Ответственность
классный час на тему
Предварительный просмотр:
основы нравственности
в 4 классе
на тему: «Быть ответственным»
Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми,
за всех людей и за все.
Федор Достоевский
Творческое задание «Король и министры»
Дети делятся на группы и получают карточки с какими-либо государственными проблемами, например:
- В государстве началась эпидемия гриппа;
- Соседи объявили захватническую войну;
- В государстве началась засуха и т.д.
В каждой группе один человек — король, остальные — министры. Министры по очереди высказывают королю свое мнение по той или иной проблеме. Выслушав всех министров, король должен прийти к какому-либо решению. Затем «короли» из каждой группы рассказывают о своих решениях остальным группам.
Вопросы и задания для беседы:
Родители отвечают за своих детей. Должны ли дети отвечать за своих родителей, и с какого возраста?
Чувствуете ли вы ответственность за кого-либо?
Как вы думаете, кто отвечает за все, что происходит в государстве (мире, семье, школе)?
Что значит уметь отвечать за самого себя?
Должны ли педагоги отвечать за поведение своих учеников после того, как они закончили школу?
Должны ли врачи отвечать за здоровье своих пациентов после того, как они расстались?
Король-крестьянин
А. Неелова
Один король, у которого не было ни детей, ни родственников, завещал, чтобы после его смерти возвели на престол первого, кто войдет в городские ворота. Судьбе было угодно, чтобы этим человеком оказался простой крестьянин, попавший случайно в город по своим делам. Окружила счастливца толпа придворных и повела во дворец. Там на него надели корону , опоясали мечом и подали скипетр. Посмотрел на себя в зеркало крестьянин и подумал: «Недурно!»
Затем под звуки гитар проводили его в великолепный зал, посадили на трон и присягнули ему на верность: «Совсем хорошо!» — подумал крестьянин.
Из тронного зала все отправились в столовую, где был подан роскошный обед и самые тонкие вина. «Вот это лучше всего!» — решил про себя крестьянин.
На другой день надо было приниматься за государственные дела. Наш король еще сладко спал, а во дворец уже собрались министры. Только успел он открыть глаза, как ему доложили, что министры и чины государственного совета просят у него аудиенции.
Оделся король и стал принимать докладчиков. Один из них предлагал проекты к улучшению государственного строя, другой — указывал на недостаток финансов и на необходимость поднять государственные доходы, не увеличивая налогов: третий докладывал о прошениях подданных с жалобами на разные нарушения их прав. Долго тянулись эти доклады, и все нужно было так или иначе решить. Новый король, человек добрый от природы и неглупый, сделал все, что было в его силах, чтобы как можно правильнее решить дела. Под конец он так устал, что еле держал в руках перо. «Эх, хорошо бы вернуться в свою избенку! — подумал король. — Там никто не заставлял меня решать мудреные дела».
Обед уж не показался новому королю таким вкусным, хотя за столом и подавали много изысканных блюд.
После обеда был назначен большой парад войскам, отправлявшимся на войну. Объезжая полки и батареи, король-крестьянин с грустью думал о том, сколько людей ляжет на полях битв, как много останется вдов и сирот и как велика ответственность, которую он берет на себя за все последствия войны. С тяжелым сердцем вернулся король во дворец, грустный лег спать и, несмотря на то что постель его была мягка и удобна, провел тревожную и бессонную ночь. О, как бы ему хотелось вернуться в свою бедную избенку, где, несмотря на жесткую постель, ему всегда спалось так спокойно!
Думал-думал король, что ему делать, и, наконец, придумал. На другой день рано утром он велел принести свою крестьянскую одежду, надел ее, да так в ней и остался. А как собрались министры и велели о себе доложить, вышел к ним и сказал:
— Я отказываюсь от чести быть вашим королем, выбирайте вместо меня кого хотите. Пока я был крестьянином, я знал только свои нужды, сделавшись же королем — стал нести тяготы всего народа. Не под силу мне это, а потому уступаю свой трон желающему.
С этими словами покинул крестьянин дворец, уехал из столицы и никогда больше в нее не заглядывал.
Все, что здесь рассказано, случилось очень давно и в тридесятом от нас царстве... В наше время и в наших странах все идет наоборот: — все хотят повелевать, и никто не хочет повиноваться.
Вопросы и задания к сказке:
Что значит, брать на себя ответственность за все, что происходит вокруг?
Почему новый король испугался взять на себя ответственность за правление страной? Каких качеств ему для этого недоставало? На его месте, остались бы вы во дворце? Как вы думаете, быть правителем — это бремя или удовольствие?
Игра «Отгадай профессию»
Каждый выбирает какую-либо профессию. Тот, кто начинает игру, говорит, за что отвечает представитель его профессии, например: «Я отвечаю за то, чтобы люди больше улыбались». Все остальные отгадывают, о какой профессии идет речь, и объясняют свое мнение. Отгадавший первым продолжает игру.
Обсуждение с детьми, трудно ли им было отвечать за своих близких; и почувствовал ли человек, за которого они отвечали, что в его жизни что-то изменилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы
Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...
Исследовательская работа "Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Исследовательская работа...
ответственность родителей за обучение и воспитание детей
уважаемые коллеги! публикую данный правовой лекторий вам в помощь при работе с нерадивыми родителями....
«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».
Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...
Классный час "Поступки и ответственность"
Классный час на тему: «Поступки и ответственность: вместе или врозь». Цели:Знакомство учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность», с их значением в жизни человека.Задачи:- По...
Воспитание чувства ответственности за свою безопасность
родительское собрание...