«Московские триумфальные ворота"
классный час (2 класс) по теме

Михайлова Елена  Петрасовна
Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что увидеть; а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом не знает. Я остановилась на архитектурном памятнике района – Московские Триумфальные ворота, потому что они находятся в непосредственной близости от нашего лицея, являются символом Московского района и доминантой Московского проспекта. Дорический портик с антаблементом Московских ворот каждый день виден из окон учебных кабинетов. С углубленного познания своей «малой Родины» начинается воспитание патриотизма. Только через свой район, через страну, через традицию, историческую и духовную, к которой принадлежишь на этой земле, становишься человеком культуры. Во внеклассной работе я использую многообразные формы для воздействия на ребенка в деле воспитания патриота-гражданина. Для получения наиболее эффективных результатов использую следующие формы: экскурсии, конкурсы, развивающие игры. Свою методическую разработку я представляю в форме классного часа, где дети на протяжении несколько недель исследуют объект, работают с источниками, делают творческие работы. Здесь проводится не только индивидуальная работа, но и групповая. Причины выбора темы:  одно из приоритетных направлений воспитательной работы лицея – гражданско–патриотическое воспитание;  ежегодный приток новых учащихся в лицей из разных районов города и регионов РФ;  недостаточность знаний детей по истории Московского района;  в учебном плане лицея нет предмета « История и культура СПб»;  у учащихся лицея есть познавательный интерес к истории и архитектурным памятникам Московского района;  лицей находится рядом с историческим символом Московского района и доминантой Московского проспекта – Московскими Триумфальными воротами. Актуальность заключается в том, что современные школьники «московской стороны» недостаточно знают ее историю и историю архитектурных памятников. Цель: Пробудить школьников у учащихся познавательный интерес к истории родного района. Создать условия для развития умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности. Оборудование: Компьютер, проектор. Презентация « Московские Триумфальные ворота в призме времени», Макет «Московские Триумфальные ворота», музыкальная запись «Песня о Московском районе» музыкальная запись «Гимн Московского района» М. Лихачева, исполняет В. Псарев Учащиеся делятся на группы: 1. Группа компьютерная - готовит презентацию 2. группа творческая - выполняет творческие работы 3. группа поисковая – изучает рекомендованную литературу 4 группа интеллектуальная - готовит вопросы и задания для викторины, стихи, загадки. Условия: За 3 недели класс делится на группы, каждая группа получает задание, составляют словарь архитектурных терминов, проводится пешеходная экскурсия к «Московским триумфальным воротам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx50.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Московские триумфальные ворота

призме времени»

Михайлова Елена Петрасовна,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2011 год

Ход  мероприятия:

1. Музыкальное вступление. Звучит музыка « Песня о Московском районе» М.Лихачев

Учитель: Мы сегодня с Вами совершим удивительное путешествие, а куда - Вы догадайтесь сами.

Персов и турок разбили на юге

Отметить решили героев заслуги

Стасов построил у южной заставы

Ворота в честь русской победы и славы. (Московские триумфальные ворота) 

2. Ребята подготовили «Живую газету» (представляет собой серию коротких выступлений и презентацию)

Слайд №1-2

Московский проспект проходит от Сенной площади до площади Победы. Поскольку проспект исторически образовался на месте части старой дороги, соединявшей город с Новгородом и Москвой, на месте Московских ворот раньше находились сторожевая будка с караульными, где проверяли подорожные документы. Это место часто именовали «Первой Рогаткой». Вторая или средняя Рогатка располагалась на территории нынешней площади Победы, а третья или дальняя – у подножия Пулковской горы. Еще в первой половине XVIII века по сторонам дороги началось строительство загородных усадеб. Московская застава - историческое название северной части современного Московского района. Происходит от заставы, существовавшей на пересечении Московского тракта и Лиговского канала. Ставили их в петровское время для «препятствия  проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга: извозчиков, нарушавших царский указ о  привозе  на каждой подводе трех камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели  выехать без разрешения. Покинуть столицу и отсутствовать в ней дозволялось лишь «с запиской от Сената, только чтоб не более пяти месяцев»

Слайд №3

Московские ворота по заслугам считаются одним из выдающихся памятников архитектуры Петербурга. Однако вполне могло случиться, что они имели бы совсем другой вид или стояли бы в совсем ином месте. Под впечатлением от рисунков архитектора Клериссо 7 ноября 1780-го года Екатерина II пожелала, "чтобы он мне сделал рисунок ворот города Петербурга. «Я не ограничусь рисунками, я закажу ему целую модель». Клериссо создает гипсовую модель. Модель ворот произвела большое впечатление на Екатерину. Она писала, перечисляя свои новые приобретения: "Посреди всего этого возвышаются ворота Клериссо, которые очень хороши на вид, но дороги в исполнении: нужно будет подумать". В итоге, Клериссо получил почетное звание "Первого архитектора императрицы", а ворота, после того как Екатерина хорошенько подумала, так и не были построены.

Следующая альтернатива связана с именем архитектора А. К. Кавоса. В 1831 году он разработал проект "площади Победы". Проект, посвященный победе в Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов, отличался большим размахом. Сама площадь, замкнутая по окружности решеткой из копий, становилась местом сразу для нескольких монументов. Со стороны города на площадь вела трехпролетная дорическая колоннада. Справа и слева от центральной точки площади должны были стоять две пирамиды, посвященные победам, одержанным на Кавказе и на Балканах. На них должны были поместить названия городов, у которых происходили сражения. А со стороны въезда в город от Москвы должна была встать трехпролетная триумфальная арка. Однако проект Кавоса также не был реализован.

Слайд №4

Марсово поле, Нева, летний сад

И желтого здания длинный фасад.

Здесь Павловский полк

Поселился когда-то-

Герои войны, гренадеры - солдаты.

И здание тоже суровой красы: Классический тиль

( без лепных выкрутасов). А кто архитектор? Конечно же,…. (Стасов)

Стасов родился в Москве в дворянской семье 24 июля 1769 года. Учился в гимназии при Московском университете. Служил помощником архитектора в Москве в Экспедиции архитектурных дел. Служил в Преображенском полку. В 1808 году он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. С 1808 года — архитектор императорского Кабинета. В Санкт-Петербурге Стасовым Спасо-Преображенский собор (1827—1829), Троице-Измайловский собор (1828—1835), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834) и Московские триумфальные ворота(1834—1838). Проект Московских ворот был разработан в 1832-1834 годах. Стасов предлагал обраться к чугуну, этому решению способствовало и то обстоятельство, что в те времена русские мастера достигли небывалых результатов. Чтобы не ошибиться Стасов решил построить модель будущих в натуральную величину. Стройка шла в самый разгар зимы...

Слайд 5 - 7

26 марта император Николай I осмотрел модель, высказал замечания по поводу проездов между колоннами, подтвердил место. В августе начались работы на строительной площадке. В это время работало около 90 рабочих. На дно котлована было положено 569 блоков в 2 ряда, сваи не забивались. На блоки выложен четырехметровый фундамент из тосненской плиты. Торжественная церемония состоялась закладки Московских ворот 14 сентября 1834. На дне был установлен плоский камень с углублением, куда положили платиновые, золотые, серебряные монеты, а сверху накрыли плитой с датой закладки и текстом императорского указа. После чего опустили 22 небольших камня с «инициалами особ», архитектора Стасова и членов комитета.

Слайд 8

На самом верху находятся восемь декоративных групп с изображением воинских доспехов и трофеев. Высота Московских ворот составляет двадцать четыре метра, а ширина – тридцать шесть метров. Ворота состоят из двенадцати пятнадцатиметровых колонн, поставленных двумя рядами

Ворота венчаются восемью декоративными композициями. Эти «костры» из щитов, копий, военных доспехов и шлемов.

Слайд 9-11

В 1878 году под Московскими воротами прошли полки, освободившие на Балканах от многовекового турецкого ига, Болгарию, Сербию, Черногорию, а на Кавказе – Аджарию и часть Армении.

Чтение из поэмы А. Блока «Возмездие»

Уж осень семьдесят восьмую

Дотягивает старый век.

В Европе спорится работа,

А здесь - по-прежнему в болото

Глядит унылая заря...

Но в половине сентября

В тот год, смотри, как солнца много!

Куда народ вали'т с утра?

И до заставы всю дорогу

Горохом сыплется ура,

И Забалканский, и Сенная

Кишат полицией, толпой,

Крик, давка, ругань площадная...

За самой городской чертой,

Где светится золотоглавый

Новодевичий монастырь,

Заборы, бойни и пустырь

Перед Московскою заставой, -

Стена народу, тьма карет,

Пролетки, дрожки и коляски,

Султаны, кивера и каски,

Царица, двор и высший свет!

И пред растроганной царицей,

В осенней солнечной пыли,

Войска проходят вереницей

От рубежей чужой земли...

Идут, как будто бы с парада.

Иль не оставили следа

Недавний лагерь у Царьграда,

Чужой язык и города?

За ними - снежные Балканы,

Три Плевны, Шипка и Дубняк,

Незаживающие раны,

И хитрый и неслабый враг...

Вон - павловцы, вон - гренадеры

По пыльной мостовой идут;

Их лица строги, груди серы,

Блестит Георгий там и тут,

Разрежены их батальоны,

Но уцелевшие в бою

Теперь под рваные знамена

Склонили голову свою...

Слайд 12

В 1936 году Триумфальные ворота были полностью разобраны в связи с реконструкцией и расширением Московского проспекта. Перед разборкой ворота тщательно обмерили. Все чугунные детали описали и привезли на специальный склад. Декоративные фигуры гениев трофеи передали на хранение в музеи Академии Художеств, городской скульптуры и Артиллерийский музей. Согласно плану, ворота намечалось собрать на новом месте, но Великая Отечественная война не позволила реализовать задуманное. Во время войны чугунные цилиндры, из которых составлены колонны, использовались как противотанковые заграждения.

Слайд №13-14

Выполнение детальных рисунков арматур и кариатид и лепку моделей декоративного убранства Московских ворот поручили скульптору Борису Ивановичу Орловскому (настоящая фамилия Смирнов), сын крепостного крестьянина из Орловской губернии. Учился в мастерской ремеслу мраморщика. Принят в Академию художеств. Знаменитые работы Орловского - скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли, скульптура ангела на Дворцовой площади.

Слайд №15-16

Фриз ворот декорирован изображениями стройных девушек в пышных одеждах. Крылья за их плечами показывают, что фигуры олицетворяют гениев Победы. В руках девушек щиты, различные по форме щиты - гербы тридцати губерний Российской империи. Центральные образы фриза - гений Изобилия и гений Победоносный. Изобилие символизирует рог и плоды, а Победу - щит и герб России, и лавровый венок в руке.

Слайд 17

Как дань традиции на Московских воротах была помещена посвятительная надпись на русском и латинском языках. Текст ее сочинил сам Николай I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии. Турции и при усмирении Польши в 1826,1827,1828,1829,1830,1831 годах».

Московские Триумфальные ворота — возведены в память победоносного завершения русско-персидской войны 1826-1828 годов и русско-турецкой войны (1828—1829гг.).

Слайд 18

В 1960 году полностью воссозданные по проекту Е.И. Петровой и вновь отлитые на Кировском заводе Московские Триумфальные ворота. В2002 году была проведена реставрация ворот и восстановлена историческая надпись. Буквы были выполнены из бронзы и позолочены.

Слайд 19

Площадь Московские Ворота — находится на пересечении Московского и Лиговского проспектов. Площадь была названа в честь Московских Триумфальных ворот. В 1965 году её переименовали в Московскую. В 1968 году площади вернули историческое имя. Московской площадью назвали другую безымянную площадь, которая находится на Московском проспекте, в районе его пересечения с Ленинским проспектом и улицами Типанова и Ленсовета. 

3. Викторина

1. Сколько колонн имеют Московские ворота? (12)

2.Из какого материала сделаны триумфальные ворота? (чугун)

3. На каком заводе была произведена отливка отдельных частей колонн? (на Литейном)

4. Когда состоялась торжественная церемония закладки Московских ворот? (14 сентября 1834)

5. Что было установлено на дне котлована под Московскими воротами? (плоский камень с углублением, куда положили платиновые, золотые, медные монеты, а сверху плита с вырезанной датой закладки и текст императорского указа,22 небольших камня с инициалами высокопоставленных особ, члены комитета и архитектора Стасова)

6 . Когда прошли полки под Московскими воротами? (1878г Полки, освободившие на Балканах от многовекового турецкого ига Болгарию, Сербию, Черногорию, а на Кавказе Аджарию и часть Армении)

7. Почему в 1936 году было принято решение демонтировать ворота?

8. Какая надпись на триумфальных воротах и кто автор? («Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, и Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах. Текст сочинил император Николай I)

9. Когда состоялось торжественное открытие Московских ворот?

10. Какой памятник русской боевой Славы целиком сооружен из металла? («Московские триумфальные ворота»)

11. Что изображено на антаблементе? (30 скульптурных фигур гениев)

12. В каком стиле построены Московские ворота? (ампир)

13. На какой площади стоят «Московские ворота» (площадь «Московские ворота»)

14. Почему не были приняты проекты Кавоса и Шарля- Луи Клериссо? (Дорого стоили)

15. Сколько пролетов имеют ворота (5)

16. Что представляют 8 декоративных групп? (шлемы, военные доспехи, копья)

17. Колонна состоит из …блоков? (9)

18. Шифрограмма

 Перед Вами два ряда цифр. Ими зашифрованы имя и фамилия архитектора и скульптора. Попробуйте определить закономерность, использованную в шифровке, и отгадайте, чье здесь имя скрыто.

1

18

19

1

18

15

18

3

3

1

18

10

12

10

11

2

15

17

12

3

18

11

10

11

3

1

18

10

12

10

11

3

1

12

30

2

17

19

11

1

3

15

18

4. Творческая часть

Дети представляют свои работы – стихи, макет ворот (в технике бумагопластики).

Звучит музыка М. Лихачева «Гимн Московскому району»

 

Макет Московских ворот выполнил Никаноров Андрей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «СВЯТКИ. ПРИШЛА КОЛЯДА – ОТВОРЯЙ ВОРОТА»

Внеклассное мероприятие для начальных классов. Участники в костюмах. Сцена украшена ёлками. Деревенская изба....

Триумфальные арки

Данный материал содержит презентацию и конспект внеклассного занятия  "История Санкт-Петербурга"....

Триумфальная арка

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, ...

Московские Триумфальные ворота. Памятник истории и архитектуры.

Данная презентация была подготовлена для внеурочной деятельности по теме история Санкт- Петербурга в рамках курса "Прогулки по Санкт-Петербургу"....

Конкурс для педагогов III Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель",V Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель".

Представлен скриншот моего участия в заочных турах III,  V  Московской метапредметной олимпиаде "Московский учитель" 2016 год,2018 год....

Содержание закона Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» от 26.11.09г.

Информация для родителей о Законе МО "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО" от 26.11.2009 г....

Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных на высшую квалификационную категорию

Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных н...