Дополнительная образовательная программа "Морские следопыты"
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Морские следопыты» направлена развитие интереса детей к географии, а интересная практическая работа помогает приобрести определенные умения и навыки на практике.
Данная программа построена на концепции личностно-ориентированного подхода в обучении. «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ», а также «удовлетворение потребностей личности в приобретении новых знаний и развития соответствующих способностей при содействии специалистов».
Образовательная программа «Морские следопыты» имеет практическую направленность. Этот курс поможет воспитать у обучающихся интерес к морям, океанам и портам, к географическим открытиям и к первооткрывателям. Поможет владеть основными географическими терминами, работать с картами (ориентироваться в карте и находить на ней географические объекты, ), глобусом, разрабатывать творческие работы.
Данная программа является модифицированной. За основу взята «Программа общеобразовательных учреждений для начальных классов (1-4)». Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2001г.
Актуальность курса
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по морям, океанам и портам через образные рассказы учителя, красочные видеофильмы, мультфильмы и презентации, удастся увлечь учащихся интересной наукой – географией.
А кому, как ни юнгашам необходимо знать все о морях, океанах и портах. Поэтому данный курс разработан в соответствии с реализуемой в школе подпрограммой «Соловецкие юнги» и включает в себя те знания, умения и навыки, которые необходимы детям кадетских классов.
Цель. Создать условия для знакомства учеников с морями и портами, их особенностями и значением в жизни человека.
Задачи:
- способствовать развитию умения ориентироваться на карте и глобусе;
- способствовать развитию умения работать с контурными картами;
- создать условия для привития детям интереса к географии и бережного отношения к природе.
Образовательная программа «Морские следопыты» предназначена для детей младшего школьного возраста (8-9 лет) и рассчитана на 1 год. Программа разработана на основе типовых программ, но не дублирует их. Основные отличия данной образовательной программы от аналогичных:
- в структуре и сроках реализации программы;
- в содержании и формах реализации программы;
-В системе отслеживания результатов.
Учебно–тематический план
1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие «По морям вокруг земли» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «По морям вокруг Земли» | 14 | 7 | 7 |
3 | Итоговая игра «По морям вокруг Земли» | 1 | - | 1 |
4 | Проектная работа "Море, о путешествии по которому я мечтаю" | 1 | - | 1 |
5 | Океаны. | 5 | 2,5 | 2,5 |
6 | Морские порты | 11 | 5,5 | 5,5 |
7 | Итоговая игра «Морские порты» | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 15,5 | 18,5 |
Содержание изучаемого курса
- Вводное занятие «По морям вокруг земли»
Заинтересовать данной программой.
Теория: общее знакомство с программой, правила работа с картой и глобусом.
Практика: проверить первоначальные знания, умения, способности детей.
- «По морям вокруг Земли»
Дать необходимые знания о Белом, Северных (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), Беринговом, Охотском, Японском, Желтом, Красном, Аравийском, Коралловом, Карибском, Средиземном,Черном, Балтийском,Северном морях.
Теория: местонахождение моря, его основные характеристики, обитатели и первооткрыватели.
Практика: заполнение контурной карты, лоции, разгадывание викторин, ребусов, шарад, записок из бутылки, ориентирование на карте и глобусе.
- Итоговая игра «По морям вокруг Земли»
Проверить уровень полученных знаний и практические навыки.
Теория: демонстрация теоретических знаний полученных при изучении морей.
Практика: демонстрация усвоенных знаний при работе с картой и глобусом.
- Проектная работа "Море, о путешествии по которому я мечтаю"
Оказать необходимую помощь при подготовке работы.
Практика: защита проектной работы.
- Океаны
Дать основные знания обо всех океан.
Теория: основные характеристики океанов их местонахождение на карте.
Практика: нахождение океанов на карте и глобусе, работа с контурной картой, участие в викторинах и играх.
- Морские порты
Способствовать усвоению детьми понятия порт их размещение на карте; раскрыть значение порта в жизни человека.
Теория: характеристика и значение портов Архангельск, Мезень, Варандей, Диксон, , Беренговский, Владивосток, Махачкала, Калининград, Мурманск, Сингапур, Китай.
Практика: нахождение портов на карте, демонстрация портовых рабочих, разгадывание викторин, игры.
- Итоговая игра «Морские порты»
Подведение итогов за учебный год.
Практика: демонстрация умений ориентироваться на карте и глобусе, знание основных географических терминов.
Прогнозируемые результаты на конец учебного года.
Знания:
-основные характеристики морей, океанов, портов;
-основные географические термины;
-как заполнять контурную карту;
-как работать с глобусом и картой.
Умения:
-ориентироваться по карте и глобусу;
-находить и называть моря и океаны на карте;
-пользоваться географическими терминами;
-отмечать географические объекты на контурной карте.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядные материалы:
-специальная литература;
-физическая карта мира;
-карта полушарий;
-глобус;
-иллюстрации и фотографии;
-обучающие мультфильмы и фильмы;
-презентации по теме урока;
-интерактивные географические карты.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Технологическое оснащение кабинета:
- интерактивная доска
-проектор
-компьютер
-интернет
-географическая карта
-глобус
- контурные карты
-лоции
-клей
-цветные карандаши
Диагностический инструментарий к программе «Морские следопыты»
- Входная диагностика
№ | Вопрос | Баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Что такое география? | |||||
2. | Что такое глобус? | |||||
3. | Что такое контурная карта? | |||||
4. | Назовите любых первооткрывателей морей. |
Баллы:
1.-нет ответа
2.-ответ неверный.
3. – неполный, путанный ответ.
4.- неполный ответ.
5.-полный ответ.
Результат входной диагностики:
Низкий уровень – 5-10 баллов;
Средний уровень – 10-15 баллов
Высокий уровень – 15-20 баллов
- Промежуточная диагностика
№ | Вопрос | Баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Что такое география? | |||||
2. | Что такое глобус? | |||||
3. | Что такое контурная карта? | |||||
4. | Назовите любых первооткрывателей морей. | |||||
5. | Перечислите Северные моря. | |||||
6. | Что такое цунами? |
Баллы:
1.-нет ответа
2.-ответ неверный.
3. – неполный, путанный ответ.
4.- неполный ответ.
5.-полный ответ.
Результат входной диагностики:
Низкий уровень – 5-17 баллов;
Средний уровень – 18-24 баллов
Высокий уровень – 25-30 баллов
- Итоговая диагностика
№ | Вопрос | Баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Что такое география? | |||||
2. | Что такое глобус? | |||||
3. | Что такое контурная карта? | |||||
4. | Что такое порт? | |||||
5. | Назовите все океаны. | |||||
6. | Значение мировых портов. |
Баллы:
1.-нет ответа
2.-ответ неверный.
3. – неполный, путанный ответ.
4.- неполный ответ.
5.-полный ответ.
Результат входной диагностики:
Низкий уровень – 5-17 баллов;
Средний уровень – 18-24 баллов
Высокий уровень – 25-30 баллов
Список литературы
- География для малышей http://www.solnet.ee/school/geo.html
- Занимательная география http://novik.sch139.minsk.edu.by/posle-urokov/zanimatelnaya-geografiya/
- Кубрик http://www.randewy.ru/
- Морская библиотека http://www.kalanov.ru/
- Мультфильм «География - малышка»
- Мультфильм «И смех и горе у Бело моря»
- По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия \ С. В. Сахарнов
- Порты. http://www.russianports.ru/
- Разноцветное море. Святослав Владимирович Сахарнов \ издательство «Детская литература» 1974.
- Уроки тетушки Совы. География – малышка. DVD
- Чудо глобус – журналы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНИЯ ГБОУ ЦЛПДО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНИЯ ГБОУ ЦЛПДО...