Воспитание толерантности
статья по теме

Арутюнян Елена Николаевна

 Статья посвящена воспитанию толерантности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Воспитание толерантности

Известно, что воспитанность — качество личности, определяющее прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. Т.е. само понятие воспитанности включает в себя понятие толерантности. В основе толерантности лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. А это в свою очередь основополагающие принципы гуманизма.

Следовательно, когда мы говорим о гуманизации воспитания, то имеем в виду прежде всего пробуждение в личности и утверждение его принципов в повседневной жизни.

Как же закладывать эти основы в системе учебно-воспитательного процесса в школе? Вероятно, здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроке уч-ся, с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения. И начинать надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания это начальные классы. Следовательно, важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит их осознанию и закреплению.

Как этого достичь?

Необходима система воспитания этической культуры обучающихся в учебно-воспитательном процессе школы.

Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Опыт педагогической практики убеждает нас, что для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и проявлений окружающих. В связи с этим необходимо проводить специализированные уроков человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить собственную моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

                 Структура этического урока должна предполагать ориентацию ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека, путем разнообразных методических форм организуемых учителем: диалога, игры, деятельности, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества.

                    Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

            К сожалению для начальной школы нет разработанных программ именно по воспитанию толерантности. Но решать поставленную задачу нам помогают некоторые методические пособия, которые так или иначе касаются данной проблемы.

                  Во-первых это «Этическая грамматика» Шемшуриной, включающая в себя этику отношений в коллективе.Данное пособие, ориентируясь на теоретические методические требования к построению этического курса для детей начальной школы, предлагает учителю программу и примерные методические разработки занятий с детьми семи-восьмилетнего возраста .

                  Занятия по этой программе построены так, чтобы ребенок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевал этическими знаниями и умением их применять в своей, жизни и общении с окружающими. Занятия этической грамматикой по Шемшуриной тесно связаны с повседневной деятельностью детей В этой программе привлекает внимание специальный  методический  прием, так называемый «этический заряд».  Начиная   день,   высказать  детям  свою   уверенность,   что   они   будут  доброжелательны   друг   к   другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.

             Высказывая свое напутствие, учитель и сам настраивается на доброжелательную волну понимания и расположенности к детям, что само по себе чрезвычайно важно и является основой построения нравственных отношений педагога с детьми, обязывает его к этому. В таком же ключе и заканчивается день. Перед тем, как учитель отпускает детей домой, организуется этическая пятиминутка, посвященная анализу происшедших конфликтов. Но не с целью морализирования, наказания или приклеивания ярлыков. Учитель учит детей на этой ежедневной пятиминутке нахождению путей выхода из конфликта, предотвращения его и это тоже методический прием. Дети с его помощью пытаются разобраться, как можно было избежать возникшего конфликта, а если он уже произошел, как сделать так, чтобы конфликтующие стороны помирились, и никто не ушел домой обиженным. Что очень важно, дети с удовольствием участвуют в подобном анализе, находят нравственные решения споров и испытывают глубокое удовлетворение от результатов своих моральных усилий.

         На занятиях мы обращаемся к книге Лопатиной и Скребцовой  «Начало мудрости. 50 уроков добрых качеств». Приводимые в книге уроки состоят из сказок, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы. Авторы обращаются к сказке, как наиболее действенному инструменту, влияющему на сознание ребёнка. Сказка испокон века ненавязчиво и естественно учит детей добродетелям.

           К сказке же обращается автор книги «Воспитание сказкой» Фесюкова, где в методах работы над сказкой заолжена главная цель-развитие нравственных чувств

Чего же добиваются учителя, систематически используя данные методические приемы?

В детском коллективе постепенно формируется привычка моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера их взаимоотношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности

Воспитание толерантности - актуальная проблема....

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (поликультурное воспитание в мегаполисе)

Сборник материалов городского конкурса "Учимся толерантности" в рамках городского фестиваля "Мы разные, мы дружим"...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...