Устный литературный журнал "Сергей Есенин"
методическая разработка по теме
Данный литературный журнал направлен на формирование у обучающихся умения определять эмоциональное состояние лирического героя, развитие ярких образных представлений на основе читаемых стихотворений, а также на развитие эмоций и чувств у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_literaturnyy_zhurnal.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникационные системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством является организация понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков литературного чтения направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику занятий, в ходе которых обучающиеся не столько должны узнать новую информацию, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
На внеклассных занятиях по литературному чтению формируются следующие универсальные учебные действия:
- смыслообразование через прослеживание судьбы героев произведений;
- самоопределение на основе сравнения образа «я» с героями литературных произведений;
- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь;
- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведений;
- нравственно-эстетическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.
Литературный журнал
«Сергей Есенин»
Цель: познакомить с биографией и творчеством С. Есенина
Задачи:
- Формировать у обучающихся умение определять эмоциональное состояние лирического героя;
- Развивать яркие образные представления на основе читаемых стихотворений;
- Продолжить работу над средствами речевой выразительности;
- Развивать эмоции и чувства у обучающихся.
1 страница журнала «Мой край, задумчивый и нежный!»
Ведущий. С. Есенин вырос в деревне, которая стоит на берегу извилистой красивой речки красавицы Оки, а вокруг заливные луга и великолепные березовые рощи. Человек, родившийся среди такой красоты, не мог не стать поэтом. И Есенин начал писать стихи, в которых он воспевал красоту родной природы, ее величие. Он умел замечать все, что происходит в природе, удивляться и восхищаться увиденным. Его стихи отличаются свежестью, чистотой и удивительной сердечностью.
Ученик. Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе,
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Ведущий. Родина великого русского поэта С. Есенина – старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России.
Ученик. Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Ведущий. В самом центре села, пред спуском к Оке стоит обычный деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске. На которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин».
2. Страница «Есенин о себе».
1-й ученик. В октябре 1925 года поэт писал о себе:
«родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии.»
2-й ученик. С 2-х лет был отдан на воспитание деду по матери.
3-й ученик. Он хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.
4-й ученик. Когда он подрос, из него очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу.
5-й ученик. Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относит в 16-17 годам.
Вот уж вечер, роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
1-й ученик. В 1910 году Есенин поступил в университет Шанявского в Москве, где пробыл всего полтора года.
3 страница. «Сергей Есенин и отчий край»
Ученик Край любимый! Сердце снятся
Скирды солнце в водах лунных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ведущий. С.А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам С. Есенин писал о родных местах:
Рязанские поля
Где мужики косили
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях проведенных под отчим кровом.
Ученик. А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Ведущий. Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».
Ученик. Мелькают часовни, колодцы,
Околицы и плетни.
И сердце по-старому бьется,
Как билось в далекие дни.
Ученик. Вместе с деревенскими ребятами взрослый Есенин изредка отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей.
4 страница «Есенин и Россия».
Ведущий Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька , что пройдут годы, и он станет поэтическим сердцем России. Россия, ее будущее всегда волновали поэта.
Ученик. Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
5 страница. «Есенин и музыка».
Ведущий. Больше всего Есенин любил русские песни. Он знал русскую песню , как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Многие композиторы создавали музыкальные произведения , навеянные стихотворными образами поэзии Есенина.
6 страница. «Есенин – нежное имя».
Ведущий. Творчество С. Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.
1-й ученик. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» ( А. Толстой)
2-й ученик. «Какой чистый и какой русский поэт!» (М. Горький)
3-й ученик. «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе.» (Н. Тихонов)
Ведущий. Вот и перевернута последняя страница нашего устного журнала. Поэзия Есенина вечна, потому что писал он о вечном – Матери, Родине, Природе. Он понимал, что все пройдет, а Россия останется. И что никогда его не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.
( прослушивание песни Е. Мартынова на слова А. Дементьева)
Мне приснился сон о Есенине,
Ведь родился он в ночь осеннюю.
Догорает лес, золотит закат,
Как листки стихов,
Листья вдаль летят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Поэтические приёмы в стихотворении С.Есенина "Зима", 2 кл.
Урок по системе Л.В.Занкова...
урок литературного чтения по теме "С.Есенин. "Черемуха"
Конспект урока...
"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)
Материал данного урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....
"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)
Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»
Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...
Технологическая карта урока литературного чтения "Есенин С.А. С добрым утром!" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока:формирование читательской компетенции по работе с поэтическим текстом.Задачи урока:Дидактические:1) учить достаточной полнотой и точностью отвечать на вопросы; 2) учить проводить анали...