Классный час "Ваши права и обязанности, дети!"
классный час (3 класс) по теме
В это году 20 лет Конституции РФ. Классный час «Ваши права и обязанности, дети!" проводится в целях воспитание уважения к историческому прошлому России, к закону, правам и обязанностям друг друга. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
права и обязанности | 338 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Конституция РФ - основной закон государства»;
Дювина Юлия Валентиновна
Классный час «Ваши права и обязанности, дети!»
Цель: формировать представление о правах и обязанностях ребёнка.
Задачи:
- обучающие
· познакомить детей с Декларацией прав человека и Конвенцией ООН о
правах ребёнка;
· учить применять знания в конкретной ситуации;
- развивающие
· развивать умение анализировать, выделять главное;
· развивать речь;
- воспитывающие
· формировать правовую культуру учащихся;
· формировать умение отстаивать свою точку зрения.
1.Вводная часть
Ученик 1:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете
2.Основная часть.
Учитель:
- Сегодняшнее мероприятие будет посвящено правам и обязанностям детей.
Ученик 2:
Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Ученик 1:
Международные документы о правах ребёнка условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание) — это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.
Ученик 2:
Конвенция (договор, соглашение) –о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права.
Учитель:
Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 году члены организации ООН приняли Декларацию прав ребёнка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучие детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. 20 ноября 1989 г. все представители государств в ООН единодушно проголосовали за принятие конвенции о правах ребёнка.
Все эти права детей прописаны в самом главном документе нашей страны –Конституции РФ.
Ученик 1:
- Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие.
- Как вы думаете, зачем нужны законы?
Ученик 2: Чтобы был порядок.
Ученик 1:
Не будет закона, будет много преступлений.
Учитель.
- Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофе. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году. В 2013 году 12 декабря Конституции РФ -20 лет.
Учитель.
- Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
- Свидетельство о рождении.
- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Что означает иметь право на имя? (Имя дается каждому человеку при рождении.)
- Как вы должны обращаться к взрослым людям? (По имени-отчеству, на вы, с уважением, почтением.)
Свидетельство прикрепляется к доске.
- Здесь ваше право соблюдается? (У каждого из вас есть это свидетельство, но ваша обязанность заключается в том, чтобы вы бережно относились ко всем своим документам и хранили их.)
- Сердечко.
- Какое право может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу.)
- Что значит забота? (Беспокойство, внимание, попечение, уход.)
- Что значит попечение?
- Кто заботится о вас? (Взрослые люди.)
- О ком вы заботитесь? (Братья, сестры, животные.)
- Какой закон охраняет право на заботу и любовь? (Обратить внимание на все законы, представленные на выставке.)
Сердечко прикрепляется к доске.
- Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность заботиться о своих братьях и сестрах.)
- Семейное фото.
- Как вы думаете, почему я положила эту фотографию в сундучок?
- О каком праве она заставляет нас задуматься? (О праве ребенка быть вместе с мамой и папой, о праве на воспитание в семейном окружении, или быть на попечении тех, кто обеспечит лучший уход.)
- Какой закон охраняет это право? (Семейный Кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.)
Семейное фото прикрепляется к доске.
- Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.)
- Дом.
- Как вы думаете, почему в сундучке у меня лежал дом?
- О каком праве он напоминает? (О праве на жилище.)
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Дом прикрепляется к доске.
- Букварь.
- Узнаете эту книгу?
- О каком праве детей она напоминает? (О праве на учебу, бесплатное образование.)
Право на бесплатное образование охраняется Законом об образовании. Обязательное образование ребенок должен получить до 9 класса, далее 10-11 класс – по желанию.
- Зачем нам необходимо образование? (Чтобы достичь успехов в жизни, иметь благосостояние, жилье, работу, средства к существованию, уверенность в себе.)
Букварь прикрепляется к доске.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
- Страховой полис.
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Полис прикрепляется к доске.
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
- Право на отдых
- Что для вас означает отдых?
- Дети имеют право на отдых?
- Как вы проводите летний отдых?
- Соблюдается ли ваше право?
Свидетельство прикрепляется к доске.
- Есть ли примеры, когда вы нарушаете это право? (Включаете музыку, свет, когда рядом с вами живущий уже отдыхает.)
- Конверт.
- О чем напомнил вам этот конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.)
- Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма? (Каждый имеет право на тайну.)
Конверт прикрепляется к доске.
Учитель.
- А сейчас посмотрим что у нас получилось.
Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
Игра «Разрешается – запрещается»
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)
Слушать мнение ребёнка … (разрешается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить (разрешается)
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа … (запрещается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина … (строго запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
Ученик 1:
- А сейчас посмотрите инсценировку сказок.
Сказка «Морозко»
Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.
Сказочник. Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что не сделает, гладит по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь- всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Мачеха: Вези, её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!
Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.
Старик. Собирайся, милая дочь.
Уходят.
Ученик 2: Ну что, ребята, вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха?
Ответы детей.
Ученик 1:
Правильно, ребята! Это жестокая женщина нарушала правило ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.
В одной из статей Конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей стране и в своей семье. Если случилась беда – ребенка украли, – все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой.
Ученик 2:
- Сейчас, ребята, вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку.
На какое право посягались в ней.
Сказка « Снежная королева»
Герда. Бабушка, а правда, что С.К. не сможет сюда войти?
Кай. Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.
Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.
Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что – то попало в глаз! Я ничего не вижу.
Герда. (Обняв Кая) Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала С.К. Теперь твоё сердце превратиться в кусочек льда. (плачет)
Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие – то гадкие! ( толкает вазу)
Герда. Кай, что ты делаешь?
Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы. (открывает окно)
Герда. Кай, кто это?
Входит С.К.
С.К. Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё дам тебе мороженое.
Кай. Нет, я не пойду с тобой!
С.К. накрывает его своим плащом и они уходят.
Кай ( кричит) - Герда, спаси меня. Мне холодно.
Герда. Она украла его. Кай , я обязательно тебя спасу.
Ученик 1:
Ну что, ребята, как называется эта сказка? Какое право ребёнка нарушает королева?
Ответы детей.
Ученик 2: Правильно. Запрещены похищения детей и торговля ими. Дети– не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
Сценка «Золушка»
На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.
Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!
Появляются сестры.
1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.
2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает.)
1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?
2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.
Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?
Мачеха. И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Золушка. Я и за три дня не смогу всё это переделать!
Ученик 1:
- Вы, конечно, тоже узнали эту сказку. Какое право было нарушено?
Ответы детей.
Памятка для учащихся |
У меня есть: право на имя, отчество и фамилию; право знать своих родителей, совместно с ними проживать; право на заботу и воспитание; право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами; право на защиту и воспитание; право на общение с обоими родителями; право выражать своё мнение; право на уважение человеческого, достоинства; право на защиту своих прав и законных интересов; право на личное имущество, на получение содержания от родителей. |
Один ученик читает стихотворение
«Новый закон»
На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я закон издать
Для взрослых обязательный.
«В дни отдыха, - гласил бы он, –
Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей».
Пусть надпись – буквы покрупней! –
Там ярко освещается:
«Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается».
Тогда бы поняли они,
Всё взрослое сообщество,
Как детям
В праздничные дни
Быть с ними вместе хочется.
3. Итог
Учитель.
- Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?
- Какие выводы вы для себя сделали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Формировать представ...
Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»
Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....
Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"
Презентация к классному часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...
Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".
Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...
Классный час по теме "Ваши права и обязанности, дети!"
Данная разработка воспитательного мероприятия поможет в легкой форме донести до детей, какие права и обязанности у них есть. В конце мероприятия представлен тест по сказкам для детей по данной т...
Классный час. Конспект + презентация. Детям - о правах и обязанностях детей. 2 класс
Конспект и презентация к классному часу. 2 класс...
Классный час " Права и обязанности детей"
Классный час о правах и обязанностях обучающихся...