Классный час в 1 классе "Культура общения"
классный час (1 класс) по теме
Раскрытие тайны слова «здравствуйте» и формирование осознанного употребления этого слова в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_varzanosova_mbou_sosh_no_g_okhansk_microsoft_word_2.doc | 883 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
в 1 классе по культуре общения
Автор: Варзаносова Л.Ю. учитель начальных классов МБОУ СОШ №1, г. Оханска, Пермского края.
Участники: учащиеся 1 класса и их родители.
Тема: Тайна слова «Здравствуйте».
Цель: Раскрыть тайну слова «здравствуйте» и сформировать осознанное употребление этого слова в речи.
Задачи:
- Формировать потребность употребления в речи вежливые слова.
- Путем обыгрывания житейских ситуаций, формировать у детей нормы нравственного этикета.
- Развивать коммуникативные способности.
- Укреплять семейные традиции.
Ожидаемый результат: Тайна слова «здравствуйте» - это пожелание здоровья и добра, хорошего настроения, укрепление семьи и ее традиций. «Сегодня поздороваешься, а завтра за счет этого живешь».
Оборудование: Нарисованный поезд, колеса, для оформления столов класса (столы поставлены полукругом, изображая идущий поезд). На доске плакат с изображением солнца и радуги. Ширма для кукольного театра и куклы ( мышка, пес, мудрая сова- герои передачи «Шишкин лес»). Праздничный каравай хлеба. Презентация : «Как здороваются в разных странах». Музыкальная фонограмма песни «Улыбка». Памятка – подарок для каждого участника «Правила вежливого человека, брошюра – проект урока.
Литература:
- Интернет ресурсы.
- Классные часы:1 класс/ Автор:Т.Н. Максимова- М.: ВАКО, 2011.
- Этикет. Учусь правилам поведения. В.Н. Суслов- Ростов н/д: Легион, 2010
- Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.
Проект классного часа
Ход занятия
- Актуализация знаний.
Добрый день дорогие ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня я всех приглашаю в путешествие на веселом поезде, в котором мы будем разгадывать тайны вежливых слов. С собой мы берем родителей и гостей. Я попрошу улыбнуться друг другу и поприветствовать всех, как это делают все ученики.(дети встают)
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Какое слово вы сказали друг другу? (здравствуйте)
Именно это слово будет главным на нашем классном часе.
«Здравствуйте!» -
Поклонившись, мы друг другу сказали.
«Здравствуйте!» -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалось в мире?
- Скажите, от чего? (мы улыбнулись и поздоровались)
- А как можно здороваться?
- А со всеми можно одинаково здороваться?
Вопросов много и я думаю, что за время путешествия вы сможете на них ответить.
Чтобы в дороге у всех было хорошее настроение, я предлагаю спеть песню « Улыбка»
- Основная часть – игра путешествие по станциям.
1 станция – «Шишкин лес» ( В классе стоит ширма для кукольного представления)
- Ребята, какой смысл мы вкладываем в слово «здравствуйте», когда говорим его другим людям? ( Мы желаем здоровья, счастья, хорошего настроения.)
Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй, - улыбнется он в ответ
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
У нас в гостях сестра ученика 1 класса Дарья Юрьевна, она медицинский работник, ей слово.
- Здравствуйте ребята, я пришла к вам ни одна, а с героями телевизионной передачи «Шишкин лес», знакомьтесь.
Зубок: - Здравия желаю, я Зубок.
Шуня: - Здравствуйте, я Шуня.
М.Л. – Мое почтение, я Матильда Леонардовна.
Мед. сестра: -Уважаемые зверята, меня сегодня попросили рассказать действительно ли , это слово «здравствуй», связано с здоровьем.
М.Л. – А знаете ли вы, что слово «Здравствуй» очень старое, оно связано со словом дерево.
Зубок: - Я что- то не понял, что же может быть общего, у слова здравствуй и дерево?
Шуня: - Интересно, когда люди друг друга встречали и говорили, здравствуйте, то желали друг другу быть деревом?
М.Л. – Совершенно верно! Люди желали друг другу быть здоровыми, крепкими, как это дерево, например.
Мед. сестра: - Теперь ребята, всегда при встрече говорите слово «Здравствуйте», желайте друг другу быть здоровыми, крепкими.
Ведь это солнечное слово, в нем столько радости, света, теплоты. А рукопожатия друзей, с пожеланиями здоровья, не забываемы.
Стих «С добрым утром»
Добрые слова не лень
Повторять мне целый день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
2 станция «Цветочный город» Групповая работа.
У вас в каждом вагоне (парте) лежит цветок, в середине написано слово «здоровье», а рядом конверты. Прошу выбрать из конвертов слова – пожелания, которые подходят к этому слову.
- Зачитайте, какое здоровье можно пожелать человеку? (Готовые цветки дети крепят на доску – импровизируемый луг.)
Прочитайте пословицу, которая находится на нашем лугу.
«Сегодня поздороваешься, а завтра за счет этого живешь.»
- Как понимаете смысл пословицы?
3 станция «Солнечная»
На этой станции нас встречает Надежда Владимировна, мама нашей ученицы, которая работает в нашей школе гардеробщицей.
- Я работаю в школе и самая первая встречаю всех пришедших в школу, и очень часто бывает так, что дети забывают здороваться не только с взрослыми, но и с друзьями. Надеюсь, что в нашем классе нет таких учеников? Я приготовила для вас несколько ситуаций, прошу помочь мне их разрешить.
1. Можно ли двум одноклассникам при встрече обменяться дружескими рукопожатиями в перчатках?
2. Прав ли мальчик, если он желает поздороваться с девочкой, при этом у мальчика руки остаются в кармане?
3. Два мальчика идут, оживленно обсуждая мультфильм. Их обгоняет Света. Кто первым здоровается?
4. Денис и Саша сидят в классе. Входит Таня. Кто первым здоровается?
5. Вы увидели своего друга с подружкой. С кем первым вы поздороваетесь?
6. В класс заходит посторонний взрослый человек. Ваши действия?
Что такое «здравствуй» - лучшее из слов.
Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит слово «здравствуй» - говорить пора.
(Детям вручаются памятки)
Для тех, кто хочет стать вежливым
1. Культурный человек всегда приветлив и вежлив со всеми, знакомыми и незнакомыми.
2. Встречая на улице знакомых, поздоровайся приветливо, ответь на вопросы, если тебе их зададут.
3. С взрослыми нужно здороваться первым.
4. В школе ученики должны здороваться со всеми взрослыми, находящимися в школе.
5. Если твой учитель стоит с другим учителями, нужно поздороваться со всеми, сказав «Здравствуйте»
6. Здороваясь с ребятами при встрече, называй их по имени, если не знаешь имени, спроси и назови себя.
7. Помни! Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, тем более, когда их говорят, отвернувшись от того, кому они предназначены.
4 станция «Невежливая вежливость»
Нужно помнить, что вежливые слова перестают быть вежливыми, если их говоришь грубо, или отвернувшись от собеседника, как Петрусь из стихотворения Кульской. (инсценировка стихотворения)
Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
Чтец 2: - Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
-Что бы вы посоветовали Петрусю?
5 станция «Любознательная» (Беседа сопровождается презентацией)
А вы знаете ребята, оказывается у слова «здравствуйте» есть еще одна тайна.
Оказывается 40 лет тому назад 2 брата американца, которые хотели мира, решили отправить письма во все уголки земного шара с радушными приветствиями. Они хотели лишь одного, чтобы тот, кто получит их письмо, поприветствовал бы еще хотя бы 10 человек. Братьев поддержало много людей и вот с 21 ноября 1973 года отмечают всемирный день приветствий. Интересно –то, что у разных народов принято приветствовать друг друга по разному.
Американцы – хлопают друг друга по плечу.
Монголы – спрашивают: « Здоров ли скот?»
Китайцы, корейцы спрашивают: «Ты поел?»
В Египте задавали вопрос: «Как вы потеете?»
По сей день самым забавными остаются приветствия африканских племен в Кении. Они плюют на встречного.
В России с древних времен при встрече спрашивали о здоровье. Ведь приветствие – это начало дня, случайной или деловой встречи, серьезного разговора и откровенного признания. На Руси был хороший обычай, встречать дорогих гостей хлебом – солью.
И вот нас всех сегодня на этой станции встречает мама Лизы, технолог нашего хлебозавода Тамара Михайловна, которая вместе со своими сотрудниками испекла для нас каравай. Ведь самое ценное с давних времен был хлеб и соль, которые добывать было сложно. (Мама читает стихотворение).
Есть пословица в народе –
«Хлеб – на стол,
и стол расцвел».
Ну а все же как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
Он рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля –
земля не просто,
А кормилица-земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись:
увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый нужный в мире труд.
Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.
Из машин рекой струится
На совхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь – порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы –
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.
Есть пословица в народе:
«Хлеб – на стол,
и стол расцвел».
Хлеб нелегкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда. (все участники кл. часа угощаются хлебом – солью)
3.Итог.
6 станция «Остановка»
-Какие тайны слова «здравствуйте» узнали сегодня?
Давайте дадим клятву друг другу.
Клянемся вежливыми быть – клянемся
«Здравствуйте» друг другу говорить – клянемся
Добрый день, мы вас рады видеть – клянемся
Постараемся никого не обидеть – клянемся
Клянемся добрыми мы быть – клянемся
А лень и грубость позабыть - клянемся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Правило бесконфликтного общения".
Знакомство учащихся с основным правилом бесконфликтного общения. Формируются представления о различных вариантах человеческого общения. Рассматриваются различные конфликтные ситуации и игры(лото...
Классный час "Развитие навыков общения. Учимся вежливости"
Классный час "Развитие навыков общения. Учимся вежливости"...
Классный час «Правило бесконфликтного общения».
знакомство учащихся с основным правилом бесконфликтного общения.Задачи: формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с понятием «конфликт»...
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»...
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей : «О культуре общения»
Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поз...
Классный час по теме "ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ»
Классный час по теме "ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ»...
Классный час Правила бесконфликтного общения.
Классный час "Правила бесконфликтного общения"...