаками, на которые могут реагировать органы чувств человека. Вид движущегося транспорта, падающего предмета, запах газа дают возможность ему принять необходимые меры предосторожности. Обнаружить электрический ток человек не может. Коварная особенность электроэнергии заключается в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета. Предупредить об опасности поражения электрическим током могут знаки.

№ 3

-Существует пять заповедей, которые помогут вам избежать несчастного случая

№ 4

- Итак, электробезопасность в быту. Посмотрите и расскажите, что изображено на этом слайде, как избежать опасности. 

-Широко бытует мнение: чем выше напряжение электрического тока, тем он опаснее – верно лишь отчасти. Однако смертельное  поражение возможно и от напряжения 220 В.

Поражение вызывается прохождением электрического тока через тело. Прогноз зависит от места поражения и его степени, от состояния здоровья пострадавшего, а также от того, насколько быстро и правильно была оказана первая помощь

№ 5

-Чаще всего поражения электрическим током происходят в результате случайного прикосновения к оголенным проводам или поврежденным неизолированным частям электроприборов. Но иногда их причиной становится молния или электрическая дуга между проводами высоковольтных линий или частями машин.
Электрический ток может вызывать три вида поражений. Каковы
симптомы поражений?

- Тяжелые поражения электрическим током вызывают сокращения мышц, сопровождаемые потерей сознания, выпадением рефлексов, нарушением дыхания.

  • После мгновенно развившегося шока мышцы сокращаются, начинается гипервентиляция. Даже самый слабый электрический ток, если он проходит через сердце, может привести к нарушению сердечного ритма, которое, прогрессируя, вызывает остановку сердца.
  • Высокочастотный ток обычно вызывает ожоги и деструкцию тканей на ограниченном участке. Низкочастотный ток также может вызвать серьезные ожоги, если ток концентрировался на маленькой площади (например, при прокусывании электрического шнура маленьким ребенком).
  • В результате сильного сокращения мышц или падения, вызванных воздействием электрического тока, у пострадавшего могут быть кровоподтеки, переломы и другие повреждения. Позднее может нарушиться работа почек. В тяжелых случаях возможны такие последствия, как ухудшение слуха и зрения, развитие катаракты.              

 
- Нельзя  прикасаться к проводам, провисшим или лежащим на земле. Зарегистрировано немало случаев смертельного поражения электрическим током людей, коснувшихся лежащих на земле или свисавших  с заборов, деревьев проводов.
Во избежание несчастного случая необходимо постоянно помнить, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 5-8 метров к лежащему на земле проводу.  На поверхности земли образуется так называемый электрический кратер.
- Запомни! Уже за 20-30 шагов от лежащего на земле высоковольтного провода крайне велика опасность поражения током.
- Спешащий на помощь с первых шагов попадает под действие ШАГОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ. Чем шире шаг в зоне электрического кратера – тем он опаснее.

№ 6

-Как быстро обесточить пострадавшего? Существует несколько правил.

Вот основные из них.

№ 7

  • На этом слайде показана схема оказания помощи при
    поражении электрическим током.

Первая помощь

Если пострадавший находится в обморочном состоянии, но дыхание и пульс у него есть, необходимо привести его в чувство: дать понюхать нашатырный спирт, похлопать по щекам, побрызгать водой.

Если пострадавший не дышит или дышит судорожно, необходимо немедленно приступить к искусственному дыханию «рот в нос» или «рот в рот» и непрямому массажу сердца при отсутствии пульса. Одновременно позвать других людей, которые должны оказать содействие и вызвать Скорую помощь.

Прежде чем начать процедуру искусственного дыхания, надо уложить пострадавшего на спину, чтобы его воздухоносные пути были свободны для прохождения воздуха. Для этого его голову максимально запрокидывают назад. Подложив одну руку под шею, другой надавливают на темя. В результате корень языка отодвигается от задней стенки гортани и восстанавливается проходимость дыхательных путей.

При сжатых челюстях надо выдвинуть нижнюю челюсть вперед и, надавливая на подбородок, раскрыть рот, затем очистить салфеткой ротовую полость от слюны или рвотных масс и приступить к искусственному дыханию: на открытый рот пострадавшего положить в один слой салфетку (носовой платок), зажать ему нос, сделать глубокий вдох, плотно прижать свои губы к губам пострадавшего, создав герметичность, с силой вдуть воздух ему в рот. Вдувать надо такую порцию воздуха, чтобы она каждый раз вызывала возможно более полное расправление легких, что обнаруживается по движению грудной клетки. Небольшие порции воздуха не дадут никакого эффекта. Воздух вдувают ритмично через каждые 5 – 6 секунд, что соответствует 10—12 раз в минуту до восстановления естественного дыхания.

Не следует прекращать оживление до прибытия Скорой помощи, если дыхание у пострадавшего не появляется. Известно, что оживление удается даже после 3-4 часов искусственного дыхания.

При внезапном прекращении сердечной деятельности, признаками которого является отсутствие пульса, сердцебиения, реакции зрачков на свет (зрачки расширены), немедленно приступают к непрямому массажу сердца: пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности. Встают с левой стороны от него и кладут свои ладони одну на другую на область нижней трети грудины. Энергичными ритмичными толчками 50—60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка отпуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке. Передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3—4 см.

Если у пострадавшего отсутствуют и дыхание, и пульс, непрямой массаж сердца проводится в сочетании с искусственным дыханием. В этом случае помощь пострадавшему должны оказывать два или три человека. Первый производит непрямой массаж сердца, второй — искусственное дыхание способом «изо рта в рот», а третий поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь, чтобы искусственное дыхание и непрямой массаж сердца осуществлялись непрерывно в течение нужного времени. Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя. Эти мероприятия проводят попеременно: 4—5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

Искусственное дыхание в сочетании с непрямым массажем сердца является простейшим способом реанимации (оживления) человека, находящегося в состоянии клинической смерти. При проведении искусственного дыхания и непрямого массажа сердца лицам пожилого возраста следует помнить, что кости в таком возрасте более хрупкие, поэтому движения должны быть щадящими. Маленьким детям непрямой массаж производят путем надавливания в области грудины не ладонями, а пальцем.

После того, как пострадавший придет в себя, его следует оставить в лежачем положении на мягкой подстилке, уберечь от охлаждения, укрыть одеялом, обеспечить максимальный покой, достаточный доступ воздуха, по возможности дать крепкий чай, немного вина или коньяка. При наличии ожогов - наложить асептические повязки.

№ 8

- Здесь показан алгоритм оказания помощи в двух случаях:

  • если у пострадавшего нет признаков жизни
  • если у пострадавшего нет сознания, но есть пульс на сонной артерии

-А сейчас вам предстоит выполнить «Электротест».

1. Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города? Выберите правильные ответы:

а) «Скорая помощь»;
б) служба городского пассажирского транспорта;
в) пожарная охрана;
г) служба спасения;
д) городская справочная служба;
е) служба связи;
ж) служба газа;
з) милиция;
и) служба погоды;

2. Самыми опасными последствиями электрического удара током являются:

а) воспаления наружных оболочек глаз;
б) прекращение дыхания и кровообращения (клиническая смерть);
в) потеря сознания с нарушением сердечной деятельности;

3. К упавшему на землю в сырую погоду оголённому электропроводу нельзя подходить ближе, чем:

а) на 3метра;
6) на 5 метров;
в) на 8 метров;
г) на 10 метров;

4. В каких случаях нужно покидать здание (квартиру) после взрыва:

а) в любом случае;
б) в случае, если не разрушена лестничная клетка;
в) в случае угрозы обрушения конструкции здания;
г) в случае, если разрушена часть стены, и угрозы обрушения конструкции нет;
д) в случае начавшегося пожара;

5. Выберите названные ниже основные причины взрывов в жилых зданиях:

а) неисправность системы водоснабжения;
б) утечка бытового газа;
в) неосторожное обращение с огнём;
г) незаконное хранение и неправильное обращение с взрывчатыми устройствами;
д) нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов;

6. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:

а) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом;
б) при выходе по задымленной лестнице держаться за стены и поручни;
в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам и стокам при помощи простыней и веревок;
г) при увеличении концентрации дыма передвигаться, пригнувшись или ползком;
д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;
е) сообщать, о пожаре в пожарную охрану пока об этом не сообщено родителям на работу;
ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;
з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком;

Проверка теста

-Наш урок подошёл к концу, я надеюсь, что он был полезен для вас. С собой домой вы понесёте «Советы», которые внимательно прочтёте вместе с родителями.

            Советы, которые помогут вам предотвратить несчастные случаи.
• Если у вас есть маленькие дети, закройте все розетки специальными колпачками, обеспечивающими их безопасность; не допускайте детей к электрическим приборам.
• Не пользуйтесь электрическими приборами, когда вы принимаете душ или у вас мокрые руки.
• Никогда одновременно не притрагивайтесь к электрическим приборам и к водопроводным кранам или трубам с холодной водой в кухне, потому что эти трубы часто используются для заземления электрических цепей дома.                                       
•  Проверяйте целостность изоляции электропроводов, следите, чтобы на них не было трещин и порезов.
• Следите за исправностью бытовых приборов. Устанавливайте их подальше от горячих и холодных поверхностей, а также от острых углов.
• Не ставьте на электрическое оборудование стаканы с водой или другие влажные предметы. Следите, чтобы вода не проливалась на электрические приборы.
• Избегайте пользоваться удлинителями.
• Если без них вам не обойтись, не протягивайте их под коврами или там, где на них можно наступить.
• Проследите, чтобы электрические соединители имели три прямых и хорошо зафиксированных штыря. Штыри должны хорошо входить в розетки, а розетки быть надежно укрепленными и не иметь трещин.
• Если бытовой электрический прибор вспыхивает и дымит, а также,  если при дотрагивании до него вы почувствовали слабый удар, немедленно отключите прибор от сети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...