«315 лет - казачьему Кубанскому войску».
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к большой и малой Родине,
воспитывать уважение к обычаям и традициям казаков Кубани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«315 лет - казачьему Кубанскому войску». | 516.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Красноармейский район, станица Ивановская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18.
Внеклассное мероприятие
для учащихся начальных классов.
Тема: «315 лет - казачьему Кубанскому войску».
Цели:
формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к большой и малой Родине,
воспитывать уважение к обычаям и традициям казаков Кубани.
Учитель начальных классов Дручевская Татьяна Васильеана.
Ход мероприятия:
1.КУБАНЬ - РОДИМАЯ ЗЕМЛЯ
Идёт рассвет, ступая по курганам.
Навстречу солнцу встали тополя...
Как ты мила и как ты дорога нам,
Кубань, Кубань -родимая земля!
Виктор Подкопаев
Вам, наверное, приходилось слышать песню «С чего начинается Родина? », которую написали поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе...
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца...
Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, станицы, посёлка. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки - ветерана Великой Отечественной...
Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я — гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я - уроженец Кубани».
Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у обелиска в центре станицы. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.
Всё это — ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.
(Исполняется песня «Моя Кубань, моя душа».)
2.Кто такие казаки
Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имен знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).
Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!»
У некоторых народов вооруженная защита границ возложена на особые группы населения. В России их называют казачеством. Ученые полагают, что само слово «казак» заимствовано из тюркских языков, где «казак» значит «вольный человек». В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. Самая ранняя группа русских казаков сформировалась в XVI веке на Дону из беглых русских и украинских крестьян. В дальнейшем казачьи общины складывались разными путями. С одной стороны, на окраины государства бежали от крепостной неволи, с другой — они возникли по царскому указу для защиты границ империи. К 1917 г. в России насчитывалось 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское.
Группы казачества в результате контактов с местным нерусским населением отличались друг от друга особенностями языка, укладом жизни, формой ведения хозяйства. В то же время у всех казаков было нечто общее, что обособляло их от других русских. Это позволяет говорить о казачестве как об одном из русских субэтносов («поднародов»).
Казаки-переселенцы в XVIII в. стали строить на Кубани первые станицы. Обычно строительство велось но плану. В центре станицы находилась площадь с церковью, школой, станичным правлением.
3.Легенды и были Черноморья
Чтение и разбор легенды.
Как сын перенес больного отца через гору
Старый казак Тарас Твердохлиб был знаменит и уважаем во всей Черномории. Он воевал на Кубани с турками под командованием самого князя Александра Васильевича Суворова. И не только воевал — Суворов дважды лично вручал ему боевые награды и подолгу беседовал с ним, потому что Тарас Твердохлиб слыл отважным воином мудрым собеседником.
Преуспевал именитый казак и в мирных делах. Он считал, что казак, если он глубоко пустит корни в землю, которую защищает от супостатов, тверже в бою на ногах стоит. И были у Тараса Твердохлиба добрая хата, славная жинка, три сына, которые, помимо многих завидных достоинств, были наделены и самым главным — почтением к родителям. Добре жил на берегу быстротечной красавицы Кубани Тарас Твердохлиб. Только вот беда: счастливые дни бегут быстро. Не заметил казак, как подкралась старость, принеся с собой изнурительные недуги. С годами изрубцованное тело Тараса Твердохлиба превратилось в настоящее гнездилище болезней. И это опечалило всех в семье. Сыновья готовы были на все, чтобы облегчить страдания больного отца.
— Скажи, батько, не стесняйся, чем могу помочь тебе? —
допытывался старший из сыновей — Грыцъко.
Сначала отец только махал рукой в ответ. А когда Грыцъко спросил в двенадцатый раз, старик сказал:
- Помочь мне, сынку, сможет только одна огонь-вода.Но она далеко: по ту сторону высоких гор, в чужом краю, у синего моря. Дорог туда нет. Пешком не дойду. Перенести же меня на плечах через горы у тебя не хватит сил.
- А я попробую. Я самый сильный в станице. Собирайся в дорогу, батько,— ответил на это старший сын.
Он в самом деле выглядел богатырем. Только молчуном родился и вырос, не умел рассказывать о себе и силе своей.
Сборы были недолгими, и на рассвете следующего дня отец и старший сын отправились в путь. Уговорились: по ровному месту отец потихоньку сам идти будет, а через горы сын понесет его на плечах. В пути Грыцъко молчал — думал, как лучше справиться с делом. В молчании медленно тянулось время. И хотя казалось, что до гор — рукой подать, больной отец смертельно устал на первых верстах.
У самых гор после короткой передышки Грыцъко взвалил отца на плечи и понес дальше. Но вершина горы уходила в самое небо, подъем с каждой саженью становился круче. Половину подъема Грыцъко кое-как одолел, на второй половине совсем выдохся. А впереди новая, еще более высокая гора. С досады Грыцъко расплакался, как малое дитя, но отец успокоил его, и они вернулись домой.
Через некоторое время перенести больного отца через горы вызвался средний сын Никола. Он хотя и уступал Грыцъку в силе, но был ловчее и хитрее старшего брата.
Только на какие хитрости ни кидался Никола, на какие уловки ни пускался в пути, перевалить через горы с отцом на плечах и ему не удалось...
- Что же это вы, — упрекнул Николу и Грыцъка самый младший из братьев Иване. — Выходит, я должен
нести отца через горы? - Куда тебе, заморыш,! — закричали на него старшие
братья. — Не мучай напрасно отца. Он от одной твоей
болтовни умрет в дороге.
Иване был младшим из них, он много болел в детстве, выглядел тщедушным и слабым юношей и умел одни только песни петь да всякие сказки без умолку рассказывать...
Однако Иване стоял на своем.
— А я не у вас, у мамки спрошу разрешения и понесу
отца через горы, — ответил он братьям.
Не только Грыцъко и Никола, сам Тарас Твердохлиб немало удивился тому, что его старая жинка благословила Иване на дело.
— А ты не робей, батъко, — начал успокаивать отца
сам Иване.— Ты лучше послушай, какие большие и трудные дела вершат иногда малые да слабые на вид люди.
И Иване рассказал сначала одну, потом другую удивительные легенды, которые увлекли Тараса Твердохлиба в иной, волшебный, мир, незаметно подняли его с постели, собрали в дорогу, придали ему силы.
Так прошел первый день.
— Милый батько, — оборвав очередную историю, мол
вил Иване, — солнышко скрылось за горами. Нам пора
ужинать и на покой. Ты котомку с едой развязывай, а я
за водой сбегаю.
На другой день после крепкого сна путники пробудились с восходом солнца. Уже за завтраком Иване начал рассказывать новые легенды. Тарас Твердохлиб не заметил, когда и каким образом тронулся в путь, как минул новый день. То же самое повторилось на третье и четвертое утро, а на пятое Иване сказал:
— Вот, батько, и долина счастливых родников. Еще
три версты вниз, и ты будешь у огонь-воды.
Как вниз? — удивился отец. — А где же горы?
- Они давным-давно позади, батько.
- Я не верю очам своим: ты, сынок, так легко перенес
меня через горы, что я и не заметил. Выходит, самой боль
шой силой владеешь у нас ты...
4.Традиции и обычаи казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою от грехов через покаяние, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:
- Уважительное отношение к старшим.
- Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
- Почитание гостя.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
В общих (совместных) мероприятиях при принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью. На Кубани даже в обращении редко можно услышать — «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько».
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. Запрещалось не просто сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
5.Разбор пословиц:Без коня казак кругом сирота.
Казак на коня садится, а его невеста родится.
6. Инсценирование песни « Роспрягайтэ хлопци конэй». 4-в класс.
7. Итог мероприятия.
Лишь запоёт кубанский хор
В лихих кубанках и черкесках,
Я вижу дедов дом и двор,
За ними даль в пшеничных всплесках,
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснёт казачий танец,
Как будто солнце из-за гор
Всё сразу над Кубанью встанет...
Лишь запоет кубанский хор -
Понятно всем ого наречье,
II шире степи, выше гор
Душа бывает человечья...
Казак и родители
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботы о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главная обязанность — подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но и все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня.
Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату».
Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.
Отношение к старшим
Уважение старшего — одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя, казаки всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего — Я Господь Бог ваш».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требует соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без разрешения) и тем более — непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускали старшего.
Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
В общих (совместных) мероприятиях при принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью. На Кубани даже в обращении редко можно услышать — «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько».
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. Запрещалось не просто сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
Казачьи пословицы
- Атаманом громада крепка.
- Без атамана казак сирота.
- Не всем казакам в атаманах быть.
- Добрый казак баче, где атаман скаче.
- Атаманом не хвалися, а его крепко держися.
- И у атамана не две головы на плечах.
- Ушел с поста — пропустил врага.
- Терпи, казак, — атаманом будешь.
- Атаманам пышки, казакам шишки.
- Атамана из плохого казака не получится.
- Казаки все наголо атаманы.
- Казаков мало не бывает.
- Казак молчит, а все знает.
- Казака и под рогожкой видать.
- На казаке и рогожа пригожа.
- Взял у черта рогожу, отдать надо будет и кожу.
- Тот не казак, кто боится собак.
- За правду и волю ешь вволю.
- Добрый казак не брезгает, — что попало, то и трескает.
- Что казаку здорово, то немцу смерть.
- Казак что дите: и много дашь — все съест,
и мало дашь — сыт будет. - Казак из пригорошни напьется, из ладони пообедает.
- Плясать — не работа, а кто не умеет, то срамота.
- Прежде не хвались, а Богу помолись.
- Хлеб да вода — казацкая еда.
- Казак живет не тем, что есть, а тем что будет.
- Казак голоден, а конь его сыт.
- Бог не без милости, казак не без счастья.
- Не журися, козаче, нехай твой ворог плаче.
- Куда казака доля ни закинет — все будет казак.
- Казак сам себя веселит.
- Что там холод, коли казак молод.
- Плакать не смею, тужить не велят.
- Стой за правду горою, тогда и люди за тобою.
- По правде и сила.
- Коли всей громадою дохнуть, то и панятко сдохнет.
- Собором черта поборем.
- Кто от товариства отстанет, нехай от того шкура отстанет.
- Где казак, там и слава.
- Ходи прямо, гляди смело.
- Правды и пуля боится.
- В Бога верь, врага — бей, землю ори, жинку — пори.
- Один раз родила казака мать, один раз и помирать.
- Казак смерти не боится, он Богу нашему знадобится.
- Краше вмирати в поли, ниж в бабьячому подоли.
- Казацкому роду нема переводу.
- Где враг, там и казак.
- Мужик врага ждет, казак врага ищет.
- Хочешь спокою, готуйся до бою.
- И про единаго казака война будет.
- Береженого Бог бережет, а казака сабля.
- Сохрани, Боже, от бешеной воши.
- Щирый казак сзаду не нападает.
- Кто пожалел врага, у того жена — вдова.
- Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны.
- От лишних слов слабеют руки.
- Що буде, то буде, а казак панщины робити не буде!
- На казаку не буде знаку.
- Житие собачье, зато слава казачья.
- Коли казак в поли, то вин на воли.
- Казак, как голубь: куда ни прилетит, там и пристанет.
- Казачий обычай таков: где просторно, тут и спать ложись.
- Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся.
- Казак хороший, та нема грошей.
- Добыть — или дома не быть.
- Конь да ночь — Казаковы товарищи.
- Без коня казак кругом сирота.
- Казак на коня садится, а его невеста родится.
- Казаки — глаза и уши армии (Суворов).
- Казак без службы — не казак.
- Казак на службе горит, а без службы тухнет.
Разбор пословиц:Без коня казак кругом сирота.
Казак на коня садится, а его невеста родится.
(Инсценирование песни « Роспрягайтэ хлопци конэй». 3-в класс)
Лишь запоёт кубанский хор
В лихих кубанках и черкесках,
Я вижу дедов дом и двор,
За ними даль в пшеничных всплесках,
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснёт казачий танец,
Как будто солнце из-за гор
Всё сразу над Кубанью встанет...
Лишь запоет кубанский хор -
Понятно всем ого наречье,
II шире степи, выше гор
Душа бывает человечья...
ЗВЕНЯТ НАД КУБАНЬЮ ПЕСНИ
Кубань, Кубань - души моей отрада, Сияньем зорь налитые поля. Мне в целом мире ничего не надо, Твоя бы песня в вышине плыла.
Сергей Хохлов
Песня — драгоценное богатство каждого народа.
Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска. А в предгорьях седого Кавказа широко разливаются вольные, затейливые напевы адыгейских песен.
На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края, превратились из авторских в народные.
Именно так произошло, например, с «Песней о родной земле».
Хорошо нам утром выйти в поле, Хорошо встречать рассвет на воле, И поёт душа о светлой доле, Песню о родной земле.
Припев:
Ой, да на Кубани зори ясны, Ой, да на Кубани вишни красны, Ой, да на Кубани под высоким небом Золотом горят хлеба!..
Слова этой песни написал В.Б. Бакалдин, а музыку - В.А. Лаптев.
По всему Северному Кавказу разлетелась трогательная, проникновенная песня «У адыгов обычай такой». Люди часто воспринимают эту песню как народную. Между тем у неё есть авторы. Стихи написал известный адыгский поэт Киримизе Жанэ (перевод Ю. Полухина). Автор музыки - народная артистка России Гошнау Самогова (1928 — 1995). Эта замечательная певица объездила с концертами всю страну, стремясь донести до зрителей красоту и величие своего родного края – Адыгеи.
Казаки трудолюбивый народ: они работали дружно, весело, с огоньком, напевая любимые песни. (Инсценирование песни «Сияв мужик просо» 3-в класс).
А девушки –казачки пели частушки на праздниках, где ведали о своих делах (Частушки 3-а класс).
Слово предоставляется атаману ивановского сельского поселения.
На этом наше внеклассное мероприятие окончено.
Методические материалы:
1.Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. 3, 4 класс. – Краснодар, 2006. Авт.-сост.: Е.Н.Еременко.
2.Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных учреждений, 2007.
3.Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е издание, Краснодар: Перспективы образования, 2008.
4.Кубанская азбука для детей и их родителей / Сост. О.А. Хамцова Краснодар: Перспективы образования, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Кубанские композиторы. В.Г.Захарченко - руководитель Кубанского казачьего хора"
В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формиро...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
150 лет Кубанскому казачьему войску
Школьная линейка...
Проект Казачья хата. Кубанское подворье.
Проект Казачья хата. Кубанское подворье....
Кубанские казачьи игры
Данный материал содержит подборку различных кубанских игр, в которые можно играть на переменах, праздниках, соревнованиях...
Урок мужества «День образования Кубанского казачьего войска»
Урок мужества «День образования Кубанского казачьего войска»...
Внеурочное занятие по теме ,,Матвей Платов - атаман Донского казачьего войска"
Конспект занятия по доноведению...