Развитие читательского творчества школьников
статья по теме
Развитие читательского творчества учеников начальных классов во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskogo_tvorchestva_shkolnikov.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Печейкина Екатерина Алексеевна
учитель начальных классов БОУ СОШ №10 МО Динской район
Развитие читательского творчества школьников
«Нет наслаждения книгой, нет чтения, нет читателя. Безучастное
перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим
в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта,
смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного
выражения, изумление перед мастерством изображения и описания,
волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение».
С. Соловейчик
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что развиваются процессы «кризиса чтения». Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, о постепенном понижении этого уровня в стране.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Отличительной особенностью ФГОС НОО является его предметно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие творческой личности учащегося.
Цель работы учителя начальных классов - создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности;
- развитие читательской компетентности учащихся (необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическая грамотность, позитивное отношение к чтению).
- стимулирование творчества детей.
Согласно словарю русского языка творчество (в психологии его часто называют креативность от латинского слова creare, что означает порождать, создавать, творить) – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. Л. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» пишет, что творчество – это особое «построение ума и чувства, живущее и обнаруживающееся только в самом человеке».
Каждый вид деятельности определяет и свой вид творчества.
Свой вид творчества определяет и чтение. В процессе чтения ребенок обогащается новыми впечатлениями, которые, соединяясь с опытом переживаний и знаний, и одновременно с реальным миром, создают единственный в своем роде уникальный сплав образов, звуков, картин, идей.
Все: аналогии, ассоциации, мечты, возникающие в момент чтения вопросы, и многое другое,- все это элементы читательского творчества. Развитие каждого из них усиливает интерес к чтению. Пребывание в мире творчества само по себе способно давать радость читателю.
На основе творческой читательской деятельности создаются талантливыми читателями картины, кинофильмы, музыкальные и литературные произведения и другие культурные ценности.
Дети на основе прочитанных произведений рисуют, играют, импровизируют, пишут стихи и отзывы, участвуют в конкурсах вокального мастерства, т.е. развивают читательское творчество. Это осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности.
Урочная деятельность: словесное рисование, чтение по ролям, продолжение текста, сочинение хокку и синквейна, викторины и т.д.
Внеклассная работа: дискуссия, конкурс чтецов, кроссвордов, презентация книг, составление книжек-малышек, литературный праздник, литературная игра, театрализация.
Преимущества театрализации перед другими видами читательского творчества:
- Отвечает потребностям ребенка в перевоплощении;
- Побуждает к интенсивному, творческому чтению произведения;
- Стимулируют развитие памяти ребенка;
- Развивает психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа;
- Развивает коммуникативные навыки;
- Развивает разнообразные творческие способности детей.
Внеурочная деятельность: библиотечный час, литературная гостиная, творческие конкурсы.
Библиотечный час может подготовить библиотекарь. А можно организовать совместную работу с учащимися (конкурсы, игры), организовать встречу с поэтом или писателем, ветераном войны и т.д. Хорошо, если этому мероприятию будет предшествовать предварительная подготовка: беседа, сбор необходимой информации, чтение произведений, экскурсия, посещение театра. Итогом такой работы может стать создание творческих работ учащихся:
- Единый Всекубанский урок «Земля отцов – моя земля» (конкурс рисунков «Мой любимый край», конкурс чтецов).
- «Сказочная станица» (выставка рисунков, плакатов, сочинения по материалам экскурсии в Атамань).
- «Загадки Деда Мороза» (сочинение загадок, конкурс поделок).
- Литературная гостиная «Новогодняя сказка» (конкурс стихотворений, плакатов).
- «Рождественская сказка» (конкурс поделок).
- Урок мужества (сочинение «Защитники Отечества», конкурс военной песни).
- Встреча с писателем Н.С.Баша (театрализация, изготовление костюмов).
Успех развития читательского творчества у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, обсуждать прочитанное, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Систематическая работа по развитию читательского творчества позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, формирует общеучебные компетентности, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, создавать книжки и иллюстрации к ним, поздравительные открытки, знакомить детей с писателями и их произведениями и т.д.
Выводы:
- Работа по развитию читательского творчества учеников начальных классов должна вестись систематически (в урочной и во внеурочной деятельности, в работе с родителями);
- Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся при отборе материала.
- Использовать ИКТ для эффективной работы со школьниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса у младших школьников
Развитие читательского интереса у младших школьников...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
Развитие читательского интереса у младших школьников средствами устного народного творчества Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа...
Развитие читательского интереса у младшего школьника
Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...
Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"
Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...
Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.
Литературное краеведение Самарского края - программа курса внеурочной деятельности....