Коммуникативные игры
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №1
Коммуникативные игры
Подготовила:
воспитатель ГПД
Кузнецова Ю.В.
Липецк,2013
Модель формирования коммуникативных умений
Информационно- коммуникативные умения:
1. умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника;
2. умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров);
3. умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости.
Регуляционно- коммуникативные умения:
1. умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров;
2. умение помогать партнеру и самому принимать помощь;
3. умение решать конфликты адекватными способами.
Аффективно- коммуникативные умения:
1. умение понимать чувства и переживания – свои и партнера по общению;
2. умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера.
Содержание работы по формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста
- Формирование мотивационно-ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных представлений
- Усвоение стандартных приёмов поведения и доведение их применения до автоматизма
- Перенос умений из одной ситуации в другую
Коммуникативные игры
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительные отношения друг другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.
Игра, направленная на снижение мышечного и эмоционального напряжения.
« Сбрось усталость» (3-7 лет)
Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом,помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.
Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их к коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад…По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: « Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё»
«Бабушка Маланья»( 3-7 лет)
Содержание: В этой игре водящий должен придумать какое нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями.
Слова: « У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей ( движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой ( движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы).
Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).
На неё глядели и делали вот так...( повторяют за «Маланьей» любое смешное движение). Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать,сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.
«Король» (3-7 лет)
Подготовка: Ведущий спрашивает: « Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королём? Какие приемущества получает король? А какие неприятности? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королём. Не навсегда, конечно, а только на время игры.»
Содержание: Один из детей становится королём. В се остальные становятся слугами и должны делать всё, что приказывает король. Король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть детей, но он может позволить себе многое, например, чтобы его носили на руках, кланялись, подавали питьё и т. д.
Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.
« Маленькое привидение» (3-7 лет)
Содержание: Взрослый говорит: « Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений .Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение( взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук « У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко .Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить» Затем взрослый хлопает в ладоши.
Игра на развитие навыков волевой регуляции.
«Замри» (3-7 лет)
Содержание: Дети прыгают в такт музыки( ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор пока останется лишь один участник.
Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояния
«Зеркало» (3-5 лет)
Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы зеркала, другая разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
Игра направленная на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.
« Хор животных» (5 -7 лет)
Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: « Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям( родители, педагоги) поющими как котята: « Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: « Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.
«Радио» (5 -7 лет)
Содержание:Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок( подробно описывает кого-нибудь из группы участников- цвет волос, глаз. Рост. Одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.
« Цифры» (5 -7 лет)
Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: « Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.
Игры для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.
« Передай сигнал» (5 -7 лет)
Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
«Солнышко» (3 -7 лет)
Содержание: Ведущий ( взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!». Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.
«Комплименты»( 5 -7 лет)
Содержание: Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик( сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».
«Щепки на реке» ( 5 -7 лет)
Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между ними должно быть больше вытянутой руки. Один из игроков становится «Щепкой», он должен проплыть по реке. Как она будет двигаться, быстро или медленно, крутиться или плыть прямо, с открытыми или закрытыми глазами, «Щепка» решает сама. «Берега» помогают движению «Щепки» ласковыми прикосновениями. Когда «Щепка» проплывает весь путь, она становится краешком берега и становится рядом с другими. В это время следующая «Щепка» начинает свой путь. Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе. После игры участники делятся своими чувствами, которые они испытывали во время плавания.
«Ладони – колени» (3 -7 лет)
Содержание:Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).
Речевая игра «Ёжик» (4 -7 лет)
Цель: преодоление трудностей общения, присоединение к группе на равных правах, преодоление стеснительности и робости.
Процедура: Участники располагаются по кругу или иначе, но чтоб соблюдалась последовательность. Может игру начать тренер, тихим шепотом,еле слышно позвать: «Ёжик!», далее в строгой очередности участники тренинга должны незначительно повышая голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, дойти до крика. Игра проходит несколькими кругами и длится до тех пор, пока тренер не решит, что громче участники уже не могут.
Закончить можно поделившись чувствами в виде короткого сообщения.
«Счет» (4 -7 лет)
Содержание:: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиваться синхронности, участники не должны шуметь и совещаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коммуникативные игры в доу
Кака я использую коммуникативных игр в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ...
Коммуникативная игра "Рука друга"
Игра направлена на сплочение школьного коллектива, привитие нравственных качеств, развитие умения общаться.В основе игры лежит технология тренинг-общение, состоящая из упражнений, итогом которых являе...
методическая разработка "коммуникативные игры"
методическая разработка "коммуникативные игры"...
Коррекционные игры для гиперактивных детей коммуникативные игры
Коррекционные игры для гиперактивных детей - коммуникативные игры...
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Актуальность проблемы:На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоцион...
Коммуникативная игра "Дружные ребята"
Сценарий коммуникативной игры с детьми старшего дошкольного возраста «Дружные ребята»....
Коммуникативные игры
Подбор коммуникативных игр - помощь учителю для развития речи у младших школьников....