Устный литературный журнал "Сергей Есенин"
методическая разработка по теме

Мещерякова Наталия Петровна

Данный литературный журнал направлен на формирование у обучающихся умения определять эмоциональное состояние лирического героя, развитие ярких образных представлений на основе читаемых стихотворений, а также на развитие эмоций и чувств у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_literaturnyy_zhurnal.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

       Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникационные системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством является организация понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности.

      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках  уроков литературного чтения  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь  - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику занятий, в ходе которых  обучающиеся  не столько должны узнать новую информацию, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

         На внеклассных занятиях по литературному чтению формируются следующие универсальные  учебные действия:

- смыслообразование через прослеживание судьбы героев произведений;

- самоопределение на основе  сравнения образа «я» с героями литературных произведений;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь;

- умение устанавливать  логическую  причинно-следственную  последовательность событий и действий  героев произведений;

- нравственно-эстетическое  оценивание  через выявление  морального содержания и нравственного значения  действий персонажей.

Литературный журнал

«Сергей Есенин»

Цель: познакомить с биографией и творчеством С. Есенина

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся умение определять эмоциональное состояние лирического героя;
  2. Развивать яркие образные представления  на основе читаемых стихотворений;
  3. Продолжить работу над средствами речевой выразительности;
  4. Развивать эмоции и чувства у обучающихся.

1 страница журнала «Мой край, задумчивый и нежный!»

Ведущий.  С. Есенин вырос в деревне, которая стоит на берегу извилистой красивой речки красавицы Оки, а вокруг заливные луга и великолепные березовые рощи. Человек, родившийся среди такой красоты, не мог не стать поэтом. И Есенин начал писать стихи, в которых он воспевал красоту родной природы, ее величие. Он умел замечать все, что происходит в природе, удивляться и восхищаться увиденным. Его стихи отличаются свежестью, чистотой и удивительной сердечностью.

       Ученик.  Сыплет черемуха снегом,

                        Зелень в цвету и росе,

                         В поле, склоняясь к побегам,

                         Ходят грачи в полосе.

  Ведущий.  Родина великого русского поэта С. Есенина – старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России.

Ученик.  Милые березовые чащи!

                 Ты, земля! И вы, равнин пески!

                  Перед этим сонмом уходящим

                  Я не в силах скрыть своей тоски.

Ведущий.  В самом центре села, пред спуском к Оке стоит обычный деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске. На которой выбито: «Здесь родился и жил  известный русский поэт Сергей Есенин».

2. Страница «Есенин о себе».

        1-й  ученик. В октябре 1925 года поэт писал о себе:

 «родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии.»

        2-й ученик. С 2-х лет был отдан на воспитание деду по матери.

        3-й ученик. Он хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.

        4-й ученик. Когда он подрос, из него очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу.

        5-й ученик. Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относит в 16-17 годам.

        Вот уж вечер, роса

        Блестит на крапиве.

        Я стою у дороги,

        Прислонившись к иве.

        1-й ученик. В 1910 году Есенин поступил в университет Шанявского в Москве, где пробыл всего полтора года.

3 страница. «Сергей Есенин и отчий край»

Ученик Край любимый! Сердце снятся

               Скирды солнце в водах лунных.

        Я хотел бы затеряться

        В зеленях твоих стозвонных.

Ведущий. С.А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам С. Есенин писал о родных местах:

        Рязанские поля

              Где мужики косили

              Где сеяли свой хлеб,        

               Была моя страна.

Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях проведенных под отчим кровом.

        Ученик. А сейчас, как глаза закрою,

                Вижу только родительский дом.

                Вижу сад в голубых  накрапах,

                Тихо август прилег ко плетню.

Ведущий.  Чувство Родины было основным  в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».

            Ученик.  Мелькают часовни, колодцы,

                            Околицы и плетни.

                             И сердце по-старому бьется,

                             Как билось в далекие дни.

  Ученик.  Вместе с деревенскими ребятами  взрослый Есенин изредка отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей.

4 страница «Есенин и Россия».        

Ведущий Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька , что пройдут годы, и он станет поэтическим сердцем России. Россия, ее будущее всегда волновали поэта.

        Ученик.  Звени, звени, златая Русь,

                        Волнуйся, неуемный ветер!

                         Блажен, кто радостью отметил

                         Твою пастушескую  грусть.

5 страница. «Есенин и музыка».

Ведущий. Больше всего Есенин любил русские песни. Он знал русскую песню , как теперь  редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему.  Многие композиторы создавали музыкальные произведения , навеянные стихотворными образами поэзии Есенина.

6 страница. «Есенин – нежное имя».

Ведущий.  Творчество С. Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.

1-й ученик.  «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» ( А. Толстой)

2-й ученик.  «Какой чистый и какой русский поэт!» (М. Горький)

3-й ученик.  «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе.» (Н. Тихонов)

Ведущий.  Вот и перевернута последняя страница нашего устного журнала. Поэзия Есенина вечна, потому что писал он о вечном – Матери, Родине, Природе. Он понимал, что все пройдет, а Россия останется. И что никогда его не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

( прослушивание песни Е. Мартынова на слова А. Дементьева)

Мне приснился сон о Есенине,

Ведь родился он  в ночь осеннюю.

Догорает лес, золотит закат,

Как листки стихов,

Листья вдаль летят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)

Материал данного  урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...

Технологическая карта урока литературного чтения "Есенин С.А. С добрым утром!" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетенции по работе с поэтическим текстом.Задачи урока:Дидактические:1) учить достаточной полнотой и точностью отвечать на вопросы; 2) учить проводить анали...