Классный час в 1 классе "Культура общения"
классный час (1 класс) по теме

Варзаносова Лариса Юрьевна

Раскрытие тайны слова «здравствуйте» и формирование осознанного употребления этого слова в речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

в 1 классе по культуре общения

Автор: Варзаносова Л.Ю. учитель начальных классов МБОУ СОШ №1, г. Оханска, Пермского края.

Участники: учащиеся 1 класса и их родители.

Тема: Тайна слова «Здравствуйте».

Цель: Раскрыть тайну слова «здравствуйте» и сформировать осознанное употребление этого слова в речи.

Задачи:

  1. Формировать потребность употребления в речи вежливые слова.
  2. Путем обыгрывания житейских ситуаций, формировать у детей нормы нравственного этикета.
  3. Развивать коммуникативные способности.
  4. Укреплять семейные традиции.

Ожидаемый результат:  Тайна слова «здравствуйте» - это пожелание здоровья и добра, хорошего настроения, укрепление семьи и ее традиций. «Сегодня поздороваешься, а завтра за счет этого живешь».

Оборудование: Нарисованный поезд, колеса, для оформления столов класса (столы поставлены полукругом, изображая идущий поезд).  На доске плакат с изображением солнца и радуги. Ширма для кукольного театра и куклы ( мышка, пес, мудрая сова- герои передачи «Шишкин лес»). Праздничный каравай  хлеба. Презентация : «Как здороваются в разных странах». Музыкальная фонограмма песни «Улыбка». Памятка – подарок  для каждого участника «Правила вежливого человека, брошюра – проект урока.

Литература:

  1. Интернет ресурсы.
  2. Классные часы:1 класс/ Автор:Т.Н. Максимова- М.: ВАКО, 2011.
  3. Этикет. Учусь правилам поведения. В.Н. Суслов- Ростов н/д: Легион, 2010
  4. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.

Проект классного часа


Ход занятия

  1. Актуализация знаний.

Добрый день дорогие ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня я всех приглашаю в путешествие на веселом поезде, в котором мы будем разгадывать тайны вежливых слов. С собой мы берем родителей и гостей. Я попрошу улыбнуться друг другу и поприветствовать всех, как это делают все ученики.(дети встают)

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Какое слово вы сказали друг другу? (здравствуйте)

Именно это слово будет главным на нашем классном часе.

«Здравствуйте!» -

Поклонившись, мы друг другу сказали.

«Здравствуйте!» -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?

От чего же на капельку счастья  прибавилось в мире?

От чего же на капельку радостней сделалось в мире?

- Скажите, от чего? (мы улыбнулись и поздоровались)

- А как можно здороваться?

- А со всеми можно одинаково здороваться?

Вопросов много и я думаю, что за время путешествия вы сможете на них ответить.

Чтобы в дороге у всех было хорошее настроение, я предлагаю спеть песню « Улыбка»

  1. Основная часть – игра путешествие по станциям.

1 станция – «Шишкин лес» ( В классе стоит ширма для кукольного представления)

- Ребята, какой смысл мы вкладываем в слово «здравствуйте», когда говорим его другим людям? ( Мы желаем здоровья, счастья, хорошего настроения.)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку,

Здравствуй, - улыбнется он в ответ

И наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

У нас в гостях сестра ученика 1 класса Дарья Юрьевна, она медицинский работник, ей слово.

- Здравствуйте ребята, я пришла к вам ни одна, а с героями телевизионной передачи «Шишкин лес», знакомьтесь.

 Зубок: - Здравия желаю, я Зубок.

Шуня: - Здравствуйте, я Шуня.

М.Л. – Мое почтение, я Матильда Леонардовна.

Мед. сестра: -Уважаемые зверята, меня сегодня попросили рассказать действительно ли , это слово «здравствуй», связано с здоровьем.

М.Л. – А знаете ли вы, что слово «Здравствуй» очень старое, оно связано со словом дерево.

Зубок: - Я что- то не понял, что же может быть общего, у слова здравствуй и дерево?

Шуня: - Интересно, когда люди друг друга встречали и говорили, здравствуйте, то желали друг другу быть деревом?

М.Л. – Совершенно верно! Люди желали друг другу быть здоровыми, крепкими, как это  дерево, например.

Мед. сестра: - Теперь ребята, всегда при встрече говорите слово «Здравствуйте», желайте друг другу быть здоровыми, крепкими.

Ведь это солнечное слово, в нем столько радости, света, теплоты. А рукопожатия друзей, с пожеланиями здоровья, не забываемы.

Стих «С добрым утром»

Добрые слова не лень

Повторять мне целый день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

2 станция «Цветочный город» Групповая работа.

У вас в каждом вагоне (парте) лежит цветок, в середине написано слово «здоровье», а рядом конверты. Прошу выбрать из конвертов слова – пожелания, которые подходят к  этому слову.

- Зачитайте, какое здоровье можно пожелать человеку? (Готовые цветки дети крепят на доску – импровизируемый луг.)

Прочитайте пословицу, которая находится на нашем лугу.

«Сегодня поздороваешься, а завтра за счет этого живешь.»

- Как понимаете смысл пословицы?

3 станция «Солнечная»

На этой станции нас встречает Надежда Владимировна, мама нашей ученицы, которая работает в нашей школе гардеробщицей.

- Я работаю в школе и самая первая встречаю всех пришедших в школу, и очень часто бывает так, что дети забывают здороваться  не только с взрослыми, но и с друзьями. Надеюсь, что в нашем классе нет таких учеников? Я приготовила для вас несколько ситуаций, прошу помочь мне их разрешить.

1.        Можно ли двум одноклассникам при встрече обменяться дружескими рукопожатиями в перчатках?

2.        Прав ли мальчик, если он желает поздороваться с девочкой, при этом у мальчика руки остаются в кармане?

3.        Два мальчика идут, оживленно обсуждая мультфильм. Их обгоняет Света. Кто первым здоровается?

4.        Денис и Саша сидят в классе. Входит Таня. Кто первым здоровается?

5.        Вы увидели своего друга с подружкой. С кем первым вы поздороваетесь?

6.        В класс заходит посторонний взрослый человек. Ваши действия?

Что такое «здравствуй» - лучшее из слов.

Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит слово «здравствуй» - говорить пора.

(Детям вручаются памятки)

Для тех, кто хочет стать вежливым

1.        Культурный человек всегда приветлив и вежлив со всеми, знакомыми и незнакомыми.

2.        Встречая на улице знакомых, поздоровайся приветливо, ответь на вопросы, если тебе их зададут.

3.        С взрослыми нужно здороваться первым.

4.        В школе ученики должны здороваться со всеми взрослыми, находящимися в школе.

5.        Если твой учитель стоит с другим учителями, нужно поздороваться со всеми, сказав «Здравствуйте»

6.        Здороваясь с ребятами при встрече, называй их по имени, если не знаешь имени, спроси и назови себя.

7.        Помни! Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, тем более, когда их говорят, отвернувшись от того, кому они предназначены.

4 станция «Невежливая вежливость»

Нужно помнить, что вежливые слова перестают быть вежливыми, если их говоришь грубо, или отвернувшись от собеседника, как Петрусь из стихотворения  Кульской. (инсценировка стихотворения)

  Обещал отцу Петрусь….

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем

 Выполняет обещанье

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

 - С добрым утром дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку;

- Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

 Та отпрянула в сторонку….

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

Чтец 2: - Ты, – вожатый закричал, -

И невежа и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

-Что бы вы посоветовали Петрусю?

5 станция «Любознательная» (Беседа сопровождается презентацией)

А вы знаете ребята, оказывается у слова «здравствуйте» есть еще одна тайна.

Оказывается 40 лет тому назад 2 брата американца, которые хотели мира, решили отправить письма во все уголки земного шара с радушными приветствиями. Они хотели лишь одного, чтобы тот, кто получит их письмо, поприветствовал бы еще хотя бы 10 человек. Братьев поддержало много людей и вот с 21 ноября 1973 года отмечают всемирный день приветствий. Интересно –то, что у разных народов принято приветствовать друг друга по разному.

Американцы – хлопают друг друга по плечу.

Монголы – спрашивают: « Здоров ли скот?»

Китайцы, корейцы спрашивают: «Ты поел?»

В Египте задавали вопрос: «Как вы потеете?»

По сей день самым забавными  остаются приветствия африканских племен в Кении. Они плюют на встречного.

В России с древних времен при встрече спрашивали о здоровье. Ведь приветствие – это начало дня, случайной или деловой встречи, серьезного разговора и откровенного признания. На Руси был хороший обычай, встречать дорогих гостей хлебом – солью.

И вот нас всех сегодня на этой станции встречает мама Лизы, технолог нашего хлебозавода Тамара Михайловна, которая вместе со своими сотрудниками испекла для нас каравай. Ведь самое ценное с давних времен был хлеб и соль, которые добывать было сложно. (Мама читает стихотворение).

Есть пословица в народе –

«Хлеб – на стол,

и стол расцвел».

Ну а все же как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля –

земля не просто,

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись:

увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно

Наше золото – пшеница,

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь – порядок:

Закрома полны муки, 

Зерна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

«Хлеб – на стол,

и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда. (все участники кл. часа угощаются хлебом – солью)

3.Итог.

6 станция «Остановка»

-Какие  тайны слова «здравствуйте» узнали сегодня?

Давайте дадим клятву друг другу.

Клянемся вежливыми быть – клянемся

«Здравствуйте» друг другу говорить – клянемся

Добрый день, мы вас рады видеть – клянемся

Постараемся никого не обидеть – клянемся

Клянемся добрыми мы быть – клянемся

А лень и грубость позабыть - клянемся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Правило бесконфликтного общения".

Знакомство учащихся с основным правилом бесконфликтного общения. Формируются представления о различных вариантах человеческого общения.  Рассматриваются различные конфликтные ситуации и игры(лото...

Классный час "Развитие навыков общения. Учимся вежливости"

Классный час "Развитие навыков общения. Учимся вежливости"...

Классный час «Правило бесконфликтного общения».

знакомство учащихся с основным правилом бесконфликтного общения.Задачи: формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с понятием «конфликт»...

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей : «О культуре общения»

Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поз...

Классный час по теме "ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ»

Классный час по теме  "ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ»...

Классный час Правила бесконфликтного общения.

Классный час "Правила бесконфликтного общения"...