Внеклассное мероприятие "Россия - дом Пресвятой Богородицы"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Минкевич Елена Викторовна

Мероприятие направлено на расширение и углубление знаний о Пресвятой Богородице и её значении для России. А так же на раскрытие образа матери через образ Богородицы к образу Родины – России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Россия- дом Пресвятой Богородицы

   

Учитель:       Той, которая жизнь подарила нам в муках,

                      Той, что с нами, порой, не спала по ночам.

                       Прижимали к  груди её тёплые руки

                       И молилась за нас всем Святым  Образам.

Звучит песня «Мама» (С.Лазаревой) в исполнении учащейся 10 класса  

Учитель: - Как вы думаете, дети , кому сегодня посвящена наша встреча?

Д.- Нашим мамам.

Уч.- Да, ребята. Самое прекрасное на свете слово- мама. Это первое слово, которое произносит ребёнок и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

-_Произнесите это слово! Представьте свою любимую мамочку, улыбнитесь.

-С какой нежностью, любовью вы это сделали. Да и как иначе? Ведь у мамы самое доброе и ласковое сердце, которое никогда не остаётся равнодушным. Самые нежные и добрые руки, которые умеют делать всё.

- Человеку, сколько б ни было ему лет, всегда нужна мать, её взгляд, её ласка. И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь. Мама- главный человек на земле. Именно поэтому многие композиторы, художники, поэты лучшие свои произведения посвящали именно её, матери.

Звучит Бах-Гунно « Аве Мария», дети читают стихи

Мама- это солнечный свет.

Взгляд чудесных ласковых глаз.

Сохранит от тысячи бед,

И поможет тысячу раз.

Мама- это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама- это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама- это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама- в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Мама- это зелень лета,

Это снег, осенний лист.

Мама- это лучик света,

Мама – это значит жизнь!

Слайд 1

Учитель читает наизусть

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-Хранитель над тобой!»

Ты перекрестить, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь,
Я помню, помню голос твой!


Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки.
Не ты ли ангелом была?

-Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей.Она помогает малышу понять красоту леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд. Мать – это чудо мира.

Исполняется песня « Земля детей»

Уч. – Кто же, ребята вас сильнее и больше любит?

Д.- Мама.

Уч.- Да, действительно, каждая мама больше всего на свете любит своего ребёнка ( подходит к детям). Мама Ани Любит Аню, а для мамы Алёши дорог именно её сын, сестёр Олю и Лену любит их мама.

-Ребятки, но есть одна Мать, которая любит всех детей на Земле, и Илюшу, и Кирилла, и Полину, самой сильной Божественной любовью. Кто из вас знает, кто является Матерью всех матерей человечества?

Д. – Пресвятая Богородица

Уч.- Конечно.Вот и выходит, что у  каждого из нас две мамы. Одна мама рядом с вами, днем и ночью она заботится о вас. Мы каждый день видим ее глаза, улыбку, можем прижаться к ее теплым мягким рукам, а другая мама - Царица Небесная, Пресвятая Дева Мария.

-Посмотрите на её образ

Слайд 2

Дети рассматривают репродукции икон, которые лежат у них на столах

Уч. – Ребята, кто изображен на репродукции?

  Д. -Женщина с ребенком.

Уч.- Как вы думаете, кем приходится она младенцу?

Д. Мамой.

Уч. Это Богородица с Младенцем. Зовут ее Марией, а как вы думаете, почему её назвали Богородицей?

Д. - Богородицей её называют потому, что она родила Сына Божьего – Бога.

Уч. – Кто знает, как ещё называют Богородицу?

Д.- Богородицу называют Матерью Божьей, Пресвятой Девой Марией, Приснодевой Марией и Царицей Небесной.

Уч.-Младенец, которого держит Пресвятая Мария и есть Сын Божий. Вглядитесь в глаза Богородицы. Какой у нее взгляд?

Дети. Взгляд у Богородицы любящий, нежный, заботливый.

Уч.-. А что вы можете сказать о руках Марии?

Д. -Руки у Богородицы нежные, ласковые и красивые.

Уч.- Как Пресвятая Дева держит младенца?

Д.-Пресвятая Мария нежно и трепетно держит своего Младенца.

Уч.- А кого вам напоминает Пресвятая Мария?

Д. Маму. Мамочку.

Уч.-Что приятно получить в подарок каждой маме?

Д.- Цветы.
Уч.- Мы с вами приготовим для мам сюрприз. Пресвятая Богородица очень любила лилии за их чистоту, красоту, целомудрие.  

Слайд 3

-Именно из этих цветов мы сейчас сделаем  букет святых чувств и добрых расположений.

Дети обводят ладошку, вырезают под музыку

Уч.- На каждом лепестке ( пальчике) напишите от чистого сердца, какая ваша мама. Подберите самые нежные, душевные слова, которые льются из вашего сердца.

- Какие слова вы выбрали?

- Можно ли этими  же словами охарактеризовать Богородицу?

Уч.- Ребята, мы с вами рассмотрели образ Богородицы, который настолько обожествлён, что уже почти никто не задумывается, что она была земной женщиной. Хотите узнать о её жизненном пути?

-Колокольный звон перенесёт нас в далёкое прошлое, в давние, давние времена.

Звучит колокольный звон. Дети в костюмах выходят. С ними Бреднева И.С. (из храма)

Слайд 4

1-й ученик:

Мария родилась в городе Назарете, который находится в Палестине. Родителей ее звали Иоаким и Анна. Они  были очень хорошими и добрыми людьми. Прожили в любви и согласии пятьдесят лет. Одно лишь омрачало их жизнь: у них не было детей.

2-й ученик:

Иоаким и Анна не переставали молить Бога о рождении ребенка и дали обет (обещание) посвятить его Господу. Однажды Иоаким услышал ответ от Бога.

3-й ученик:

“Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией”.  

Слайд 5

4-й ученик: После рождения дочери, родители сдержали свое обещание и отвели Марию в храм в три года  

Её воспитательница была рукодельницей, она и обучила Марию искусству вышивания, вязания и другим промыслам. Она росла доброй, кроткой, трудолюбивой, послушной девочкой. Очень любила трудиться.

Представительница храма

 Пройдет время и Мария получит Благую Весть о том, что она родит Сына и даст Ему имя: Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, а Марию назовут – Богородицей.

Всю земную жизнь Богородица была рядом со своим Сыном. Ваши мамы всю свою жизнь находятся рядом с вами: заботясь о вас на протяжении всей вашей жизни. Дева Мария растила Сына и знала, что он – Сын Божий, явился в мир спасти человечество от греха.

Слайд 6

Она несла венец высшей муки.Как страдала Мария за безвинно осужденного и распятого на Кресте Сына Своего! Не будучи распятой, она вместе с сыном взошла на крест.

Слайд 7

Пережив эти страдания, Мария получила от Бога разрешение быть заступницей, помощницей всех людей на земле. И люди стали называть ее Пресвятая Богородица Дева Мария.

Уч. – Как вы думаете,какие качества помогли ей пережить смерть сына?

Д.- Вера, кроткость, смирение , милосердие, молитва, самопожертвование, трудолюбие.

Уч.- После того, как Иисус-Христос вознёсся на небеса, Пресвятая Богородица жила, заботясь о бедных людях. Она ухаживала за больными, помогала сиротам и много молилась. Главным её правилом было – никого не оскорблять, всего благожелать, почитать старших, не завидовать.

Слайд 8

 Уч. -Именно поэтому издавна считалось ,что иконы Божьей Матери оберегают,помогают всем нуждающимся в защите от бед, невзгод, несчастий.

Недаром на Руси  есть иконы с удивительно поэтическими названиями.

 « Утоли мои печали», « Нечаянная радость», « Милостивая» и многие другие.

За долгие годы почитания этой иконы происходили разные события, подтверждающие её защитное действие.

История появления чудотворной иконы Казанской Божьей Матери загадочна. Казань.

Слайд 9


В 1579 году Казань опустошил страшный пожар.

Слайд 10

СЦЕНКА «КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Матрона, благочестивая отроковица, жительница Казани. Мать Матроны.

Матрона и ее мать входят с двух сторон на сцену, в глубине которой виднеется обгоревшая печь.

Матрона. Матушка, матушка, какой я сон видела!
Мать. Опять за свое. Что за сон?
Матрона. Матушка, мне сама Богородица привиделась. (Крестится)
Мать. Ты уж в третий раз такое рассказываешь.
Матрона. Да, матушка. Только тогда Пречистая на меня ласково смотрела. Просто говорила, чтобы я взяла из земельки иконочку.
Мать (отмахиваясь). Выдумываешь, поди, все.
Матрона. Матушка! А теперь-то Богородица на меня строго смотрела.
Мать (тревожно). Строго, говоришь? (Крестится.)
Матрона. Да, матушка! Грозный голос мне послышался: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь».
Мать (прижимая к себе дочку). Ах, Господи, Мати Пресвятая Богородица! Спаси и сохрани мое дитятко.
Матрона. Маменька, пойдемте скажем воеводе.
Мать. Да ведь говорила я ему в прошлый раз. Не поверил словам твоим. Говорит, пожар тебя напугал, вот ты выдумываешь невесть что.
Матрона. Ох, матушка, как горела Казань, правда страшно?!
Мать (лаская дочь). Господь милостив, доченька. Опять строится Казань. И наш тятя на пожарище будет строиться.
Матрона (показывая). Матушка, вот тут у нас на пожарище, возле печки, и надо искать иконочку.
Мать. Ладно, пойдем, неугомонная. (Накидывает платок.) Детская душа чище, может, ей и вправду свыше открыто.

Мать берет лопату, идет к печке. Мать начинает рыть возле нее. Матрона забирает лопату у матери и, немного покопав, отбрасывает. Она достает икону в ветхой вишневой тряпице и, сорвав с головы платок, бросает его на руки матери, перекладывая на него икону. Мать и дочь несут образ на авансцену. Появляется народ.

Матрона. Матушка, отнесем икону в наш приход, в церковь Николы Тульского. Пусть наш батюшка Ермолай отслужит молебен.

Слайд 11

Уч.-Эту икону отнесли в Благовещенский собор и здесь же случилось чудо. Исцелились от слепоты Иосиф и Никита.

Слайд 12

На месте обретения иконы построен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Здесь же был основан и женский монастырь, в котором приняли постриг юная Матрона и её мать.

-В истории нашей страны происходили чудодейственные события, которые не имели  и не имеют научного объя снения. Но факты остаются фактами.

Слайд 13
1 ученик
Событие, о котором мы будем говорить, произошло очень давно. 14 октября 910 года в Константинополе,во Влахернском храме, который был осаждён врагами. В этом храме хранились пояс, риза и головной покров Богородицы. Во время ночной службы в храме один из присутствующих, Андрей, поднял глаза к небу и увидел идущую по воздуху в окружении святых и ангелов Пресвятую Деву Марию. Видел Андрей, как долго молилась Пресвятая Богородица о людях, обо всем мире, а потом сняла со своей головы покров и покрыла им молящихся, оберегая их от напастей. И блистал покров в руках ее сильнее лучей солнечных. Когда Божья Матерь ушла, покров стал невидимым. Город был спасён, враги отступили.
На Руси считали, что в день Покрова и после него Мать Пресвятая Богородица находится среди людей. Над людскими молитвами ее небесный Покров. Она покрывает им и грехи наши, и нашу любовь, и нашу веру и надежду. В этом Божья мать людям заступница, утешительница, сердцем понимающая сынов и дочерей человеческих.

Слайд 14

2 ученик

Во времена нашествия Батыя в 1237 году икона лишилась драгоценного оклада, но сама осталась невредима.

Князь Дмитрий Донской помощью Богоматери Владимирской одержал победу над Мамаем.

3 ученик

 Когда же в Москве был воздвигнут храм во имя Пресвятой Богородицы. И Святая икона Владимирская была перенесена туда, тогда начала возвышаться Москва над всеми княжествами русскими. Произошло её становление и укрепление.

Слайд 15

4 ученик

В1395 году войска правителя среднеазиатского государства Тамерланда вторглись на Русь. Страшный завоеватель Тамерлан с полчищем приблизился к пределам рязанским, взял город Елец, пленил князя Елецкого, убил многих христиан и дошел до Дона, направляясь к Москве.

Великий князь Василий Дмитриевич вышел к Коломне и остановился на берегу Оки. Он усердно молился Богу и Пресвятой Богородице, так как силы были не равные. Из Владимира привезли святую икону Владимирской Божьей Матери. Её встречали бесчисленные толпы людей, которые преклоняли колени и просили « Матерь Божия! Спаси землю русскую!»

Неожиданно Тамерлан покинул русскиеземли. Существует легенда, что Тамерлан увидел сон, в котором ему явилась Богоматерь и предупредил ,что его ждёт смерть, если он не оставит Русь в покое. Тамерлан проснулся и  увидел, что стены его шатра покрыты все кровью и он не стал испытывать судьбу.

Слайд 16

5 ученик

В конце 1941 года в самые тяжёлые дни блокадного Ленинграда из храма вынесли икону Казанской Божьей Матери и обошли с ней крестным ходом весь город. Поразительно, но через пару дней штурм прекратился. С тех пор ленинградцы считают образ Казанской Божьей Матери чудодейственным.

Слайд 17

6 ученик

В конце октября 1941года шли бои в 80-100 километрах от Москвы. Среди москвичей царила тревога и смятение. И вот в это время, когда ситуация на подступах к столице была угрожающей, икону Казанской Божьей Матери переправили из осаждённого Ленинграда в Москву. В самые тяжёлые для Москвы дни икону помещали в самолёт, который облетал опасные участки фронта. И случилось чудо. Враг дрогнул, наши войска перешли в наступление.

Многие военноначальники при себе имели образ Казанской Божьей Матери.

 Слайд 18

Уч.- В тяжкие времена народных бедствий не погибло наше Отечество, потому что Царица Небесная защищает под своим Покровом земли русские.

Слайд 19

Уч.- Каждый человек может обратиться к ней за помощью, как к своей Матери, потому что Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья- Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери.

Исполняется Пречистая Дева (дети + хор Рахманинова)

Слайд 20

Уч. -Ребята, вы живёте в удивительной стране с великим прошлым и счастливым будущим.

- О каких образах мы с вами говорили?

Д.- Мать Богородица.

Слайд 21

Уч .- Образ Матери является символом самого дорогого, кровного, святого. Мать- земля, Родина- мать. Как вы считаете, можно ли назвать Россию домом для Богородицы? Почему?

Ответы детей.

Уч. – Да, ребята, наша пространственная Россия может назваться домом для Богородицы. Именно Россия избрана ею для пребывания на земле. Почти во всех городах есть главные храмы, где везде первое место занимают изображения Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Слайды 22,23

Славь, Россия, Богородицу,

В перезвон колоколов!

Пойте, всех соборов звонницы,

Пресвятой её Покров.

Славься, Матерь Милосердная,

В наших душах и сердцах,

 Ты-Заступница Усердная

Всей Руси во всех веках!

Заключительная песня о России ( хоровод в венках, символизирующих флаг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земная жизнь пресвятой Богородицы

Единый классный час, посвященный Дню матери....

Урок православной культуры в 3 классе "Рождество Пресвятой Богородицы"

Предмет "Православная культура " мы ведем 5 лет. Цель данного урока познакомить учащихся с историей праздника «Рождество Пресвятой Богородицы» и обогатить духовный мир учащихся....

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященного Дню Матери

На классном часе познакомить детей с важными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы;Рассказать кратко о благочестивых супругах Иоакиме и Анне — родителях Девы Марии;Показать детям не...

Внеклассное мероприятие "Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери"

Тема урока: Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери Цели урока:  Способствовать воспитанию у каждого ребёнка любви и уважения к своей маме и её труду.Содействовать проявлению и ...

Внеклассное мероприятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Цель:1. Развитие познавательного интереса  к православной культуре, традициям своего  народа.2.Историческое значение  одного из великих христианских праздников  Рождество Прес...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "14 октября - Покров Пресвятой Богородицы"

Материал об истории празднования на Руси православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, традициях народа. 14 октября - День празднования Покрова Пресвятой Богородицы....

Внеклассное мероприятие " Покрова Пресвятой Богородицы на Дону"

Материал для внеклассного театрализированного мероприятия - знакомства с русскими народными традициями и обычаями праздника Покрова Пресвятой Богородицы....