Классный час "Ваши права и обязанности, дети!"
классный час (3 класс) по теме

Дювина Юлия Валентиновна

В это году 20 лет Конституции РФ. Классный час  «Ваши права и обязанности, дети!" проводится  в целях  воспитание уважения к историческому прошлому России, к закону, правам и обязанностям друг друга. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon права и обязанности338 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Конституция РФ - основной закон государства»;

Дювина Юлия Валентиновна

Классный час «Ваши права и обязанности, дети!»

Цель: формировать представление о правах и обязанностях ребёнка.

Задачи:

- обучающие

· познакомить детей с Декларацией прав человека и Конвенцией ООН о

правах ребёнка;

· учить применять знания в конкретной ситуации;

- развивающие

· развивать умение анализировать, выделять главное;

· развивать речь;

- воспитывающие

· формировать правовую культуру учащихся;

· формировать умение отстаивать свою точку зрения.

1.Вводная часть

Ученик 1:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете

2.Основная часть.

Учитель:

 - Сегодняшнее  мероприятие  будет  посвящено правам и обязанностям детей.

Ученик 2: 

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ученик 1:

Международные документы о  правах  ребёнка условно можно разделить на 2 группы: декларации  и  конвенции. Декларация (высказывание) — это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.

Ученик 2: 

Конвенция (договор, соглашение) –о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права.

Учитель:

Стремление  защищать  детей  возникло ещё  в  20-е  годы  прошлого  столетия.  В 1959  году   члены организации  ООН  приняли Декларацию  прав  ребёнка,  провозгласив,  что «человечество обязано  давать  ребёнку  лучшее,  что  оно  имеет». В этом  документе  были  сформированы  10 социальных   принципов, касающихся защиты  и  благополучие  детей. Декларация  призывала  всю  общественность  признать  изложенные  в  ней  права  и  свободы и  стремиться   к  их  соблюдению.  20 ноября 1989 г. все представители государств в ООН единодушно проголосовали за принятие конвенции о правах ребёнка.

Все эти права детей прописаны в самом главном документе нашей страны –Конституции РФ.

Ученик 1:

- Это  основной  закон  нашей  страны,  и  знать  его  должны  все  люди  и  маленькие,  и  большие.  

- Как  вы  думаете,  зачем  нужны  законы?

Ученик 2: Чтобы  был  порядок.

Ученик 1:

Не  будет  закона,  будет  много  преступлений.

Учитель.

- Правильно. Без  закона  не  будет  порядка,  без  закона  каждый  будет  творить,  что  ему  хочется,  а  люди  разные,  и  это  может  привести  к  катастрофе. Наша  Конституция,  которая  действует  сейчас,  была  принята  в  1993  году.  В 2013 году 12 декабря  Конституции РФ -20 лет.

Учитель.

- Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

  1. Свидетельство о рождении.

- Что это за документ? (Первый документ каждого человека.  Выдается после рождения.)

- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

- Что означает иметь право на имя? (Имя дается каждому человеку при рождении.)

- Как вы должны обращаться к взрослым людям? (По имени-отчеству, на вы, с уважением, почтением.)

Свидетельство прикрепляется к доске.

- Здесь ваше право соблюдается? (У каждого из вас есть это свидетельство, но ваша обязанность заключается в том, чтобы вы бережно относились ко всем своим документам и хранили их.)

  1. Сердечко.

- Какое право может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу.)

- Что значит забота? (Беспокойство, внимание, попечение, уход.)

- Что значит попечение?

- Кто заботится о вас? (Взрослые люди.)

- О ком вы заботитесь? (Братья, сестры, животные.)

- Какой закон охраняет право на заботу и любовь? (Обратить внимание на все законы, представленные на выставке.)

Сердечко прикрепляется к доске.

- Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность заботиться о своих братьях и сестрах.)

  1. Семейное фото.

- Как вы думаете, почему я положила эту фотографию в сундучок?

- О каком праве она заставляет нас задуматься? (О праве ребенка быть вместе с мамой и папой, о праве на воспитание в семейном окружении, или быть на попечении тех, кто обеспечит лучший уход.)

- Какой закон охраняет это право? (Семейный Кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.)

Семейное фото прикрепляется к доске.

- Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.)

  1. Дом.

- Как вы думаете, почему в сундучке у меня лежал дом?

- О каком праве он напоминает? (О праве на жилище.)

- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Дом прикрепляется к доске.

  1. Букварь.

- Узнаете эту книгу?

- О каком праве детей она напоминает? (О праве на учебу, бесплатное образование.)

Право на бесплатное образование охраняется Законом об образовании. Обязательное образование ребенок должен получить до 9 класса, далее 10-11 класс – по желанию.

- Зачем нам необходимо образование? (Чтобы достичь успехов в жизни, иметь благосостояние, жилье, работу, средства к существованию, уверенность в себе.)

Букварь  прикрепляется к доске.

- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

  1. Страховой полис.

- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Полис  прикрепляется к доске.

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

  1. Право на отдых

- Что для вас означает отдых?

- Дети имеют право на отдых?

- Как вы проводите летний отдых?

- Соблюдается ли ваше право?

Свидетельство прикрепляется к доске.

- Есть ли примеры, когда вы нарушаете это право? (Включаете музыку, свет, когда рядом с вами живущий уже отдыхает.)

  1. Конверт.

- О чем напомнил вам этот конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.)

- Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма? (Каждый имеет право на тайну.)

Конверт  прикрепляется к доске.

Учитель.

- А сейчас посмотрим что у нас получилось.

Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Игра «Разрешается – запрещается»

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

Ученик 1:

- А сейчас посмотрите инсценировку сказок.

  Сказка  «Морозко»

Выходит  дед,  садится  на  скамейку, потом    выходит  жена  и  садится  рядом.  Все,  кроме  падчерицы,  грызут  семечки.

Сказочник.  Жил – был  дед, да  с  другой  женой.  И  у  деда  была  дочка,  и  у  бабы  была  дочка.  Все  знают,  как  за  мачехой  жить: перевернёшься – бита и  не перевернёшься – бита. А  родную  дочь,  за  всё,  что  не  сделает,  гладит  по  головке: «Умница».  Падчерица  дрова  и  воду  в  избу  носит,  печь  топит,  избу метёт  ещё  до  свету.  Ничем  старухе  не  угодишь- всё  не  так,  всё  худо.  Ветер  хоть  и  пошумит,  да  затихнет,  а  старая  баба  расходится  -  не  скоро  уймётся. Вот  мачеха  и  придумала  падчерицу  со  свету  сжить.

Мачеха: Вези, её,  старик,  куда  хочешь,  чтобы  мои  глаза  её  не  видели! Вези  её  в  лес  на  трескучий  мороз!

Сказочник.  Старик  затужил,  заплакал,  однако  делать  нечего: бабы  не   переспорить.

Старик.  Собирайся,  милая  дочь.

Уходят.

Ученик 2: Ну  что,  ребята,  вспомнили  сказку? А  героев  её  вспомнили? Скажите,  на  какое  право  детей  посягала  старуха?  

Ответы  детей.

Ученик 1:

Правильно,  ребята! Это  жестокая  женщина  нарушала  правило  ребёнка. Она  подвергала  жизнь  и  здоровье  девочки опасности.  

В одной из статей Конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей стране и в своей семье. Если случилась беда – ребенка украли, – все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой.

Ученик 2: 

- Сейчас,  ребята,  вы  увидите  отрывок  из  другой  сказки. Попробуйте  угадать  эту  сказку.

 На  какое  право  посягались  в  ней.

  Сказка « Снежная  королева»

Герда.  Бабушка,  а  правда,  что   С.К.  не  сможет  сюда  войти?

Кай.  Пусть  только  попробует! Я  посажу  её  на  тёплую  печку,  вот  она  и  растает.

Бабушка.  Кай,  давай  не  будем  говорить  о  ней.

Кай.  Ах,   меня  кольнуло  прямо  в  сердце  и  что – то  попало  в  глаз!  Я ничего  не  вижу.  

Герда.  (Обняв  Кая)  Бедняжка,  это,  наверное,  осколок  зеркала  С.К. Теперь  твоё  сердце  превратиться  в  кусочек  льда. (плачет)

Кай. Что  ты  плачешь?  Мне  совсем  не  больно. Какая  ты  некрасивая  становишься!  Фу!  И  розы  какие – то  гадкие!  (  толкает  вазу)  

Герда. Кай,  что  ты  делаешь?  
Кай. Посмотри,  насколько  эти  снежинки  за  окном  красивее,  чем  эти  розы.  (открывает  окно)

Герда. Кай,  кто  это?

Входит  С.К.

С.К.  Кай,  я  вижу  тебе  нравятся  мои  снежинки! Поехали  со  мной,  я  покажу  тебе  ещё  много  снежинок  и  других  красивых  вещей,  а  ещё  дам  тебе  мороженое.  

Кай.  Нет,  я  не  пойду  с  тобой!  

С.К.  накрывает  его  своим  плащом  и  они  уходят.

Кай  ( кричит) - Герда,  спаси  меня.  Мне  холодно.

Герда.  Она  украла  его.  Кай , я  обязательно  тебя  спасу.

Ученик 1:

Ну  что,  ребята,  как  называется  эта  сказка? Какое  право  ребёнка  нарушает  королева?

  Ответы  детей.  

Ученик 2: Правильно.  Запрещены  похищения  детей  и  торговля  ими. Дети– не  вещи. Дети – это  люди! Люди  не  принадлежат  никому,  кроме  себя.

Сценка «Золушка»

На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.

Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

Появляются сестры.

1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает.)

1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха. И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я и за три дня не смогу всё это переделать!

Ученик 1:

- Вы, конечно, тоже узнали эту сказку. Какое право было нарушено?

Ответы детей.

Памятка для учащихся

У меня есть:

право на имя, отчество и фамилию;

право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

право на заботу и воспитание;

право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;

право на защиту и воспитание;

право на общение с обоими родителями;

право выражать своё мнение;

право на уважение человеческого, достоинства;

право на защиту своих прав и законных интересов;

право на личное имущество, на получение содержания от родителей.

Один ученик читает стихотворение

«Новый закон»

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, - гласил бы он, –

Одних, без нас, родителей

В театры, в цирк, на стадион

Не допускать как зрителей».

Пусть надпись – буквы покрупней! –

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Всё взрослое сообщество,

Как детям

В праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.

3. Итог

Учитель.

- Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?

- Какие выводы вы для себя сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".

Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит  с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...

Классный час по теме "Ваши права и обязанности, дети!"

Данная разработка воспитательного мероприятия поможет в легкой форме донести до детей, какие права и обязанности у них есть. В конце  мероприятия представлен тест по сказкам для детей по данной т...

Классный час " Права и обязанности детей"

Классный час о правах и обязанностях обучающихся...