Я - гражданин России!
классный час (2 класс) по теме

Булатова Ольга Александровна

Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», государственные символы: флаг,  герб,  гимн. Развивать интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за свою страну. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_rossii_doc1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я-гражданин России.

Цели: Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», государственные символы: флаг,  герб,  гимн. Развивать интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока. Объясните, как вы понимаете слово «гражданин»?

-Гражданин – это человек, живущий в государстве и пользующийся его правами.

 -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Как часто мы слышим громкое, звучное слово- Родина. А что связано с этим понятием, как вы понимаете значение этого слова?

Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: «Родина-это…»

-Вы, ребята, говорили, что Родина-это то место, где человек родился. Действительно мы по праву можем сказать, что Родина-это дом, в котором мы живём, наш посёлок, наши родители, подарившие нам жизнь, наша страна-Россия. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – это мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них.  Не зря в народе говорят:

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Родина – мать, сумей за неё постоять.

                Своя земля и в горсти мила.

Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. В течение этого года  мы будем знакомиться с историческим прошлым нашей страны, её символами, народами, географическим и особенностями.

Дети читают стихи о родине:

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Дом родной, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор,

А другим, наверно, вспомнится

Их родной московский двор.

В лужах первые проталинки,

Золотая целина….

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это - русское  раздолье,

Это-русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это-Родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это – русская сторонка,

Это-Родина моя!

-Посмотрите,  ребята, что у меня  в руках? (Учитель показывает свидетельство о рождении).

-Что в нём записано, кто знает?

-Этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и о том, что вы являетесь

гражданином своей страны.  Гражданином  какой страны вы являетесь?

-Попробуйте заменить слово страна словом-синонимом.  ( Государство).

Игра в слова.

- Составьте слова, используя  только буквы слова « государство». Затем мы выберем слова, которые связаны с понятием  « государство».

Варианты:

ГОРОД – меньшая часть страны.

РУДА – полезное ископаемое.

ДОРОГА – без них невозможно продвижение по стране.

СУД – государственное учреждение, которое разрешает споры.

ВОДА – народное достояние.

РОСТ – движение,  развитие.

РОТА – защитники государства.

ТОВАР  – торговля в стране,  с другими странами.

РОД, РОДСТВО – семейная группа. Государство заинтересовано, чтобы создавались семьи,

 рождались дети – будущее  России.

Понятие о символах государства.

Все государства имеют свои символы. Кто знает основные символы любого государства?

Государственный герб.

Рисунок современного герба выполнил художник Ухналев. Современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного герба Российской Федерации? На щите красного цвета нарисован золотой двуглавый орёл, взмывающий над страной на своих могучих крыльях, - это символ единства народов  России. Три короны над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трёх славянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр ( золотой жезл ) и держава (золотой шар ) – это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла  - красный щит. На щите изображён всадник – святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьём он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать своё государство от недругов.

                Государственный флаг.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета. Красный цвет означает «державность», синий, вернее лазоревый цвет – цвет Богоматери, белый цвет – свобода и независимость.

Государственный гимн.

Слово «гимн» в переводе с греческого языка означает « хвалебная, торжественная песня». Это песня, посвящённая Родине. Она прославляет могущество и величие нашей страны. Гимн исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь.

- А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России. ( Прослушивание записи).

- Какие чувства вы испытываете, когда слушаете гимн?

.                         Наша Родина – Россия  очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки Кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь.

-Ребята, почему мы часто употребляем выражение «московское время»?  И почему к Москве какое- то другое отношение?  

            (Ответы учащихся).

-Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому,  что если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки. И гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.

(Показ слайдов Москвы, пейзажей русской природы).

-Вот она  какая Россия- Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, много ли народа населяет такую большую страну?

- По данным  последней переписи населения, которая проходила в  2002 году, население России  составляет более 145 миллионов человек. А как их всех можно назвать одним словом?

-Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами, но национальности у них разные. Россию населяют более 180 национальностей (русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, буряты и др.). Велика численность населения России. Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и веры.  Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны помнить об этом, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано …  где?

-А что такое Конституция?

Конституция Российской Федерации.

В нашей стране много законов,  но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово « Конституция» пишется с большой буквы. (Учащимся показывается Конституция Российской Федерации). Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность. А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

          -Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошёл  впустую.

Игра «Угадай-ка»

                        Вызванный ученик поворачивается спиной к классу. В это время учитель показывает учащимся карточку с одним из слов. Дети задают наводящие вопросы так, чтобы вызванный ученик отгадал задуманное слово.

                        Задуманные слова:

  • Гражданин
  • Государство
  • Москва
  • Россияне
  • Конституция
  • Государственный гимн
  • Государственный флаг
  • Государственный герб

-Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете  Родины дороже.

Надо всё нам сделать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду всё в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Почему мы любим все

Родину Россию?

Потому  что нет нигде

Родины красивей.

Потому  что нет нигде лучше наших пашен,

 Лучше  наших синих рек и полянок наших.

Мы о Родине своей распеваем песни,

Потому что нет нигде Родины чудесней!

Песня о Родине «То берёзка, то рябина…»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....