Семья – социальная ячейка общества.
статья по теме
Научно - методическая статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_-_sotsialnaya_yacheyka_obshchestva.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
Семья – социальная ячейка общества.
Введение.
Современный кризис, охвативший все мировое общество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимыми становится разрушение института семьи; семья не в состоянии осуществлять заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
В данной контрольной работе раскрыты проблемы современной семьи, ее состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое главное, виды, способы и организацию помощи семье.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Объем решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».
Глава I. Семья как социальный институт.
I. 1.Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируют отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое состояние общества.
Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависти от социальной политики государства.
Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.
На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий, обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.
Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.
Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредотачивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
- вступление в брак;
- рождение первого ребенка;
- окончание деторождения (последний ребенок);
- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;
- прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи: та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой живет сейчас.
Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных.
Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.
В средствах массовой информации и научных публикациях советского периода неоднократно обсуждался вопрос, какой из двух институтов воспитания – семья или школа – должен нести основную ответственность за социализацию детей.
Современная социальная ситуация в российском обществе не способствует развитию этой дискуссии. В семье сегодня проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых.
Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.
Рассматривая семью как институт воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей в осуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания в последнее десятилетие, прежде всего, связаны с новыми социально-экономическими условиями российского общества.
В результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности, обретают уверенность в завтрашнем дне. Изменение экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них низкую самооценку.
Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях.
Переход России на рыночные рельсы привел к появлению в стране безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на самой трудоспособной возрастной группе населения. Как было сказано выше, это люди, имеющие детей школьного возраста, в том числе подростков, которым более всего необходим высокий воспитательный авторитет родителей. Безработный родитель авторитетом для ребенка быть не может.
В связи с острыми материальными проблемами семьи кардинально изменились взгляды родителей на детский труд. Еще пятнадцать лет назад семья категорически отвергала идею включения в воспитательный процесс трудовой занятости детей с целью заработка денег на карманные расходы. В настоящее время массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятость детей.
Очень часто родители стремятся сохранить привычное место работы даже при не высокой оплате. В таких семьях заработок детей, выполняющих непрестижную, неквалифицированную, но неплохо оплачиваемую работу, может приблизить, а порой и превышать заработки родителей. Отсюда возникает угроза падения авторитета родителей в глазах подростка в связи с их финансовой несостоятельностью. С другой стороны, это приводит к смещению в системе жизненных ценностей значимости денег как фактора успеха, снижает его интерес к получению образования. В конечном счете такая тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к планомерному снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.
Родители-бизнесмены имеют более высокий авторитет в глазах детей, поскольку являются представителями социально продвинутой группы населения. Они более адекватно оценивают происходящие в обществе процессы и прививают детям практико-ориентированные жизненные цели. Вместе с тем именно эта категория семей с относительно высоким материальным достатком и уровнем стабильности супружеских отношений может испытывать дополнительные трудности в воспитании своих детей. Известно, что коммерческая деятельность связана с нерегламентированным рабочим днем, поэтому родители-бизнесмены более других категорий испытывают трудности в осуществлении социального контроля за детьми. Информированность о том, чем занимаются дети в свободное от школьных занятий время, довольно ограниченна. Столь же неопределенно представляют эти родители круг общения своих детей, их друзей и подруг. Эти проблемы, характерные для российской семьи в целом, в семьях бизнесменов на фоне их относительного финансового благополучия проявляются с большей остротой.
Исследования показывают, что одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания является наличие в ней навыков разностороннего общения. Известно, что в процессе общения члены семьи реализуют целый спектр разнообразных семейных функций: тут и эмоциональное единение, и обмен информацией, и передача жизненного опыта от старших младшим, и межсупружеская эмпатия, и взаимная моральная поддержка, и ряд других функций. Изучение мотивов разводов убеждает, что основная масса несостоятельных браков расторгнута по причинам недооценки супругами фактора конструктивного взаимного общения или из-за неумения общаться.
Следующая проблема не является исключительно воспитательной проблемой российской семьи, а носит всеобщий характер. Сегодня часто употребляется термин «гуманизация» в приложении к разным сторонам жизни (в том числе к образованию). Актуализация этого термина к началу XXI века в разных странах мира свидетельствует о том, как меняется система ценностей человечества. Известно, что прошедшее столетие знаменовалось интенсивным развитием науки и техники, отодвинув в системе ценных ориентаций на второй план межличностные отношения. Основу жизни цивилизованных сообществ составляли, прежде всего, ценности материального ряда. Однако владение материальными ценностями далеко не всегда определяло психологическую комфортность личности, не давало ощущения счастья. В настоящее время наблюдается возврат к ценностям эмоционального характера: понимается значимость взаимопонимания, моральной поддержки, эмпатии, взаимопомощи и т.п. Все эти термины укладываются в емкое понятие «гуманизация межличностных отношений».
В рамках семьи требование гуманизации особенно уместно, так как должно проявляться почти во всех сферах ее жизнедеятельности. Исследования фиксируют, что около трети семей школьников не отвечают этому принципу. В таких семьях царит взаимное равнодушие, отсутствие интереса членов семьи друг к другу, даже рукоприкладство. В результате семейных ссор совершается огромное количество преступлений между родственниками, причем очень часто страдают дети. Стало очень распространенным бегство детей из дома: 57% детей в приемниках-распределителях ушли из семей добровольно или были изгнаны.
Именно в таких семьях довольно часто отмечаются случаи сексуальной эксплуатации детей, т.е. использования их для сексуальных услуг за деньги. Эти проявления крайних мер неблагополучия в значительной степени связаны со снижением внимания государства к семьям группы риска.
В прошлые десятилетия семья была объектом профессионального внимания правоохранительных органов и находилась под жестоким контролем общества. Сегодня обретенная в процессе демократизации свобода понимается такой семьей как безнаказанность. Отсутствие правовой базы для борьбы с подобными асоциальными проявлениями привело к негативным последствиям более широкого масштаба, связанным с судьбой нового поколения – детей. О массовости этих последствий можно судить по статистике насилия над детьми в семье: ежегодно около 2 млн. российских детей жестоко избиваются родителями, 50 тыс. детей убегают из дома, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством.
Таким образом, остро стоит вопрос о защите прав ребенка в неблагополучной семье. Справедливости ради следует отметить, что подобные асоциальные явления не прошли мимо внимания законодательных органов: в Государственной думе был рассмотрен закон «О предотвращении насилия в семье». С его принятием усиливается ответственность псевдородителей, злоупотребляющих своими правами по воспитанию детей.
Подводя итог выше сказанному, сделаем выводы.
Вывод первый: переход России на качественно иной путь развития экономики существенным образом отразился на жизнедеятельности семьи. Сегодня рано говорить об окончательных социальных последствиях, но материальное положение семей на данный момент по многим показателям оставляет желать лучшего.
Вывод второй: ухудшение финансового положения семьи, связанное с падением престижа ряда профессий, обусловило сокращение воспитательного потенциала родителей.
Вывод третий: государственная политика в области занятости своими неопределенными действиями не дает гарантии от безработицы, не формирует свой социальный заказ семье и школе на профессиональную подготовку молодежи.
Вывод четвертый: недостаточное внимание государственных функциональных институтов к семьям группы риска ведет к криминализации российского общества за счет расширенного воспроизводства этими семьями подобного себе потомства.
Вывод пятый: национальные интересы России требуют безотлагательных мер по социальной поддержке семьи как главной составляющей структуры общества и приоритетного субъекта воспитания детей.
I. 2.Функции семьи.
Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Эта основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:
- воспитательная – социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
Социальная функция семьи.
В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.
От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, с ним занимаются. В дошкольном возрасте ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.
В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции семьи.
Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.
Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% повлияла улица.
I. 3. Типология семьи.
Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной семье – семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.
Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.
Наиболее распространенной является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.
Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.
Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.
Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или жены. Подобные браки в XIX веке были редки, но в XX веке они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношение мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.
В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.
Глава II. Методы работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где живет ребенок в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу.
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
Основная цель деятельности социального педагога состоит в защите прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных нерадивых родителей. Именно стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях со стороны российского общества. Для решения этой задачи, в частности, была введена новая должностная категория в системе образовательных учреждений – социальный педагог. Таким образом, социальный педагог является непосредственным исполнителем поставленной российским государством задачи обеспечения необходимых жизненных условий для несовершеннолетних, по тем или иным причинам лишенных родительского попечения.
Социальный педагог может осуществлять защиту прав, здоровья и жизни детей от недееспособных родителей в рамках соблюдения нормативных актов.
Социальные педагоги в своей практической деятельности руководствуются соответствующими статьями Семейного кодекса РФ, где закреплены обязанности родителей по отношению к детям: «Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» (ст. 65). Невыполнение родителями указанных выше обязанностей по отношению к детям дает социальному педагогу законное право вмешательства в личную жизнь такой семьи.
В работе с неблагополучной семьей социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:
1) соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст. 3);
2) максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;
3) защита прав ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст. 54);
4) тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.
Работа социального педагога с родителями строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать: школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и т.д. С момента поступления сигнала социальному педагогу рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий.
Этап I. На основании сигнал об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. В случае необходимости такой процедуры дальнейшая работа с родителями производится после принудительного изъятия ребенка из семьи.
Этап II. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.
Этап III. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.
Этап IV. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе (дошкольном, внешкольном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Социальный педагог делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений, Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, т.е. общаться; отклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи и т.д.
Этап V. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинете или помещении органов опеки и попечения. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить социального педагога в свой дом.
Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только социального педагога, но и классного руководителя. Их совместные действия позволяют вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией. Известно, что родители из семей риска склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Поэтому приглашая таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно приготовиться к нему. Главная цель встречи с родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка и решить вопрос о необходимости его изъятия из семьи или возможности оставить в ней при последующей реабилитационной работе с родителями.
В начале беседы следует представиться, назвать официально учреждение, в котором работают социальный педагог и другие участники разговора. Затем социальный педагог формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психологического напряжения рекомендуется использовать такой прием как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с небольшим перерывом через 30 минут. Перерыв используется работниками для совещания в соседней комнате с целью определения правильности выбранной тактики, и при необходимости, корректировки направления дальнейшей беседы. Перерыв используется работниками для совещания в соседней комнате с целью определения правильности выбранной тактики, и при необходимости, корректировки направления дальнейшей беседы.
В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозы физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.
В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:
1) позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему (аргументы)?
2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?
3) какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы?
Если ответ на первый вопрос будет отрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то социальный педагог вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства. Однако при этом следует помнить, что родительская семья – наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни.
Этап VI. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье.
Этап VII. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.
Этап VIII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта социального педагога с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь, в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача социального педагога: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача – не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Результатом успешной работы социального педагога в этом направлении станет готовность семьи идти на контакт с представителем власти и следовать предлагаемым рекомендациям.
В процессе обследования жилья ребенка (семьи) следует получить ответы на ряд вопросов, составляющих в целом социальные показатели данной семьи. Предлагаемая методика позволяет представить семью в виде формализованной матрицы с балльной системой оценки. С помощью указанной методики определяется уровень неблагополучия, что помогает принять обоснованное решение об изъятии или оставлении ребенка в семье. (См. приложение 1).
Визит в семью позволяет социальному педагогу провести углубленное обследование условий проживания ребенка: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего угла или комнаты и т.п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так и между родителями и детьми.
Представляет интерес определить стиль супружеских отношений (демократический, авторитарный, есть ли основания предполагать насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на проводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать супруга и т.п. При проживании в семье других взрослых следует определить отношение к ним каждого из супругов, а также отношение ребенка к этим членам семьи (нейтральное, доброжелательное, уважительное, неприязненное, боязливое и т.п.). Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине с социальным педагогом и при родителях и т.п.).
Этап IX. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Зарубежные специалисты рекомендуют подключать членов семьи к разработке плана действий или по крайней мере, согласовывать предполагаемые меры с каждым взрослым членом ее членом. Семья должна быть поставлена в известность относительно всех методов, которыми будет проводиться работа, включая возможность видеозаписи и применение других визуальных, медицинских и иных технологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методик без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека.
Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье. Отсюда следует вывод, что в данном случае мы имеем дело с родителями, для которых ребенок представляет ценность, рассматривается ими как неотъемлемая часть семьи. План совместных действий с такой семьей следует разрабатывать с учетом указанной мотивации родителей. Иными словами, сохранение ребенка в семье ставится в зависимость от безусловного выполнения родителями реабилитационных мероприятий.
Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты применяют практику подписания совместного соглашения между органами опеки как представителями власти и семьей. В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственные семье и мешающие ей осуществлять воспитание ребенка; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы социального педагога с семьей.
Содержательная часть соглашения включает практическое действие сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон – участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Отдельным пунктом оговариваются оценки результатов осуществляемых мер по созданию необходимых условий жизнедеятельности ребенка в семье. (См. приложение 2).
Достоинством данного соглашения является участие в нем семьи ребенка в качестве одной из ответственных сторон, берущих на себя определенные обязательства. Таким образом, достигается добровольная включенность семьи в процесс собственной реабилитации. С другой стороны, подписание соглашения родителями означает признание ими наличия в семье проблем, требующих решения.
Работа социального педагога по реализации соглашения строится на принципах системного подхода в организации всей деятельности. На него возлагается задача координации работы разных служб – участников процесса социальной помощи семье: школы (детского сада), детской поликлиники, районного отделения милиции, органов социальной защиты населения, общественных гуманитарных организаций и фондов и т.п.
Работу социального педагога с семьей можно представить в виде схемы.
Поступление сигнала об ущемлении прав ребенка в семье. |
Сбор информации о семье (детский сад, школа, детская поликлиника, отделение милиции, соседи и др. Цель: получение первичных сведений об уровне проблемности семьи. |
Беседа с ребенком. Цель: определение уровня риска семьи как среды пребывания ребенка. |
Встреча с семьей. Цель: уточнение социальных характеристик семьи как субъекта воспитания. |
Изложение собранной информации о семье на Комиссии при органах опеки и попечения. Цель: принятие коллегиального решения о наличии (отсутствии) необходимости срочного изъятия ребенка из семьи. |
Подписание соглашения с семьей о проведении реабилитационной работы с ней и при ее участии. Цель: повышение воспитательного потенциала семьи. |
Практическая реализация соглашения. Цель: создание в семье жизненных условий, соответствующих потребностям ребенка. |
Вынесение результатов работы по соглашению на обсуждение комиссии при органах опеки и попечения. Цель: оценка ситуации в семье после реабилитационных мероприятий и окончательное решение судьбы ребенка: оставить в семье или передать в учреждение защиты детства. |
Заключение.
Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определенной стабильности.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.
На сегодня наука еще только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьей. Проверяет их на практике.
Способы решения проблем семьи, описанные в контрольной работе, также являются теорией. Социальная педагогика в области семьи – это новое направление работы социального педагога с проблемами в обществе.
Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично.
Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом.
Литература.
- Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М., 1995.
- Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. – 1995. - № 2. – С.146-166.
- Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1999.
- Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. – М., 1995.
- Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1996.
- Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. – М., 2001.
- Горшкова Е.А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика: История и современность. – М., 1992.
- Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1998.
- Дети группы риска: Материалы международного семинара. – СПб., 1998.
- Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Под ред. М.А.Галагузовой, М.Н.Костиковой. – Екатеринбург, 1997.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для социальных педагогов и социальных работников. – М., 1995.
- Инновации в работе специалистов учреждений социально-педагогической поддержки / Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных, Т.И. Шульга, А.В. Быков. – М., 2001.
- Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. – М., 1998.
- Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. – 1994. - №3.
- Семейный кодекс Российской Федерации: Комментарии. – М., 1997.
- Синягина Н.Ю. Детско-родительские отношения и проблема жестокости в современных семьях // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.) – М., 1998.
- Современное положение детей, молодежи, семьи // Международ. науч.-практ. конф., (13-17 июля 1994 г.) – Вологда; Дюссельдорф, 1995.
- Теория и методика социальной работы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.
- Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков // Вестн, психосоциал. и коррекц. – реабилитац. работы. – 1995. - №1.
- Шульга Т.И., Спаниярд х., Слот В. Методика работы с детьми группы риска. – М., 2000.
Приложение 1.
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания.
№ п/п | Показатели семьи | Баллы |
1. | Состав семьи | |
мать, отец, дедушка, бабушка | 5 | |
только мать и отец | 4 | |
мать и отчим, отец и мачеха | 3 | |
одна мать, один отец | 2 | |
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
2. | Санитарно жилищные условия семьи | |
благоустроенная отдельная квартира | 5 | |
квартира с родителями супруга(и) | 4 | |
более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | 2 | |
комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
3. | Доход семьи | |
могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг | 4 | |
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | |
живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
денег до зарплаты не хватает | 1 | |
4. | Педагогический стиль семьи | |
постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | 4 | |
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | 3 | |
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | 2 | |
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | |
5. | Уровень социального здоровья семьи | |
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 | |
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | 3 | |
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов | 2 | |
состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
6. | Ценность детей в семье | |
дети – главная ценность в семье | 5 | |
дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством | 4 | |
дети дополняют супружеские отношения | 3 | |
дети – элемент социального статуса: «как у всех» | 2 | |
дети – обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства | 1 | |
7. | Отношения семьи со школой | |
высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка | 5 | |
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | 4 | |
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери | 3 | |
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний | 2 | |
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда по другим причинам) | 1 |
Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания
Общая сумма баллов – 105.
При анализе конкретной семьи сумма баллов:
- ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы;
- более 31 балла характеризует благополучие семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).
Приложение 2.
Структура соглашения.
- Причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи.
- Цель совместных действий сторон.
- Срок действия соглашения.
- Обязанности сторон.
- Права сторон.
- Процедуры совместных действий.
- Оценка эффективности такого соглашения.
Рассмотрим пример такого соглашения.
Семья Наташи, 7 лет. Родители злоупотребляют алкоголем, постоянной работы не имеют. Девочка посещает школу нерегулярно, часто болеет, на учете в поликлинике не состоит, одета неопрятно и не по сезону. Замкнута, школьная успеваемость низкая. После сбора необходимой информации через школу, детскую поликлинику, районное отделение милиции и посещения социальным педагогом семьи рассматривается вопрос о возможности дальнейшего пребывания ребенка в семье. Исходя из приоритетного права ребенка на совместную жизнь с кровными родителями семье предлагается шанс доказать свою воспитательную дееспособность путем выполнения условий письменного соглашения.
Соглашение.
Мы, отдел опеки и попечения (или Центр семейного воспитания), с одной стороны, и семья Наташи, с другой стороны, заключаем настоящее соглашение с целью условий проживания Наташи в семье, укрепления ее здоровья и создания возможностей получения образования и медицинской помощи.
Причины заключения соглашения:
1. Плохое состояние здоровья Наташи, частые простудные заболевания, анемия, несоответствие между массой тела и возрастом, связанное с неполноценным и недостаточным питанием.
2. Отсутствие в семье достаточной заботы о потребностях Наташи: у девочки педикулез, отсутствует теплая одежда и обувь, неряшливая внешность.
3. Девочка не состоит на учете в детской поликлинике и не получала никаких необходимых прививок от болезней.
4. У Наташи отсутствует собственная постель, личное полотенце, средства гигиены, свой уголок в квартире.
5. В доме нет игрушек, книг, других средств развития личности ребенка.
6. Невнимание родителей к Наташе связано с их пристрастием к алкоголю и постоянной нехваткой денег на продукты питания и одежду для девочки. В квартире грязно, требуется ремонт.
7. Срок действия соглашения – три месяца, по истечении которых соглашение может быть продлено для дальнейшей совместной работы либо прервано в связи с отсутствием положительных результатов.
Отдел опеки и попечения обязуется:
1. оказать содействие в организации лечения от алкоголизма членов семьи по их добровольному согласию.
2. Оказать содействие в трудоустройстве родителей.
3. Оказать помощь в приобретении одежды и обуви для Наташи.
4. Оказать содействие в получении Наташей медицинской помощи и обследовании состояния ее здоровья.
5. Оказать содействие в получении Наташей педагогической помощи, в организации дополнительных занятий по школьной программе.
6. Оказать помощь семье в приобретении строительных материалов для самостоятельного ремонта квартиры.
7. Организовать в школе бесплатные обеды для Наташи.
8. Оказать помощь родителям Наташи в ведении домашнего хозяйства.
Родители Наташи обязуются:
1. Начать лечение от алкоголизма.
2. Встать на учет в бюро по трудоустройству с целью получения постоянной работы.
3. Посещать с Наташей детскую поликлинику.
4. Направлять Наташу в школу ежедневно, за исключением случаев ее болезни.
5. Произвести ремонт квартиры.
6. Принимать социального педагога у себя дома.
Работники отдела опеки и попечения имеют право:
1. Поставить вопрос об изъятии Наташи из семьи, если в течение трех месяцев со дня подписания соглашения положение в семье не улучшится.
Родители имеют право:
1. Получать информацию об оценке социальным педагогом их деятельности в процессе реализации соглашения.
2. Участвовать в совещаниях, где обсуждается ситуация о данной семье.
Процедура совместных действий:
Один раз в неделю социальный педагог будет посещать семью в удобное для обеих сторон время, и оказывать помощь членам семьи и консультировать их.
Один раз в неделю (среда с 14.00 до 16.00) родители с ребенком будут приходить в отдел опеки и попечения или в Центр семейного воспитания для проведения терапевтической работы с психологом, врачом, юристом и т.п.
Один раз в неделю (по понедельникам после окончания школьных занятий, с 12.00 до 14.00) Наташа будет оставаться в школе для дополнительных занятий с педагогом и психологом.
Социальный педагог будет регулярно поддерживать связь с учителем и участковым педиатром, чтобы узнавать о состоянии здоровья и школьных успехах Наташи.
Отдел опеки и попечения предоставляет родителям Наташи возможность проконсультироваться с юристом по вопросам, связанным с выполнением данного соглашения.
Оценка эффективности проведенной работы:
Результативность действий соглашения рассматривается на итоговом заседании комиссии представителей органов опеки и попечения в присутствии семьи. Участники совещания решают вопрос о дальнейшей судьбе ребенка: оставить или передать в соответствующее учреждение в связи с продолжительной опасностью для его жизни и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и в обществе
В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же? Духовно-нравственное ...
Выступление на МО учителей начальных классов "Методы взаимодействия классных руководителей с семьями социального риска".
Рекомендации классным руководителям по взаимодействию с семьями социального риска....
Методика работы классного руководителя по выявлению семей "социального риска"
В статье раскрывается система работы с семьями "социального риска"...
Социальная структура общества
Социальная структура общества...
«Семья-маленькая ячейка общества»
Цели:познакомить учащихся с понятиями семья, общество, глава семьи, семейный бюджетвоспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;способствовать сплочению семей учеников;развивать устную реч...
Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.
Тема: Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.Педагогическая цель: способствовать формированию целостной картины мира и осознание мест...
Родительское собрание " Семья- ячейка общества"
В данном материале рассказывается о семейных ценностях, значении семьи и семейного воспитания для успеха ученика....