Классный час "Дружба"
классный час (4 класс) по теме

Пантюхова Галина Петровна

Классный час "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_druzhba.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Дружба."

(через знакомство с литературными произведениями о дружбе)

 

Тема:    «Дружба»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»,                       пок
азать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

 

I.      Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»

II. Сообщение темы и цели занятия

  Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

 

III. Знакомство с понятием "дружба”.

 

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

 

  • 1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
  • 2-я группа "Без друга на душе вьюга”.
  • 3-я группа "Старый друг лучше новых двух”

Каждый ряд после составления читает пословицу. На доске появляются слайды с пословицами.

Молодцы!

- Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:

- Какая общая тема пословиц? (дружба)

- А как вы понимаете слово "дружба”?(ответы детей)

 

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

 

-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.

-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

 

IV. Чтение и обсуждение стихотворений.

 

1. Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово  «друг».

 

Когда ещё никто не знал ни слова – 
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» - 
Соседям древний человек привык 
Показывать кулак или язык 
И корчить рожи (что одно и тоже), 
Но, словом стал гортанный резкий звук, 
Осмысленней лицо, умнее руки 
И человек придумал слово «друг» 
Стал друга ждать и тосковать в разлуке. 
Ему спокойно за друзей моих. 
Как жил бы я, что делал бы без них? 
Друзей – людей, которых я люблю, 
Я никогда ничем не оскорблю 
Не для того наш предок шёл сквозь мрак, 
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!» 
Показывал язык или кулак 
И корчил рожи (что одно и тоже) 
А злое слово я приберегу, 
Пускай оно достанется врагу!

 

2. Учитель - К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

 

(Ученик читает стихотворение «Два козла»)

Однажды на лужайке подрались два козла. 
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла 
Один из них тихонько приятеля  лягнул, 
Другой из них  легонько приятеля боднул. 
Один лягнул приятеля немножко посильней 
Один разгорячился, лягнул что было сил! 
Другой его рогами под брюхо подцепил 
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос, 
Но уж козлы дерутся не в шутку,  а всерьез. 
Я вспомнил эту драку, когда передо мной 
На школьной переменке такой же вспыхнул бой

 

Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь

 

3. Учитель. В.И.Даль  в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель  ставит  бескорыстие.

 

(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову 
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал 
Ученик: Вова присел на корточки 
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий!  С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю. 
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник. 

Учитель. Что же такое бескорыстная дружба? 
(Ответы учащихся)

 

4. Учитель – Можно ли дружить с героями этих стихов? 
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)

 

«Сонечка»

Тронь её нечаянно – сразу: 
-Караул 
Ольга Николаевна, он меня толкнул! 
Ой, я укололась, - слышен Сонин голос 
Мне попало что-то в глаз, 
Я пожалуюсь на вас! 
Дома снова жалобы: - Голова болит… 
Я бы полежала бы – мама не велит, 
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет 
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

 

«Жадина» 
Кто держит конфету свою в кулаке, 
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке 
Кто выйдя во двор, никому из соседей 
Не даст покататься на велосипеде, 
Кто мелом, резинкой, любою безделицей 
В классе ни с кем никогда не поделится? 
Имя тому подходящей дадено 
Даже не имя, а прозвище Жадина! 
Жадину я ни о чем не прошу 
В гости я жадину не приглашу 
Не выйдет из жадины друга хорошего, 
Даже приятелем не назовёшь его 
Поэтому – честно, ребята, скажу – 
С жадными я никогда не дружу

 

Учитель - Так каким же должен  быть настоящий друг?

 

5. Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг» 

Учитель - Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно  поиграть, поговорить или просто погулять.

 

6. А сейчас послушайте еще одно стихотворение, в котором друзьям хорошо вместе. Это настоящие друзья! (Арсалан и Тимур)

(Учащийся читает стихотворение «Мы с приятелем» Михалков С.В.)

Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья - Куда он, Туда и я!

Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.

Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.

И живут в квартире с нами Два ужа И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей, Двух ежей И двух чижей
Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей.

 

V. Рассуждение.

 

Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель – За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

VI. Физминутка (дети выполняют в парах)

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон

VII. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– Дружите ли вы со своими родителями? 
– Должны ли родители быть друзьями детства?

 

Давайте послушаем стихотворение «Моя родня»

(Дети читают стихотворение «Моя родня»)

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

А ещё друг есть у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю!

 

VIII. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

 

Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг?? 

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

 

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

1. честность

  • враньё

2. доброта

3. верность

  • грубость

4. взаимовыручка

  • предательство
  • драчливость

5. справедливость

  • задиристость;

6. ответственность

7. сострадание.

 

- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

 

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

 

IX. Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

-Вы согласны с этими законами? (ответы детей)

- Принимаем? (Да.)

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

X. Чтение стихотворения «Что такое дружба?»

 

И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его!

 

– Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.
– Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое дружба?
– Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.
Это когда мальчишки

Девчонок не обижают.

 

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.

 

XI. Песня Если с другом вышел в путь.

Итог.Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...