Математический вечер "Мир чисел"
методическая разработка по теме
Вечер посвящается миру чисел. На вечере дети узнают немного об истории чисел и о некоторых числовых диковинах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_chisel.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеевский филиал
Вечер
«Мир чисел»
Провела
2012 год.
План
1.Теоретическая часть.
2.Художественная часть.
3.Галерея замечательных чисел.
4.Математические игры.
5.Математическая викторина.
6.Отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
7.Подведение итогов.
Вечер открывает мальчик: «Сегодняшний математический вечер посвящается миру чисел. На вечере вы узнаете немного об истории чисел и о некоторых числовых диковинах.
Выходят Саша и Миша.
Миша. Я в одной книге прочитал. Что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему «Как человек жил без математики».
Саша. Ну и кому удалось получить эту премию?
Миша. Никому. Не нашлось такого человека, который бы сумел написать такую книгу.
Саша. Миша! Неужели и в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики?
Миша. Не знаю. В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятных времен.
Саша. А как считали древние люди?
Миша. Первоначально считали до двух и только конкретные предметы. Если предметов было больше двух, считали: один камень, два камня и много камней. Отвлеченного счета без предметов как сейчас, не было.
Саша. Человек умел считать до двух, наверное, потому что у него было две руки и две ноги?
Миша. Может быть и так. От умения считать до двух человек перешел к счету двойками. Это подобно тому, что сейчас некоторые предметы считают десятками, дюжинами.
Саша. Счет двойками называют двоичной системой.
Миша. А наша система счета десятками и называется десятичной.
Саша. В книгах написано. Что современные сложные вычислительные машины пользуются двоичной системой.
Миша. Это верно. А вот в некоторых древних государствах была пятиричная система. Это по числу пальцев на одной руке.
Саша. Может быть отсюда и возникли некоторые способы вычисления на пальцах. Если забудешь таблицу умножения, можно воспользоваться пальцами. Об это вам сейчас расскажут девочки.
(Выходят две девочки)
- Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5 до 10.
- Пусть нужно нам умножить 6 на 7. На одной руке возьмем столько пальцев, на сколько 6 больше 5,т.е. 1 палец, а на другой - столько, на сколько другой множитель больше 5, т.е. 2пальца. Один палец на одной и два пальца на другой руке составят десятки. Получим 3 десятка. К этим трем десяткам прибавим произведение чисел загнутых пальцев. На одной руке 4,а на другой 3. Их произведение 12. К трем десяткам прибавим 12 и получим 42, т.е. счет только подтвердил, что 6 умножить на 7 получим 42.
Саша. А как раньше писали числа?
Миша. Писать научились не сразу. Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки. А некоторые делали узлы. Как долго продолжалась такая запись чисел неизвестно.
Саша. В истории написано, что древние люди знаки чисел записывали на папирусе, а вот как записывали?
Миша. В древнем Египте числа записывали так, а в древнем Вавилоне так. (показывают рисунки)
А сейчас нам покажут запись современных чисел. (Выходят дети. В руках у них цифры).
Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.
А вот эта цифра два.
Полюбуйтесь какова
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри
Выступает цифра три
Тройка – третий из значков
Состоит из двух крючков.
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
На бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть – дверной замочек.
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка, -
Цифровая акробатка
Если на голову встанет
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О
Это нуль иль ничего.
Круглый нуль, такой хорошенький.
Но не значит ничегошеньки.
Если слева рядом с ним.
Единицу поместим
Он побольше станет весить.
Потому что это десять.
Считалочка
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько зерен в помидоре,
Сколько лодочек на море,
Сколько в комнате дверей,
В переулке фонарей,
Сколько камня на горе,
Сколько кошек во дворе.
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на руках,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.
«Песенка про арифметику».
Чтоб водить корабли. Почему корабли
Чтобы в небо взлететь. Не садятся на мель.
Надо многое знать, А по кругу идут
Надо много уметь. Сквозь туман и метель?
И при этом, и при этом, Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка Вы заметьте-ка,
Очень важная наука Капитанам помогает
А-риф-ме-ти-ка! А-риф-ме-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
И на свете нет профессии.
Вы заметьте-ка.
Где бы нам не пригодилась
А-риф-ме-ти-ка.
«Треугольник и квадрат»
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре!»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – квадрат».
И сказал еще нежнее:
«Неизвестно, кто нужней».
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший идет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился - был квадратом,
А проснешься без углов».
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад…
Онемел,.. стоял без слов…
Вот так месть, теперь
У брата восемь новеньких углов!
Знакомство с замечательными числами.
Число 2 является основанием самой любопытной системы счисления. Она применяется в современных ЭВМ.
Число 5. Мы им пользуемся при округлении чисел. Кроме того пятерка – самая желанная отметка для ученика.
Число 9. Оно помогает нам проверять правильность действий.
Всем известно число 12. Его называют «дюжиной». Мы имеем 12 месяцев в году. 2 дюжины часов в сутки.
Число 13 сосед12. 13 называют «чертовой дюжиной». Это число ничем не замечательно, разве только тем, что его не любят суеверные люди. В некоторых странах не дают домам 13-й номер, не дают этот номер автобусам. Мы знаем. Что это предрассудки.
Викторина.
- Разделить 100 наполовину. Сколько при этом получится? (2 очка)
- В какую букву и какое число надо вписать, чтобы увеличилось на единицу? (3 очка)
- Какой город состоит из 101 имени? (2 очка)
- Какое число обращается в бесконечность без всякого математического действия? (1очко)
- Во сколько раз произведение чисел 7 и а больше, чем а? (2 очка)
- Назови два таких числа, сумма и разность которых равнялась бы одному и тому же числу – 3. (3 очка)
- На какое наименьшее целое число делится без остатка любое целое число? (3 очка)
- Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (2 очка).
- Чтобы сварился 1кг мяса, требуется 1 час. За сколько времени сварится полкилограмма такого же мяса? (2 очка).
- Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всех гусей? ( 3 очка)
Ребусы.
| 9. рас100яние |
| 10.Ли100к |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
Загадки.
1.Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как.
И я - географическая точка. (плюс-полюс)
2.Я цифра меньше десяти.
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец и ты, и дедушка, и мать. (семья)
3.Он грызун, не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число. (сурок)
4.Я приношу с собою боль.
В лице большое искаженье
А «ф» на «п» заменишь коль.
То превращусь я в знак сложенья.
5.Кто в году четыре раза переодевается?
6Два брюшка, четыре ушка. Что это такое?
7.Пять чуланов, а ход один. Что это?
8.Шесть ног без копыт, ходит, а не стучит, летает, а не птица, может вверх ногами садиться.
9.Одна нога и шапка, а головы нет. Что это такое?
10.Под двумя дугами
Два яблока с кругами. Что это?
11.Ревнул вол
За сто сел,
За сто речек. Что это?
12.У родителей и деток
Вся одежда из монеток
О ком здесь говорится?
Жюри подводит итоги вечера.
Победителям вручаются призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая викторина «В стране весёлых чисел»
Цель мероприятия: Развивать логическое мышление обучающихся, расширять знания по предмету, развивать коммуникативные способности....
Урок математики Математическое путешествие по сказке А. Линдгрен « Малыш и Карлсон» Тема « Умножение и деление чисел»
Урок математики 2 класс УМК ШКОЛА 2100 Урок повторения и закрепления пройденного материала...
Сложение и вычитание двузначных чисел. Математическая сказка 2 класс
Предметные:1. Систематизировать и закреплять умение составлять обратные задачи. 2. Выполнять сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разрядную единицу разными с...
Технологическая карта урока математики «Сложение и вычитание двухзначных чисел. Математическая сказка»
Урок проведен во 2 классе по УМК "Школа России"...
Математический тренажер "Состав чисел"
Математический тренажер "Состав чисел"...
Математическая раскраска для 2 класса на тему Вычитание и сложение чисел с переходом через десяток
Необычность математической раскраски заключается в том, что к ответам ребенок сам подписывает цвета...
Внеклассное мероприятие по математике: математическая игра « Мир чисел моего города
Познакомить учащихся с историей своего родного города Усть-Илимска через мир чисел и цифр....