Лесная аптека
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Лесная аптека
Цель: Стимулирование мотивации интересов в области экологии.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности среднего школьника как одного из компонентов экологической культуры.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
4. Активизировать знания учащихся о природе, познакомить их с видами лекарственных растений, встречающихся в Бурятии, выявить знания об их пользе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnaya_apteka.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Лесная аптека
Цель: Стимулирование мотивации интересов в области экологии.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности среднего школьника как одного из компонентов экологической культуры.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
4. Активизировать знания учащихся о природе, познакомить их с видами лекарственных растений, встречающихся в Бурятии, выявить знания об их пользе.
Виды работ:
работа со справочниками, брошюрами, энциклопедией;
поиск сайтов экологической направленности в Интернете;
организация книжной выставки;
поиск поговорок, пословиц экологической тематики;
составление кроссвордов на экологическую тему;
организация конкурса рисунков экологической тематики;
сбор лекарственных трав, составление гербария;
оформление экологических костюмов лекарственных трав;
организация заключительной выставки “Лесная аптека”;
презентация перед педагогическим коллективом и коллективом воспитанников и обучающихся.
Содержание :
1. Подготовительный этап:
сбор материала о лекарственных травах;
поиск пословиц, поговорок, стихов, загадок на заданную тематику;
составление гербария.
2. Основной этап – цикл практических дел:
выставка рисунков, книг экологической направленности;
выставка гербариев;
3. Подведение итогов:
презентация “Лесная аптека
экологический занятие“Давайте будем беречь планету”.
Одним из приоритетных направлений в формировании ключевых компетенции является внедрение метода в образовательный процесс.
Апробация в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода в том, что:
метод , являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
метод является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;
Один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Метод способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста .
Учитывая психологические особенности детей младшего , необходимо отметить следующее: как известно, возрастные особенности школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи. В связи с этим значимость видится в том, что маленький конкретный проект школьника может выступать именно тем “стеклышком калейдоскопа”, из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Занятие носит комплексный характер т.к. включает в себя практическую, экологически ориентированную деятельность и творческую, эстетического содержания направленность.
Данное занятие “Лесная аптека” находится на стадии разработки, в дальнейшем предполагается расширить поле исследования и завершить проект созданием собственной Красной Книги МО редких лекарственных растений Бурятии
Список литературы:
1. Никишина А.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград: 2007.
2. Российская педагогическая энциклопедия. Метод проектов. Т. I. М., 1993.
3. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: 1990
Лесная аптека
Конспект внеклассного занятия
Цели:
1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.
3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.
4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.
5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
6. Воспитывать самостоятельность суждений.
Оборудование: компакт-диск с записью музыки природы, кроссворд.
Ход занятия
I. Орг. момент.
II. Постановка проблемы. Поиск решения.
Тему нашего внеклассного занятия ребята, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд.
1. В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
2. В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой,
Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)
3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленькие (куст, кустарник)
4. Росла на лугу, оказалась в стогу, (Трава)
5. Зеленую подружку на Новый год зимой
Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
Что ни ветка – то букет, и душистей веток нет. (Сирень
7. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (Василек)
8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, осенью – красными ягодами? (Рябина)
III. Сообщение темы и цели занятия.
Какое ключевое слово получилось? Сегодня на занятия мы будем говорить не просто о растениях, а о лекарственных растениях.
ЧТО ТАКОЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
Целебные свойства лекарственных растений обусловлены действующими или фармакологически активными веществами -- алкалоидами, гликозидами, сапонинами, танинами, ферментами, витаминами, гормонами, фитонцидами. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах.
Совсем недавно в сознании наших современников лекарственные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины. Действительно, трудно совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой верой ждало чудесных исцелений.
IV. Обобщение знаний о лекарственных растениях.
Лето замечательная пора! В это время года многие стремятся за город. Ведь, скучно сидеть в душной комнате и еще того хуже смотреть телевизор.
Мы сегодня отправимся на прогулку.
Ученик 1: Предлагаю пойти в лес. Он так манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…
Ученик2: А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это верно только никаких загадок нет. Все давно известно: кусты, цветы, деревья.
Ученик 1: Пошли-пошли. Я попробую показать необычный лес. Но только для наблюдательных и любознательных.
Ученик2: Смотри, какой-то старичок сидит.
Ученик1: Да, это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!
Лесовичок: Добрый день! В гости к ленным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Лесовичок: Правила поведения в лесу знаете хорошо. Милости прошу к нам гости.
Ученик 2: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.
Ученик 1: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?
Злая как волчица
Жжется как горчица
Что это за диво?
Это же …
Ученик 2: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?
Ученик1: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.
Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая, Все знают, что крапива – лекарственное растение.
Ученик 2: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны.
Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
В голодные военные и послевоенные 50-е годы крапива, наравне с лебедой и щавелем, была чуть ли не основной пищей босоногих ребятишек. Они ели ее, начиная с ранней весны и до поздней осени, а их матери ухитрялись готовить из этого растения множество блюд – щи, салаты и жидкие лепешки. В нашу более сытную бытность крапива отошла на задний план и о ней практически совсем забыли. А зря, в ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них
Показать рецепт по уходу за волосами;
До наших дней дошел рецепт, который используется девушками в косметических целях – они моют голову отваром крапивы. Приготавливается он следующим образом. Берут 100-150 граммов свежих или сухих листьев крапивы и заливают одним литром кипятка, добавив при этом одну ст. ложку меда – все это настаивают в течение часа и процеживают. Два-три стакана такого отвара растворяют в тазе теплой воды, после чего моют голову. При этой процедуре не надо использовать никакого мыла, иначе оздоровительный эффект может «смазаться». Волосы после высыхания приобретают естественный здоровый блеск и становятся шелковистыми.
Ученик1: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить..
А вы, объясните, как понимаете эти пословицы и поговорки.
1. Жгуча, крапива родится,
Да в щах пригодится.
2. Хоть и не огонь, а жжется.
3. Сама холодная, а людей жжет.
4. Если бы на крапиву не мороз,
С нею б и сладу не было.
5. Одна крапива заменяет семерых врачей.
Ученик 2: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. А много ли лекарственных растений вообще?
Учитель:
Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно, постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышал такое ученое мнение, что нет на Земле растения, которое не обладало лекарственными свойствами, вот только люди еще не сумели разгадать тайну многих растений.
Учитель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?
Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник”. Догадались, почему? (Ранозаживляющие свойства)
Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Ученица:Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею, Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран. Древние римляне и греки использовали семена подорожника для излечения дизентерии. Лекарственное растение подорожник большой по праву относится к числу самых древних лекарственных средств.
В листьях лекарственного растения подорожника большого содержатся органические кислоты, каротин, витамины С, К, полисахариды, флавоноиды, горькие, слизистые и дубильные вещества.
В семенах лекарственного растения обнаружены жирное масло, сапонины, слизь, белки, углеводы, гликозид аукубин.
Лекарственные препараты подорожника большого оказывают противовоспалительное, отхаркивающее, бактерицидное, болеутоляющее, спазмолитическое и ранозаживляющее действия.
Семена обладают легким слабительным и обволакивающим свойствами.
В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется как отхаркивающее средство при лечении туберкулеза, коклюша, бронхиальной астмы и бронхитов.
Сок из свежих листьев растения эффективен при язвенной болезни 12 -перстной кишки и желудка, хронических гастритах с сниженной кислотность желудочного сока. Сок растения повышает содержание гемоглобина в крови, усиливает секреторную деятельность желудка, снижает содержание холестерина.
Экстракт понижает артериальное давление и оказывает успокаивающее действие.
Настой как отхаркивающее средство.
Столовую ложку листьев подорожника большого заварить 1/4 литра (1 стакан) кипящей воды, настаивать четверть часа, и профильтровать, сырье отжать. Пить 2-3 раза в день по 2 столовых ложки.
Учитель: А сейчас устроим привал. Искупаемся в реке
Физкультминутка(Запись на компакт-диске)
Учитель: Пока отдыхаем на берегу реки, выполним задание .
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветки или соцветия? (липа, первоцвет весенний, тмин песчаный, календула, ромашка лекарственная, пижма, кукурузные рыльца)
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка)
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина)
Почему в бане парятся березовым веником? (в листьях березы содержатся фитонциды – вещества, убивающие болезнетворные микробы)
Ученик1: Помнишь, когда я простудилась, ты делал, мне настойку из цветов и листьев мать-и-мачехи. Значит, это растение тоже лекарственное, и оно меня вылечило.
Ученик2: Ты права.
Учитель: Мать-и-мачеха – многолетнее травянистое растение, похоже на одуванчик, но меньшего размера.
Ученик1: Сейчас узнаем про мать-и-мачеху, нам сама она о себе расскажет.
Мать-и-мачеха: В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Мои цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья мои сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.
Другие русские названия - белокопытник, подбел, водяной лопух, камчужная трава, околоречная трава, ранник. | |
Рецепты: | |
Настой листьев мать-и-мачехи применяют при кашле, остром и хроническом бронхите, хриплом голосе, бронхиальной астме, при желудочно-кишечных заболеваниях. 4 чайные ложки измельченных листьев заварить стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить. Пить по 1/4стакана 4 раза в день. | |
Отвар мать-и-мачехи пополам с крапивой - хорошее средство укрепления волос при их выпадении и обильной перхоти. | |
Учитель: Спасибо тебе мать-и-мачеха.
Вика: Ой, как хорошо пахнет. Смотри, тут какие цветы.
Это ароматные ландыши!
Почему не на каждом темно-зеленом листке ландыша есть стрелка с цветками? Отцвели уже что ли?
Ландыш: Да, не на всех листьях у нас бывают цветы – белые колокольчики, это вы верно подметили. Ландыши живут до 12 лет. За свою длинную жизнь ландыша цветет всего 2-3 раза. Цветы мои превращаются в красные ягоды. Они ядовиты. Но препараты изготовленные из ландыша, Улучшают работу сердца. Этот скромный цветок с нежным запахом издавна известен людям как ценнейшее лекарственное растение. «Дороже есть злата другого и пристоит ко всем недугам» — так писали о ландыше в старых лечебниках.
Первым стал широко применять в своей клинике препараты ландыша при лечении сердечных заболеваний русский терапевт С.П.Боткин. И постепенно вестник весны привлек всеобщее внимание врачей.
Молодой побег ландыша зацветает только на третий год. После этого наступает перерыв в цветении на два- три года. С лечебной целью используют траву, листья и цветки ландыша, которые заготовляют во время цветения (май—июнь). Траву и листья срезают ножами , цветки — ножами или ножницами, складывают в корзины или мешки и сразу же отправляют к месту сушки. Сушат на чердаках под железной крышей или под навесами с хорошей вентиляцией, расстилая тонким слоем (траву и листья — 2—3 см, цветки — 1 см) на ткани или бумаге и часто перемешивая.
Сушка ландыша требует особого внимания, так как листья и особенно цветки быстро чернеют и портятся.
При заготовке, сушке и хранении ландыша следует соблюдать осторожность, так как он ядовит. срок годности травы и листьев ландыша — два года, цветков —один год.
Лечебное действие ландыша обусловлено содержанием во всех частях растения сердечных гликозидов,
широко применяемые в медицинской практике при неврозах и болезнях сердца.
Ученик1: Вот чудеса и лекарство, и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой в оде.
А теперь, ребята, проверим, как вы знаете лекарственные растения.
Игра-викторина
1. Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. (Чистотел).
2. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки… (Одуванчик).
3. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдет мимо человек, пробежит зверь – уцепится плод и путешествует. А где упадет – может вырасти.
4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).
Учитель: Мне кажется, что ты ландыш, загрустил, листочки твои поникли, колокольчики опустили головы. Что случилось?
Ландыш: Люди не всегда берегут растения и животных. Было время, когда и мы ландыши, чуть не исчезли с лица Земли.
Я хочу рассказать вам о Красной книге. Ученые со всего мира организовали международный союз охраны природы .Они заметили, что примерно с конца прошлого столетия участились случаи исчезновения с лица Земли некоторых видов животных и растений.
Ученик2: Что же делать.
1-й ученик.
Существует целое экологическое движение. Дети тоже могут помочь, участвуя в обществах по охране природы.
По всему миру создаются ботанические сады, заповедники и национальные парки Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу.
Красная книга – это сигнал: обратите внимание!
2-й ученик.
В ней печатают собранные учеными факты, показывающие состояние численности того или иного вида. В книге указываются редкие, исчезающие растения, животные (птицы, рыбы, насекомые, звери).
3-й ученик.
Многие страны издают свои Красные книги. В нашей стране первая Красная книга издана в 1978 г. В ее издании принимали участие зоологи и ботаники.
Ученик1: Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите.
Учитель: Верно, включают в такую книгу не навечно, а с надеждой, что вследствие принятых охранных мер растения перестанут нуждаться в защите. Спасенное животное или растение переводят, в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению, не всегда так бывает
Ученик2: Мы будем стараться беречь и охранять все живое везде и всюду.
Ученик.
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!
Итог урока
Давайте подведем итог нашего занятия.
С какими лекарственными растениями сегодня вы познакомились на занятии?
Мы с вами будем дальше продолжать работать над нашим проектом. В дальнейшем будем составлять Красную книгу лекарственных растений г. Улан-Удэ.
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. Эта аптека не похожа на обычную, привычную нам, где лекарства хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях, -- здесь они наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни,цветки трав, деревьев и кустарников. Эти клетки не просто хранилища лекарств -- они их фабрики. Многие вещества, вырабатываемые растительными клетками, обладают целебными свойствами. Принятые внутрь или использованые наружно, они помогают больному организму справиться с недугом. Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток! Ядовитые растения могут выглядеть привлекательно. Поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача! В Бурятии выявлено более 1800 видов высших сосудистых растений, многие из которых являются ценными. Здесь растут полезные декоративные кустарники: черемуха, шиповник, яблоня сибирская; многие ценные лекарственные травы: родиола розовая, солодка уральская, пион-марьин корень, термопсис ланцетный и целый ряд других; дикие ягодники: черника, клюква болотная, алтайская жимолость, смородина, малина и другие. Часть растений нуждается в особой охране. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Лесная аптека осенью".
Сценарий осеннего праздника....
Внеклассные мероприятия:"Поле чудес","Зов джунглей","Лесная аптека","Прогулка в лес","Праздник волшебной воды","Мартовская капель".
Перешагивая порог школы,каждый ребёнок должен почувствовать,что его ждут. Атмосферой красоты,игры,фантазии,творчества окружает маленьких почемучек учитель начальных классов.Его задача создать такую ат...
Лесная аптека
Викторина о лекарственных растениях. Поможет усвоить и закрепить знания обучающихся при изучении темы "Лекарственные травы"....
Урок "Лесная аптека"
Познакомить детей с лекарственными растениями. Повторить правила поведения в природе....
Презентация "Лесная аптека"
Презентация к открытому уроку по окружающему миру для 2 класса...
презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Травянистые растения. Лесная аптека." УМК «Начальная школа XXI века
Цели педагогической деятельностиСоздать условия для формирования представлений о травянистых и целебных растенияхТип урокаРешение частной задачиПланируемые образовательные результатыПредметные: научат...
Лесная аптека
Лесная аптека...