Проект "Моя семья"
проект по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1716 «Эврика-Огонек»
Учитель начальных классов
Ильина Светлана Валентиновна
Москва
2013
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьной жизни.
Актуальность исследуемой проблемы
Самое основное в жизни человека - это семья.
Семья - это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.
А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье?
Может реальность выглядит принципиально иным образом?
Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, изменяться и нашим родителям, и педагогам.
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.
Целеполагание проекта
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- приобщение родителей к участию в жизни класса и школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической культуры родителей;
- развитие у детей желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Длительность проекта (долгосрочный)
9 месяцев (сентябрь-май)
Учащиеся начальных классов, родители (законные представители)
Направляющие вопросы
Похож ли ты на своих предков (маму, папу, бабушек, дедушек)?
Назови имена и фамилии своих близких родственников.
Имеются ли в вашей семье семейные альбомы?
Какие семейные реликвии хранятся в вашей семье?
Какие семейные традиции сложились в вашей семье?
Краткая аннотация проекта
В процессе работы над проектом у воспитанников формируются понятия о родословной своей семьи, родственных отношениях, семейных традициях.
В процессе поиска совместно с родителями дети учатся составлять свое генеалогическое дерево, герб (эмблему) своей семьи.
В ходе проекта используются знания по изо, технологии, окружающему миру, русскому языку.
Основа проекта
Такие учебные предметы как русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение несут в себе большой развивающий потенциал и составляют основу проекта.
У детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного проекта, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника.
Реализация проекта
Вся работа по проекту будет происходить в 3 этапа:
1. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь)
- Исследование проблематики и обработка анкет,
- разработка и апробация методик работы с семьей,
- разработка графика работы,
- утверждение планов работы,
- назначение ответственных по направлениям.
2. Практический этап (ноябрь - апрель)
- Проведение совместных занятий с родителями, детьми и их бабушками, с целью обучения методам взаимодействия друг с другом.
- Организация совместных встреч с участниками проекта.
- Организация совместных мероприятий и праздников.
- Организация мероприятий по сбору материала:
- Рисунки «Моя семья»
- Генеалогическое древо
- Художественные произведения о семье
- Фотоколлаж «Традиции нашей семьи»
- Рассказ-описание «Любимое блюдо моей семьи»
- Герб (эмблема) моей семьи
- Проведение консультаций для родителей (законных представителей).
- Сбор фотографий для коллажей, фотовыставок, фотоальбомов.
- Составление рассказов о семье.
- Изготовление поздравительных открыток к календарным датам
3. Итоговый этап (май)
- Обобщение и распространения опыта работы по проекту,
- разработка программы по работе с родителями.
Схема осуществления проекта «Моя семья»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Социальное развитие | Составление «Генеалогического древа, альбомов «Традиции нашей семьи», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей класса) |
Речь и речевое общение | Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома». Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей). |
Природа | Коллажи «Домашние любимцы». |
ИЗО и дизайн | Рисование «Моя семья», составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей) |
Описание процедур оценивания
- Анкетирование родителей, воспитанников.
- Разработка памяток и инструкций
- Промежуточные итоговые занятия, домашние задания, диагностика, родительские собрания, консультации для родителей, папки-передвижки, проведение семейных встреч, вечеров отдыха.
В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…
- родной дом, уют, тепло;
- взаимопонимание, любовь, уважение;
- праздники, традиции.
А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:
- уважай старших и люби их;
- позаботься о младших в семье;
- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;
- дорожи всеми своими родственниками;
- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно помнить, воспитывая детей.
ПАМЯТКА
по составлению генеалогического дерева своей семьи
1.Изучите историю своей семьи (семейные реликвии, традиции)
2. Рассмотрите фотографии в семейных альбомах.
3. Расположите фотографии по родственным связям.
4. Продумайте макет генеалогического древа своей семьи.
5.Составте генеалогическое дерево своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...
Творческая викторина "Семья, с семьей, о семье"
День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной.Семья нужна каждому человеку, з...