Государственная символика Российской Федерации.Методические разработки.
методическая разработка на тему

Малышко Наталья Борисовна

Государственная символика Российской Федерации.Методические разработки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект развивающего  занятия по патриотическому воспитанию

Тема: «Флаг. Герб. Гимн».

 Цель  занятия:

Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб).

Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.

Обобщить знания детей о Государственном флаге. Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге.

Вызвать у детей чувство гордости, восхищения красотой Государственного флага. Вызвать желание самим изготовить маленькие флажки с государственной символикой.

Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Материал: репродукции герба, флага; фото президента России; аудио запись  гимна России; фотографии, репродукции заседания Государственной думы, церемоний вручения наград, присяги воинов;  детская энциклопедия «Российская государственная символика» В.В.Васькин, 2002 г.

Предварительная работа:  рассматривание экспонатов, беседа с детьми, обмен впечатлениями.

Словарная работа: Государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, геральдический щит, двуглавый орёл, скипетр, держава и т. д.

Ход занятия:

Однажды вечером Ваня и Марина вместе с мамой играли в настольную игру «Лото» (начинает рассказ воспитатель). Папа в это время смотрел по телевизору программу новостей. На экране показали заседание Государственной думы. Выступал Президент Российской Федерации.

(Воспитатель обращает внимание детей на фотографию президента РФ).

И вдруг заиграла музыка, и все встали. Ваня и Марина в один голос спросили у папы:

– А почему все встали?

–  Потому что звучит гимн. – Ответил папа.

– А что такое гимн и почему его слушают стоя?

Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. Начал свой рассказ папа.

У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну, можно определить из какого государства приехали гости. Вот такая история.

– Ребята. А вы хотите услышать гимн нашего государства?

Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.

Слушание гимна (аудио запись).

Гимн России был написан композитором А.В.Александровым и поэтом С.В.Михалковым.

Во время исполнения гимна (продолжает рассказ воспитатель), все поворачивают голову в сторону Государственного флага.

Показ иллюстрации, фотографий.

Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству.

Рассказ сопровождается показом фотографий и репродукций.

– Скажите, ребята, а как же выглядит флаг России?

(Ответы детей, показ репродукции Государственного флага.)

– Правильно, это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос  трех цветов: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного.

– Может кто-нибудь знает, что обозначают эти цвета? (Ответы детей).

Задание. Спросите у своих мам, пап, сестёр или старших братьев, что же означают эти цвета? И мы об этом ещё поговорим на следующем занятии.

Воспитатель показывает детям репродукцию герба России.

А вот ещё один Символ России – это герб.  Государственный герб России – это четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена.

– Что же изображено на гербе? (Ответы детей).

На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними  – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха), а в левой – держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.

– А почему орёл двуглавый, может, вы знаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Да, ребята, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Вот такая версия.

Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о главных и важных символах России. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков страны не обходится ни одно важное для страны событие. Случаи использования герба, флага и гимна России определены законом.

Воспитатель предлагает детям внимательней рассмотреть репродукции, фотографии, представленные на занятии.

Конспект развивающего  занятия по патриотическому воспитанию

Тема: «Символы России.  «Государственный флаг России».

Цель  занятия:

Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб).

Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.

Обобщить знания детей о Государственном флаге. Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге.

Вызвать у детей чувство гордости, восхищения красотой Государственного флага. Вызвать желание самим изготовить маленькие флажки с государственной символикой.

Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Материал. Изображение Государственного флага; фотографии спортивных соревнований, трибун, болельщиков. Заготовки прямоугольной формы для флажков (из ватмана) 10 на 20см; цветная бумага; шаблоны полос. Ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, палочки для флажков (древко) с прорезями для флага и т.д.

Ход занятия:

Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с основными символами России.

– Какие символы России вы запомнили?

– Я вам дала интересное задание. Кто напомнит, о чём я вас просила узнать?

Если дети затрудняются, показ рукой на мольберт с изображением флага.

– Расскажите о Государственном флаге, его цветах? (Ответы детей)

Обобщение. Да, каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни. У меня к вам такой вопрос:

– Где вы видели Государственный флаг в нашем городе?

Флаг развивается над Администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах.

– А еще где можно увидеть Государственный флаг?

Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях и  самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют  Российскими флагами.

В нашем детском саду скоро будут проходить спортивные соревнования подготовительных групп. Мы с вами обязательно пойдем их смотреть и станем активными болельщиками. А чтобы поддержать юных спортсменов, мы с вами изготовим маленькие частички Российского флага – флажки. Ими мы будем приветствовать спортсменов, болеть за них. Согласны?

Проходите за рабочие места. В своей работе мы будем использовать заготовку (основу из плотного ватмана), шаблоны, цветную бумагу.

Рассказ сопровождается показом материалов.

– Какого цвета бумага нам понадобится? Выберите необходимые цвета и положите перед собой.  Готовы? Из них нужно вырезать три полосы вот по этому шаблону

Обвести и вырезать. Показ изготовления одной полосы.

Таким способом изготавливаются все полосы.

– В какой последовательности мы будем наклеивать полосы? Если вы затрудняетесь,  обращайтесь к репродукции (показ на мольберт).

После того как вы наклеите все полосы, нужно перевернуть работу и в такой же последовательности наклеить следующие три полосы с обратной стороны.

По окончания высыхания вставим в прорези готовые флаги.

Приступаем к работе.

По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.

Итог.

Поблагодарить  детей. Отметить, что с такими флажками можно идти не только на спортивные соревнования, но и на городские праздники, на демонстрации, гордо поднимая символ России.

Предложить поднять готовые флаги над головами и под торжественную музыку помахать ими.

Тем детям, кто не успел  закончить работу, предложить закончить ее в вечернее время.

 

 

 

 

Сценарий утренника:

"День Государственного флага Российской Федерации"

 Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России.

Цвету флага придается особый смысл.

Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий - небо, верность и правду;

Красный - огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

"Да она шила - вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом".

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.

Вверху - божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.

"Под тобой, березка не огонь горит,

Не мак цветет - красны девушки в хороводе стоят"

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово "красный" в значении "красивый".

Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

И герб сочетает эти же цвета:

Белый - Святой Георгий Победоносец,

Синий - развевающийся плащ всадника,

Красный - фон, щит герба.

Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя и Заря Вечерняя.

С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России.

Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами - перьями?

Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа.

Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.

Сегодня праздник нашего государственного флага, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!

Звучит "Гимн Российской Федерации"

Россия:Родина: Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия:Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы:

- Россия: Как из песни слово,

Березок юная листва

Кругом леса, поля и реки

Раздолье - русская душа.

- Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом - Русь!  

Песня "Ты цвети, Россия" Лившица.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

Родина любимая - что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины.

Давайте и мы потрудимся и отобразим в своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации.

Самостоятельная работа "Флаг и герб" (рисование, конструирование, аппликация).

Как говорится, кончил дело - гуляй смело!

Мы частушки пропоем и в веселый пляс пойдем.

Частушки (с игрой на ударных, народных инструментах)

1.  Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем,

Эх! Попросите только нас.

2.  Мы с веселой песней дружим,

Все по-волжски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Эх! Со сметаной хлеб едим.

3.  Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О старинном русском крае,

Эх! Песни звонкие поем.

4.  Ой, березонька-береза,

Раскудря-кудрявая.

Хороша ты, Волга наша,

Волга величавая.

5.  Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона.

До чего же ты красива

Жигулевская гора.

6.  Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали.

Мы бы очень все хотели,

Чтобы вы похлопали.

Начинаем танцевать, да не знаем, как начать.

Раз - туда! Два - сюда! А потом - вокруг себя.

 Исполняется "Кадриль".

- Плывут туманы белые

Над кружевом дубрав,

И кажется особенным

Настой медовых трав.

 - Как сладок воздух Родины,

Дышу, не надышусь,

А в речке отражается

Ромашковая Русь.

- Синицы рады песнями,

Встречать зари восход,

И снова в роще кружится

Березок хоровод.

- Горит в пол неба радуга,

Дивлюсь, не надивлюсь.

Аукну - и откликнется,

Ромашковая Русь.

- Куда не глянешь - светится

Хрустальная роса.

В малинниках, в орешниках

Всех сказок чудеса.

- На эти дали дальние

Смотрю, не насмотрюсь,

На все четыре стороны:

Ромашковая Русь!

Исполняется песня "Моя Россия" Струве в хороводе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственная символика Российской Федерации, Азербайджана и Цыган

В конспекте классного часа рассказывается о флаге, гербе и гимне Российской Федерации, Азербайджана и Цыган....

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА Российской Федерации»

Работа посвящена изучению Российской символики.Жители разных стран по праву гордятся  своими государственными  символами. Но важно не только знать как выглядит гимн, герб, флаг родной страны...

"Государственная символика Российской Федерации"

Цели: повторение, закрепление и углубление знаний о государственной символике Российской Федерации....

Государственная символика Российской Федерации.

Проектно- исследовательский проект...

Классный час "Государственная символика Российской Федерации"

Конспект занятия к классному часу патриотического направления "Государственная символика Российской Федерации" в 1 классе....

Презентация "Государственная символика Российской Федерации".

Презентация к классному часу патриотического направления "Государственная символика Российской Федерации" в 1 классе....

Государственная символика Российской федерации

Воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с государственной символикой РФ, к изучению истории своей малой Родины через знакомство с символикой ЧР; воспитание чувства...