Опыт работы воспитателя Мироновой И.А по духовно-нравственному воспитанию
статья (4 класс) по теме
Опыт работы воспитателя Мироновой И.А по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя Мироновой И.А по духовно-нравственному воспитанию.
И.А.Миронова, школа-интернат спортивного профиля, Ленинск - Кузнецкий, Кемеровская обл.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям. В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я поставила следующие задачи:
- Познакомить с основными нравственными понятиями (добро, дружба, честность, совесть, долг, уважение, трудолюбие, взаимопомощь и др).
- Создать нравственно-здоровую атмосферу в классе.
- Создать условия для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств.
- Вовлечь родителей в процесс воспитания.
Для реализации задач использую множество разнообразных методов и приемов: этические беседы, встречи с «интересными» людьми, классные часы, посещение библиотеки, краеведческого музея, музыкальной школы. Работая с детьми, уделяю большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, повседневной бытовой деятельности. Первый классный час всегда посвящен дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Большая работа ведется по гражданско-патриотическому воспитанию. В классе прошло ряд бесед, классных часов, встреч с ветеранами. Посмотрели презентацию с фрагментами документального фильма «Начало войны». Фильм инициировал детей на выражения своих положительных эмоций и благодарности ветеранам за мирное небо над головой. Мероприятия гражданско-патриотического направления способствовали воспитанию в наших детях высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением. Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. Учащиеся знакомились с биографией героев, в честь которых названы улицы города. В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. Ежемесячно, посещая филармонию, дети приобщались к прекрасному, знакомились с музыкальными произведениями и композиторами. Участие в общешкольных мероприятиях способствовало развитию ответственности, инициативы в наших детях, содействовало воспитанию общественной активности, выявлялись лидерские качества личности и их коммуникативные способности. Постепенно раскрывался творческий потенциал обучающихся.Учащиеся стали победителями городских, областных и российских конкурсов: конкурс рисунков «Моя Родина» -1 место по России, «Портрет моей малой Родины» -3 место по городу, краеведческий конкурс фотографий «Великой Победе – 65 славных лет!» - 1 место по области, конкурс рисунков «Чтобы сохранить мир» -2 место по городу, городской конкурс декоративно – прикладного творчества «Моя бабуля - рукодельница, а деда лучше не найдешь!»-3 место, «Солдатский огонек» -2 место, городской конкурс чтецов «Строка, опаленная войной» - 2 место, городской конкурс«Рождественские колокола»-2место, конкурс поделок «Рождественский букет» - 3 место по городу.
В нашем классе существует традиция- посещать в больнице своих одноклассников. Сочувствие– устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - это правила нашей повседневной жизни. Активное участие мы принимаем в ежегодной акции «Помощь детям». Дети собирают вещи, игрушки для детей детского дома. В классе прошла Акция «Оранжевое чудо». Учащиеся раздавали прохожим апельсины и желали добра. Дети были просто счастливы, от того что отдают частичку своего тепла, тем самым даря незнакомым людям радость и добро. Учащиеся осознавали, что порой необходимо только проявить внимание к живущим рядом соседям, сказать добрые слова или просто улыбнуться.
Праздники в школе мы стали проводить вместе с родителями, где они принимают участие в конкурсах вместе с детьми. Приглашаем на праздники бабушек, дедушек, ветеранов, дарим открытки, сделанные руками детей. Рассказываем стихи, поем песни, готовим танцы, оформляем стенгазеты, фотовыставки к каждому празднику. У школьников формируется чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к старшему поколению.
Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-101153-1355487257.jpg)
Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-749274-1455341306.jpg)
Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972298-1510472006.jpg)
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-913407-1622718147.jpg)
Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».
В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-869397-1482339985.jpg)
Проектная деятельность в работе учителя начальных классов, как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания
проанализирована работа учителя по созданию проекта духовно-нравственной направленности «Мы не имеем права забывать…». Основная идея проекта – воспитание в детях патриотизма ч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-869397-1482339985.jpg)
Проектная деятельность в работе учителя начальных классов, как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания
проанализирована работа учителя по созданию проекта духовно-нравственной направленности «Мы не имеем права забывать…». Основная идея проекта – воспитание в детях патриотизма ч...