Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"
план-конспект урока на тему
Цель: сформировать представление у воспитанников о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре хантов и манси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zanyatiya._kukly_narodov.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей»
Цели:
- сформировать представление у воспитанников о традиционной игрушке обских угров;
- показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической
культуре хантов и манси;
- приобщить учащихся к глубинному наследию югорских народов с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений;
- воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям;
- формировать нравственные основы личности, ее духовный потенциал, национальное
самосознание;
- развивать у учащихся творческие и физические способности, логическое мышление и эстетический вкус.
Оборудование:
- Макет хантыйского летнего стойбища.
- Традиционные хантыйские игрушки: куклы с различными местными особенностями (щепная и из утиного носа); костяные игрушки (бабки); модели нарт, обласов, морд; вертушка; берестяной мяч; косточки из щучьей головы; берестяная люлька для кукол; лук со стрелой-колотушкой; черкан.
- Традиционная детская одежда: сак, кумыш, платье, пояс.
- Сумка женская для рукоделия.
- Материал для практической работы: заготовки для пошива куклы-пакы: бисер, головные платки.
- Иллюстрированный материал: фото, рисунки, изображающие традиционную игрушку.
- Экран для просмотра видеоматериала.
Используемая литература:
- Игры детей обско-угорских народов // Под ред. Е.А. Немысовой. - СПб., 1999.
- Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) / Словацкие чтения-99. Тезисы докладов ... - Тюмень, 1999. - С. 227.
- Головнев А. Говорящие куклы. - Екатеринбург, 1995.
- Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.
- Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационная часть.
11. Вводная беседа.
1. Хантыйская легенда о сотворении Земли и людей.
Когда еще не было куклы богов,
Когда еще не было куклы людей,
По этому озеру, по этому времени - Торум Великий путешествовал ...
По хантыйской легенде, до сотворения мира Бог Торум был погружен в раздумья. Время от времени он выходил из своего верхнего золотого дома и прогуливался по доске, лежавшей рядом с порогом. Однажды из упавшей сверху капли вышла девочка, ставшая женой Торума.
Вскоре у них родился сын. Однажды, играя на преддверной доске, он высыпал вниз землю, которая стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей мужчину и женщину. «Когда он на них дунул, они ожили».
111. Краткое сообщение об игре.
Оказывается, Земля и люди появились в процессе игры. Поэтому игру можно считать очень важным занятием. Игра и игрушка - непременные участницы жизни маленького человека, а иногда и взрослого тоже. «Игрушка - зеркало жизни». В процессе игры можно отразить жизнь человека. Прежде чем стать взрослыми, дети играют свадьбу. Часто взрослые разыгрывают боевые турниры, выигрывают спортивные соревнования, играют в театрах, в компьютерные и интеллектуальные игры. Но больше всего человек играет в детстве.
IV. Беседа по содержанию.
- Ребята, когда вы берете в руки игрушку?
Действительно, когда становится скучно. Игра несет много радости и веселья. Недаром ханты говорят, что не от еды дитя растет, а от радости. Детям старшие наказывают: «Пока молоды, играйте, веселитесь, чтобы вспоминать и радоваться в старости».
- Рассказывали ли вам родители, а может, старшие братья, сестры о своих любимых играх, игрушках? С какими чувствами они рассказывают об этом?
- Как вы думаете, когда появились на Земле первые игрушки?
V. Древние истоки игрушки.
Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева. Недалеко от г. Сургута ученые-археологи, изучающие древние времена, нашли несколько глиняных куколок с человеческим лицом (показ иллюстраций).
VI. Куклы богов.
Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них вселяются духи, которые защищают людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им подарки, шьют одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир. Вы подрастете, и ваши родители обязательно вам расскажут о куклах богов, вы сами будете участвовать в священных обрядах и научите этому своих будущих детей.
Давным-давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у нее не должно быть лица. Традиционные хантыйские куклы тоже не имеют лица.
Почему куклы обских угров безликие? (Игрушку нельзя делать полностью похожей на живое существо, чтобы в нее не вселuлись злые духи. Такая кукла может навредить ребенку)
VII. Архаичная кукла обских угров.
У самой древней хантыйской куколки голова сделана из клюва водоплавающей птицы, с прилегающей к ней шкуркой. На нее нашивались вертикальные цветные полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, такая же, как и у взрослых. Может быть, голова из клюва
связана с образом женской богини Калтащ - «Земной матери», «Нижнего мира (земли) матери». Ханты и манси изображают Калтащ в образе гусыни, утки. Калтащ оберегает душу новорожденного, заботится о людях, отмеривает жизненный срок. (Показ иллюстраций с древним типом кукол.)
Существует много вариантов таких кукол. Голова из клюва лебедя обозначает шамана, большого гуся - мужчину; маленького гуся - «главную женщину», маму; уточки - невесту; темный, с наростами - бабушку.
VIII. Работа с выставкой традиционных хантыйских кукол.
По сей день у хантов, манси и ненцев дети играют тряпичными куклами. У обских угров кукла называется «акань», у тромаганских - «пакы».
- Посмотрите на выставку кукол. Вы обратили внимание, что все они разные. Как вы думаете, почему? В чем их отличия?
(Учитель помогает подметить локальные особенности у обской, пuмской, казымской, юганской и тромаганской кукол.)
IX. Рассказ учащихся о куклах.
- Девочки, расскажите, как играют с такой куклой, как относятся к ней? Можно ли ее дарить? Что делать, если кукла порвалась или ее испортила мышка?
Х. Практическая часть урока.
Кукла всегда рядом с девочкой. Но если случайно она осталась дома, то в дороге можно сделать новую куклу из платка или просто из отреза ткани.
(Девочки делают куклу из платка.)
XI. Игровой момент урока.
- Давайте поиграем со своими куклами. Как будто бы нашим дочкам пора спать. Что для этого можно сделать? Конечно, под колыбельную песню усыпить кукол. Попробуем? (Видеозапись, лучше аудиозапись с колыбельной песней. Кукла кладется в берестяную люльку.)
ХII. Обобщающая часть.
- Почему девочки играют в куклы? (Девочка - будущая хранительница семейного очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, мастерство в изготовлении одежды, обуви, утвари, женственность, доброта, скромность.)
- Какое значение имеют игра и игрушки в жизни детей? (Не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты станешь».)
XIII. Подведение итогов.
Домашнее задание:
1 вариант - нарисовать любимую куклу.
2 вариант - сшить куклу для постоянно действующей выставки в объединении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»
Работа по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Народоведение (обычаи моего народа)"
Программа разработана в рамках введения ФГОС НОО. Она поможет продуктивно заполнить часы внеурочной деятельности, так как даёт возможность работать в различных направлениях. Это и патриотическое воспи...
Фрагмент урока «Музыка моего народа»
Фрагмент урока «Музыка моего народа», 4 класс...
Музыка моего народа
Урок-викторина по музыке в 4 классе...
Музыка моего народа. Государственный гимн Российской Федерации
Материал предназначен для уроков музыки в 1 классе. Дети знакомятся с понятием гимна, его применением и датой создания....
Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим муз...
Житие святителя Иоанна Златоуста как пример служения Богу и людям
Эта работа посвящена одному из великих христианских святых и одному из любимых святителей на Руси -святителю Иоанну Златоусту. Я решил рассказать о нем еще и потому , что это мой святой, в честь...