План кружка "Умники и умницы"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_umniki_i_umnitsy_3_klass.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована» «Утверждена»
Заместитель Директор МБОУ
директора поУ ВР «ЧДСШ»
МБОУ «ЧДСШ» _______/А.А. Ефимов/
________/М. В. Аръяхова/ Приказ № 72 от
« 29 » августа 2013 г. « 29 » августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Умники и умницы» («Учусь создавать проект») в 3 классе
Одинцовой Ирины Николаевны, учителя 1 квалификационной категории
МБОУ «Чувашско Дрожжановская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«29» августа 2013 г.
2013– 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ отводится 36 часов по 1 занятию в неделю, 34 занятия в 3 классе и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе; (вариативный курс )
- дискуссии, беседы.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Ожидаемый результат:
1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
2.Умение работать с информацией.
3.Опыт целеполагания.
4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.
5.Расширение кругозора.
6.Развитие мышления.
7.Развитие эмоциональной сферы.
8.Опыт публичного выступления.
- Общеучебные организационные умения
- Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
- Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
- Общеучебные умения поиска сведений
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
- Творческие общеучебные умения
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
- Менеджерские умения и навыки
- Умение проектировать процесс (изделие).
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
- Навыки анализа собственной деятельности.
- Коммуникативные умения
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
- Умение вести дискуссию.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение находить компромисс.
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
- презентационные умения и навыки.
- Навыки монологической речи.
- Умение уверенно держать себя во время выступления.
- Артистические умения.
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
- Умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
- Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
- Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
- Привлечение родителей
- Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
- Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Коли-чество часов | Цель занятия | Дата проведения | |
по плану | факт. | ||||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. | 1 | Формирование умения презентовать свои увлечения, достижения. Освоение понятия этапов работы над проектом. | 5.09. | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | Формирование умений создания собственных творческих замыслов и доведение их до воплощения в творческий продукт. Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Развитие умения видеть проблему и находить необходимые способы действия. | 12.09. | |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 | Формирование умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. | 19.09. | |
4, 5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия. | 2 | Формирование умений в составлении паспорта проекта. | 26.09. 3.10. | |
6,7 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. | 2 | Ознакомление с видами вопросов для анкет; Формирование умений в составлении вопросов для анкетирования. | 10.10. 17.10. | |
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | Ознакомление с условиями размещения проектного материала на постере; Формирование умений в создании постера. | 24.10. | |
9,10 | Практическая работа. Создание мини-постера. | 2 | Формирование умения создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами и планами; Развитие умений создавать сообщения различной природы (устные и письменные тексты) | 31.10. 14.11. | |
11-13 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | Изучение и освоение возможностей программы МРР; Формирование умений и навыков при работе с фотографиями. Рисунками, фигурами и диаграммами. | 21.11. 28.11. 5.12. | |
14-16 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 3 | Формирование умения настраивать анимации на слайде. | 12.12. 19.12. 26.12. | |
17-19 | Программа МРР. Дизайн. | 3 | Развитие образного мышления, вкуса, логики; Формирование умения творчески подходить к созданию вещи. | 16.01. 23.01. 30.01. | |
20,21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 | Формирование умения работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка» | 6.02. 13.02. | |
22,23 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | 2 | Ознакомление с требованиями к компьютерной презентации; Формирование умения находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. | 20.02. 27.02. | |
24,25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 | Формирования умения использовать полученные знания при тестовой проверке. | 6.03. 13.03. | |
26-28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 3 | Использование полученных знаний при составлении презентации к заданному тексту. | 20.03. 3.04. 10.04. | |
29,30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 | Развитие умения создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные; Формирование умения брать интервью и создавать визитку проекта. | 17.04. 24.04. | |
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | Формирование умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, развитие самокритики. | 1.05. | |
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | Формирование умения подводить некоторые итоги своей деятельности. | 8.05. | |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 | Формирование умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам. | 15.05. | |
34 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин) | 1 | Формирование умения высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года | 22.05. | |
35,36 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 2 | Формирование умения делать выводы Развитие памяти, мышления, внимания, кругозора. | самостоятельно |
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Перечень учебно-методического обеспечения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4-х классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"
Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....
Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умницы"
Цели мероприятия: развитие математических способностей учащихся,...
План летнего математического кружка "Умники и Умницы"
Презентация - отчет о проделанной работе в летнем математическом пришкольном лагере...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной), с...
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...