"Я гражданин России. Мои права."
классный час (3 класс) по теме
познакомить детей с Конвенцией ООН о правахребенка, осмыслить суть конвенции, разработать вместе с детьми вариант ( фрагмент) Конвенции, чтобы он был понятен детям; развивать творческие способности; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. А.С.ПУШКИНА
станицы Каневской Каневского района Краснодарского края
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ.
МОИ ПРАВА»
Классный час
3 класс
Провела
учитель начальных классов
Кулик Татьяна Владимировна
2011 год
Классный час «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Цели и задачи: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, осмыслить суть конвенции, разработать вместе с детьми вариант ( фрагмент) Конвенции, чтобы он был понятен детям; развивать творческие способности; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности у детей.
Ход классного часа:
- Вступительные слова учителя.
- Раскрытие понятия «государство».
- Символы государства.
- Рассказ учителя и беседа с детьми.
- Разработка детского варианта Конвенции
- Игровые моменты
- Конкурс эскизов к обложке Конвенции.
- Подведение итогов.
- Вступительные слова учителя:
- Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас.
Прочитайте тему нашего классного часа.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Ответы детей:
- О том, где провели летние каникулы, что увидели, что нового узнали.
Верно, ребята.
Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой.
Как часто мы слышим громкое, звучное слово - Родина.
А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?
Игра:
Учитель бросает мяч, и каждый ученик, поймавший его, заканчивает фразу одним словом:
Родина - это…земля, моря, птицы, дома и т. д.
-Вот сколько ассоциаций у вас возникает, когда слышим слово Родина.
Родина - это и знакомая тропинка, и звонко поющие птицы, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка.
Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы?
Это ли не Родина?
Много поэтов и художников прославили свою Родину.
Дети рассматривают репродукции картин русских художников.
Ученик читает стихотворение М. Исаковского
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это - русское раздолье,
Это - русская земля!
Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!
Слышу пенье жаворонка:
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
- Раскрытие понятия: государство.
- -Вы, ребята, говорили, что Родина – это то место, где человек родился.
Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором мы живём. Города, станицы со своими улицами, парками, аллеями, со своей историей, которой мы гордимся. Родина – это наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
- Посмотрим, ребята, что у меня в руках?
(свидетельство о рождении)
- Что в нём написано, кто знает?
- Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.
Скажите гражданином какой страны вы являетесь?
( России, Российской Федерации)
А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом – синонимом. Эти слова обозначают одно и тоже. Первая буква «г», последняя – «о».
Г | О | С | У | Д | А | Р | С | Т | В | О |
- Правильно, вы сразу договорились это государство. Можно сказать Россия – страна и государство.
- Давайте представим, как мы с вами отправились в открытый космос на космическом корабле, увидели очертания нашего государства. У каждого государства есть свои границы.
( Работа по карте. Учитель обводит по карте границы государства красным цветом).
- Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих листочках границы страны и подпишите сверху: государство.
- Без кого не может существовать государство?
- Правильно без людей.
- Нарисуйте себя в контуре страны.
- Молодцы.
- Символы государства.
Ребята, на протяжении всемирной истории все государства имели свои символы.
Назовите, пожалуйста, основные символы государства.
Молодцы, это герб, Гимн, флаг.
Ребята, из гербов, изображенных на этих картинках, выберите картинку с гербом России.
Правильно выбрали.
А как выглядит флаг России – опишите.
Ответы детей
Он состоит из полос белого, синего, красного цвета.
Что означает белый цвет?
Ответ детей
Белый цвет – это мир, благородство, чистота.
Что означает синий цвет?
Ответ детей
Синий цвет – это небо, верность, безупречность.
Что означает красный цвет?
Ответ детей
Красный цвет – это мужество, смелость, великодушие, любовь.
Продолжите слова Гимна.
Задание по рядам.
1-й ряд – продолжите
Россия – священная наша держава …
Дети продолжают…
Россия любимая наша страна
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
2-й ряд – продолжает.
От южных морей до полярного края …
Дети продолжают …
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
3-й ряд – продолжает.
Широкий простор для мечты и для жизни …
Дети продолжают …
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев поют все вместе.
Славься Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
-Молодцы! Ребята!
4. Дети, а без кого не может существовать государство?
Ответы детей …
Без людей, без детей …
Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-
нибудь права?
Ответы детей…
Да, наверное, имеет.
Правильно, каждый человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (право проживать в стране, которой родился), на медицинское обслуживание.
Ребята, хочу напомнить вам о важном документе, который называется «Конвенция о правах ребёнка». В городе Женеве, 1924 году был принят документ о правах ребёнка.
В нём говорилось о защите прав ребёнка.
В конвенции сформулированы основные требования – это обеспечить право детей на жизнь, на свободу, на отдых, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества.
Пусть маленькому человечку ещё не совсем понятны его права, но в это время, его права отстаивают его родители.
Конвенция призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на нравственно-правовой и педагогической основе.
Уважение к мнению, взглядам, к личности ребёнка в целом должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права.
5.А теперь давайте разработаем детский вариант Конвенции о правах ребёнка. Некоторые положения Конвенции сформулируем так, чтобы они вам были понятны. Итак на что же дети имеют право?
Ответы детей.
Дети имеют право:
-на имя,
-на проживание в стране, где родились,
-на свободу
-на труд
-на собственное имущество
-на неприкосновенность жилища
-на медицинское обслуживание
Учитель:
А ещё, ребята, вы имеете право:
-на неприкосновенность своей личности,
-на заботу и любовь родителей, право проживать в семье,
-на бесплатное образование,
-играть и иметь равные возможности развиваться, учиться быть ответственными и полезными обществу.
-иметь право первыми получать защиту и помощь со стороны взрослых и государства.
А вы со своей стороны должны научиться жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость, заботу и уважение к старшим, беречь природу, приносить пользу Родине и обществу, в котором живёте.
6.А теперь ребята, посмотрим и проверим, как вы поняли выше сказанное и применим Конвенцию о правах ребёнка к сказкам.
а) Кто и в какой сказке нарушил право зайчика на неприкосновенность
жилища?
Ответы детей (Нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»)
б) Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?
(Снежная королева)
в) Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на …
(Бесплатное образование)
г) У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить
Буратино права на …
(Имущество)
д) Какой сказочный персонаж пользуется правом свободного передвижения
на нетрадиционном летательном аппарате?
(Баба-Яга)
Молодцы, я рада, что вы поняли, что такое Конвенция о правах ребёнка.
А теперь поиграем немножко.
Класс делится на три группы. (Работа в группах).
Вспомнили правила работы в группах
Каждая группа получает по сказочному герою и в течении 8 минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим действующим лицам сказки.
1 группа – Карабас Барабас
2 группа – Бармалей
3 группа – Баба Яга
Ответы детей
1 группа
Карабас Барабас нарушил:
-право на свободу
-право получать за свой труд вознаграждение (зарплату)
2 группа
Бармалей нарушил:
-право на медицинское обслуживание зверей
-право на свободу
3 группа Баба-Яга нарушила:
Право на свободу
-покушение на жизнь героя
Ребята, вы все молодцы, правильно ответили на поставленный вопрос.
Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, все имеют равные права.
7.А теперь небольшое творческое задание.
Нарисуйте эскиз к обложке «Конвенция о правах ребёнка»
8.Выставка рисунков.
Итог.
Замечательно, ребята, вы все справились с этим заданием.
Составленной Конвенцией о правах ребёнка будем пользоваться не только мы, но и все дети нашей школы.
Спасибо, вам, за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"
Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...
Факультативное занятие в разновозрастных классах 1,4 класс "Я гражданин России. Имею права жить."
Занятие направлено на изучение прав ребёнка на основе русских народных сказок. Используется кукольный театр, мультипликация, тексты сказок. Хорошо помогает в дальнейшем изучении прав граждан России. Т...
Классный час: «Права гражданина. Я имею право…″.
Цель: Формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка....
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....
«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
Предназначена для работы с учащимися 9-1...