Авторская программа "Сувенирная кукла"
рабочая программа по теме
Авторская программа по созданию сувенирной куклы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_suvenirnaya_kukla.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Гороховецкого района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Росинка»
Гороховецкого района Владимирской области
УТВЕРЖДЕНА приказом директора ЦДТ «Росинка» № 79 от 01.09.2011 м.п. | Утверждена на заседании педагогического совета ЦДТ «Росинка» протокол № 2 от 31. 08. 2011 г. |
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Сувенирная кукла»
(для детей 10-15 лет, срок реализации 3 года)
г. Гороховец
2009
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Росинка» Владимирской области Гороховецкого района |
Дата образования учреждения | 1995 год |
Организационно-правовая форма | Учреждение дополнительного образования детей |
Адрес организации исполнителя | Мира ул., д. 15, г. Гороховец, Владимирская обл., 601483 |
Контактный телефон (факс) | (49238) 2-35 – 98, e-mail: cdtrosinka@yandex.ru, |
Ф.И.О. руководителя учреждения | Вульфович Ирина Анатольевна |
Полное наименование программы | Программа художественно-эстетической направленности «Сувенирная кукла» |
Ф.И.О., руководителя творческого коллектива | Боровкова Елена Васильевна, педагог дополнительного образования, руководитель декоративно – прикладного детского объединения «Рукодельница» |
Участники программы | дети 10-15 лет |
Цель программы | Создание условий для духовно- нравственного, творческого развития и воспитания ребенка в процессе изготовления своими руками национальной одежды и аксессуаров |
Задачи программы |
|
Направленность программы | Художественно – эстетическая |
Срок реализации программы | 3 года |
Вид программы | Самостоятельно разработанная |
Уровень реализации | Дополнительное образование |
Уровень освоения | Общекультурный |
Ожидаемые результаты | 1 год обучения Дети должны знать:
Дети должны уметь:
2 год обучения Дети должны знать:
Дети должны уметь:
3 год обучения Дети должны знать:
Дети должны уметь:
|
Формы контроля |
|
Введение.
История возникновения кукол ведет нас в далекое прошлое. В египетских пирамидах были найдены тряпичные куклы, которым 4000 лет. Кукол делали из дерева, камня, глины, воска, соломы. Позже их изготавливали из фарфора, пластмассы и резины. Невозможно представить детство без куклы, любимой, желанной, и той куклы, о которой приходилось только мечтать. Для ребенка полюбившаяся кукла - добрый друг, для коллекционера - целый мир.
Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы.
Сувенирные куклы, изготовленные в детском объединении «Рукодельница», по праву можно назвать авторскими, т.к. они выполняется в единственном экземпляре, представляют собой плод длительного кропотливого труда.
Сувенирные куклы - это своего рода эталоны сувениров.
Во-первых, они являются выразителями художественной культуры.
В каждой сувенирной кукле запечатлен фрагмент Великой России и её многонационального народа. Они отражают богатство национальных или местных особенностей, доносят историю нашего государства.
Во-вторых, они всегда обладают специфическими выразительными средствами и художественными достоинствами, воплощающими единство ремесла и искусства, сохраняющие традиционный характер и имеющие индивидуальный почерк.
Куклы в национальных костюмах имеют свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров.
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа является самостоятельно разработанной, имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 3 летний срок освоения, ориентирована на детей 10-15 лет, имеющих базовые навыки изготовления швейных изделий.
Программа «Сувенирная кукла» предполагает изготовление конусной сувенирной куклы в национальном костюме.
В программу включен региональный компонент (изучение владимирских швов, изучение народного костюма жителей Гороховецкого уезда конца 19 начала 20 вв.)
Учитывая, что наша страна является многонациональной, в программу включены темы по изучению одежды других народностей, проживающих на территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.
В ходе обучения по программе дети приобретают профессиональные навыки в конструировании и моделировании одежды, вышивке (техники «гладь», «крестиком», ленточками), бисероплетения, получают знания по цветоведению, знакомятся с традициями народного национального костюма конца 19, начала 20 вв.
Сувенирная кукла считается изящным и уникальным подарком в духе русских народных традиций, который можно подарить женщине или ребенку. Ценность и прелесть такого подарка состоит в том, что она сделана вручную, как правило, в единственном экземпляре.
Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей.
Актуальность программы.
В 90-е года ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
На протяжении многих лет, работая в студии декоративно-прикладного творчества с детьми разных возрастов, общаясь с родителями и с широким кругом людей, занятых в разных профессиональных сферах, я наблюдала за переменами, происходящими в жизни общества и их отражением на сознании людей, как меняется отношение человека к самому себе, своему внутреннему миру, творческому потенциалу и индивидуальности как ценности. Сегодня эта потребность в самореализации выражается даже во внешнем облике людей, их манере носить вещи, в стремлении хорошо выглядеть, вызывая со стороны окружающих позитивное отношение к себе.
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.
Одной из важнейших национальных задач, которые ставит перед нами государство, является развитие творчества, укрепление гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры, т.к. межэтнический мир и согласие являются гарантом успешного развития страны в современных условиях.
Изучение нашего отношения к национальной одежде народов разных стран и одежды русского народа позволит разгадывать тайны нашей индивидуальности, а при правильном подходе в воспитании позволит детям освоить и принять национальные ценности и культуру многонационального народа Российской Федерации.
В программе «Сувенирная кукла» соединен национальный приоритет воспитания и стремление современных людей к проявлению индивидуальности. Я считаю, что человек третьего тысячелетия – это духовно-нравственный человек, имеющий собственный стиль жизни, работы, одежды и проявляющий творческое начало в создании себя и окружающего мира, живущего в согласии с собой и окружающими.
Цель образовательной программы – создание условий для духовно- нравственного, творческого развития и воспитания ребенка в процессе изготовления своими руками национальной одежды и аксессуаров.
Задачи:
- Формирование целостного представления о русской национальной культуре и культуре стран «ближнего зарубежья»,
- Сравнительный анализ культур разных народов,
- Освоение практических навыков в области прикладного искусства с помощью приёмов, заимствованных у народной педагогики (система: мастер-ученик, взаимообучение в коллективе, демонстрация технических приёмов),
- Обучение детей умению создавать художественный образ с помощью копирования на первоначальном этапе, а позднее – создание авторских композиций по мотивам выбранного вида народного костюма; развитие на этой основе творческих способностей,
- Знакомство с региональными особенностями прикладного искусства, разнообразием промыслов.
- Формирование и укрепление важных качеств личности ребенка – толерантности, целеустремлённости, трудолюбия.
- Пробуждение интереса детей к процессу создания национального костюма, через обучение конструированию, моделированию и искусству красиво шить.
- Воспитание любви и уважения к традициям и культуре своего и других народов.
Основные принципы
и педагогические подходы к реализации программы
Организуя деятельность детей на занятии, необходимо ставить следующие педагогические цели:
- включенность каждого ребенка в деятельность;
- создание ситуации «успеха» для каждого ребенка;
- создание положительного настроя и доброжелательной атмосферы;
- гуманно – личностное сотрудничество педагога и ребенка;
- поощрение творчества.
При формировании учебных тем необходимо учитывать принцип доступности и принцип учета возрастных особенностей детей.
Деятельность детей в объединении осуществляется через одновозрастные и разновозрастные группы, поэтому в ходе занятий широко используется дифференцированный подход к детям, учитываются их творческие способности и степень восприятия и усвоения материала.
Занятия носят, главным образом практический характер.
Руководствуясь на принципах, изложенных в программе, возможно изменение объема и степени технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
Организация процесса обучения
Для успешной реализации программы выстраивается система обучения, для каждого года обучения определяется направление деятельности детей на занятиях, которое отражается в учебно-тематическом плане и содержании.
Содержание деятельности определяется педагогом, исходя из необходимых для освоения теоретических знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети, с учетом их психолого-возрастных особенностей, степени подготовленности к восприятию материала, общим кругозором.
Программный материал рассчитан на три года обучения.
На первом году обучения. Дети знакомятся с традиционной народной куклой (обрядовой, игровой, куклы-обереги).
В традиционной культуре кукла использовалась не только для детской игры, но и во многих обрядах. Её наделяли магическими свойствами, считали оберегом.
На втором и третьем году обучения происходит знакомство детей с национальным костюмом конца 19 начало 20 вв.
На первом и втором году обучения на своих занятиях я использую игры для сплочения детского коллектива. Данные игры проводятся с целью привития детям правил взаимоотношений ребенка с коллективом детского объединения и самим собой. С их помощью я учу детей замечать эмоциональное состояние других детей и в соответствии с ним строить отношения, контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, поступки, свою работу.
На третьем году рождается коллектив единомышленников, создающий коллекцию кукол в национальных костюмах.
Количественной состав учебных групп зависит от санитарных норм, от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности учебной группы, условий работы и составляет:
- в группах первого года обучения - 10-15 человек.
- в группах второго года обучения - 10-12 человек.
в группах третьего года обучения – 10 человек.
Режим занятий:
Занятия в группах первого года обучения организуются 1 раз в неделю по 2 часа и составляют 72 часа в год.
В группах второго года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа и составляют 144 часа в год.
В группах второго года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа и составляют 144 часа в год.
Формы и технологии, используемые на занятиях
Эффективность образовательного процесса достигается благодаря использованию разнообразных педагогических технологий: личностно – ориентированного обучения и творческого проектирования.
В процессе обучения важно использовать разнообразные формы и методы проведения занятий:
формы проведения занятий: | методы проведения занятий: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
Данные формы и методы используются в сочетании друг с другом.
На втором и третьем уровнях обучения применяется технология проектного обучения. Детям предоставляется возможность самоопределения при выборе темы проекта и в процессе самостоятельной продуктивной творческой деятельности.
Прогнозируемые результаты:
Первый год обучения.
- Теоретическая подготовка.
Дети должны знать:
- правила техники безопасности,
- название видов деятельности, которыми они занимаются,
- специальную терминологию,
- название используемых инструментов.
- Практическая подготовка.
Дети должны уметь:
- пользоваться инструментами для ручного труда,
- владеть приёмами работы с простыми ручными швами.
- Общеучебные умения и навыки.
Дети должны уметь:
- организовать рабочее место,
- соблюдать правила техники безопасности,
- пользоваться шаблонами, выполнять изделия по образцам с помощью педагога.
Второй год обучения.
- Теоретическая подготовка.
Дети должны знать:
- правила техники безопасности при работе с ручными швейными машинами и другими бытовыми приборами,
- значение специальных терминов, связанных с новыми видами работы.
2. Практическая подготовка.
Дети должны уметь:
- пользоваться ручными швейными машинами,
- пользоваться ручными швами различных категорий сложности и трансформировать их в декоративные швы,
- используя простые народные мотивы, самостоятельно создавать несложные композиции.
3. Общеучебные умения и навыки.
Дети должны уметь:
- пользоваться специальной литературой,
- самостоятельно работать с образцами.
Третий год обучения.
1. Теоретическая подготовка.
Дети должны знать:
- специальную терминологию и использовать её в работе,
- приёмы работы со специальной литературой,
2. Практическая подготовка.
Дети должны уметь:
- качественно владеть ручной швейной машинкой,
- использовать навыки творческой деятельности,
- самостоятельно выполнять творческие проекты,
- создавать куклы в соответствии с эскизом,
3. Общеучебные умения и навыки.
Дети должны уметь:
- подбирать и анализировать информацию по специальным темам,
- осуществлять исследовательскую деятельность,
- выступать перед аудиторией,
- организовать и выполнить работу в группе (творческом коллективе)
Для обеспечения контроля усвоения знаний, умений и навыков используются различные формы проверки и самопроверки, в том числе:
- текущий контроль на каждом занятии в форме педагогического наблюдения,
- участие в выставках, мероприятиях Центра,
- проведение обсуждений работы детей на занятиях в течении года.
По всем разделам программы подготовлено методическое обеспечение:
- Собранна электронная коллекция национальных костюмов;
- Подобрана учебно-методическая литература по разделам программы.
Условия, необходимые для реализации программы:
Обучение изготовлению сувенирной куклы, приемам рукоделия требует специально оборудованного кабинета. Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Оборудование для занятий:
- швейные машины (5 шт.),
- оверлок,
- утюг,
- гладильная доска,
- стол для раскроя,
- швейные принадлежности (ножницы, сантиметры, нитки, иголки, наперстки, линейки, мелки и т.д.),
- материалы.
Учебно- тематический план
1 года обучения
№ п./п. | Тема | количество часов | ||
всего | теоретич. | практич. | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | История куклы | 2 | 2 | - |
3 | Традиционная тряпичная кукла. Изготовление куклы - закрутки | 10 | 2 | 8 |
4 | Народная кукла: обрядовая, игровая, куклы – обереги | 6 | 1 | 5 |
5 | Владимирская вышивка | 8 | 2 | 6 |
6 | Региональный костюм. | 16 | 2 | 14 |
7 | Изготовление сувенирной куклы | 24 | 4 | 20 |
8 | Выставка детских работ | 2 | 2 | - |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 72 | 19 | 53 |
Содержание программы
1 года обучения
1. Вводное занятие. Экскурсия в выставочный зал Центра. Игры на построение взаимоотношений в коллективе: «Давайте познакомимся», «Острова», «Домики», «Картошка». Ознакомление с программой студии. Инструктаж по ПБ, ПДД, знакомство с правилами поведения в детском объединении и Центре.
2. История куклы. Показ презентации «Куклы».
3. Традиционная тряпичная кукла. Функции тряпичной игрушки. Куклы из бабушкиного сундука. Обрядовые праздники на Руси. Значимость обрядовой куклы, ритуальные обереги.
Практическое занятие: Изготовление куклы – закрутки.
4. Народная кукла: обрядовая, игровая, куклы – обереги. Цветовая гармония. Беседа о цвете, его влиянии на цветовосприятие, теоретические основы композиции. Использование родственных сочетаний. Зарисовка цветового спектра.
Практические занятия:
- Изготовление куклы «пеленашка». Подбор ткани по цветовой гамме.
- Изготовление куклы «столбушка». Подбор ткани по цветовой гамме.
- Изготовление куклы «коляда». Подбор ткани по цветовой гамме.
5. Владимирская вышивка. Мстерская и Александровская белая гладь, монастырское шитье, владимирский верхошов.
Практическое занятие. Изготовление образцов.
6. Региональный костюм:
- сословный;
- народный.
Элементы костюма (сарафан, понёва, головные уборы, украшения). Половозрастные особенности костюма.
Практическое занятие:
- Работа со справочной литературой (в т.ч. в сети Интернет)
- посещение музейной экспозиции в Доме Сапожникова.
7. Сувенирная кукла. Технология изготовления.
Практическое занятие. Изготовление конусной сувенирной куклы.
8. Выставка детских работ.
9. Итоговое занятие. Подведение итогов за 1 –й год обучения. Выбор «Лучшего студийца года». Планирование следующего учебного года.
Учебно- тематический план
2 года обучения
№ п./п. | Тема | количество часов | ||
всего | теоретич. | практич. | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Организация композиции костюма. Цвет и декор в композиции костюма (орнаментальные мотивы, накладной декор). | 6 | 2 | 4 |
3 | История костюма в произведениях искусства. | 2 | 2 | - |
4 | История русского костюма. | 2 | 2 | - |
5 | Художественное проектирование костюма | 4 | 1 | 3 |
6 | Русский костюм. В народном стиле (аппликация) головной убор. Декоративная отделка. Персонажи русских сказок. | 24 | 4 | 20 |
7 | Белорусский национальный костюм | 24 | 4 | 20 |
8 | Украинский национальный костюм | 24 | 4 | 20 |
9 | Творческий проект. Выбор темы проекта. Этапы выполнения творческого проекта | 26 | 4 | 22 |
10 | Традиционная культура Гороховецкого края. | 2 | 2 | - |
11 | Творческий проект по изучению и изготовлению куклы в костюме жителей Гороховецкого уезда. | 22 | 4 | 18 |
12 | Посещение выставок, библиотек, использование возможностей сети Интернет | 2 | 2 | - |
Выставка детских работ. | 2 | 1 | 1 | |
Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | |
144 | 36 | 108 |
Содержание.
- Вводное занятие. «День открытых дверей». Экскурсия в выставочный зал Центра. Ознакомление с программой студии. Игры на сплочение коллектива «Снежный ком», «Путаница», «Ассоциации», «Полет на воздушном шаре». Инструктаж по ПБ, ПДД, правилам поведения в студии и Центре.
- Организация композиции костюма. Цвет в композиции костюма. Декор в композиции костюма. Орнаменты. Накладной декор.
Композиционно-организационная форма костюма обязательно имеет свою главную часть, или композиционный центр, которому подчиняются другие зависимые части. Средства композиции: гармоническая соразмерность частей между собой, пропорции, масштабность (это ассоциативная и в то же время фактическая соизмеримость произведения с физическими параметрами человеческого тела), пластичность, ритм, цветовое и фактурное решение органичного введения декора.
- История костюма в произведениях искусства (просмотр детского кино - и мультипликационных фильмов: «Морозко», «Аленький цветочек», «Руслан и Людмила» и др.)
- История русского костюма. Просмотр презентации «Русский национальный костюм»: Конструкция костюма. Богатство декоративности в одежде. Древнерусские головные уборы. Украшения к костюму.
- Творческий проект. Русский костюм. Знакомство с этапами выполнения творческого проекта. Выбор темы творческого проекта. Работа над творческим проектом.
- Традиционная культура Гороховецкого края. Посещение музейной экспозиции в краеведческом музее г. Гороховец.
- Творческий проект по изучению и изготовлению куклы в костюме жителей Гороховецкого уезда. Обряды совершеннолетних девушек. История одежды жителей Гороховецкого уезда. Исследовательская работа по истории костюма. Работа со справочной литературой.
- Посещение выставок, использование возможностей сети Интернет по поиску необходимой информации.
- Выставка детских работ. Оформление работ, оформление выставки. Просмотр работ, разбор достоинств и недостатков. Анализ.
- Итоговое занятие. Подведение итогов. Игровая программа.
Учебно- тематический план
3 года обучения
№ п./п. | Тема | количество часов | ||
всего | теоретич. | практич. | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | «Национальные костюмы Российской Федерации и стран ближнего зарубежья» | 2 | 1 | 1 |
3 | Гармония цветовых сочетаний | 2 | 1 | 1 |
4 | Национальные костюмы стран Прибалтики | 22 | 2 | 20 |
5 | Национальный костюм народов Кавказа | 20 | 2 | 18 |
6 | Татарский национальный костюм | 20 | 2 | 18 |
7 | Таджикский национальный костюм | 26 | 2 | 24 |
8 | Индивидуальная работа по изготовлению сувенирной куклы в национальном костюме (по выбору). Защита проекта. | 48 | 8 | 40 |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 22 | 98 |
Содержание.
- Вводное занятие. Задачи и план работы детского творческого объединения на учебный год. Инструктаж по охране труда.
- Показ презентации «Национальные костюмы Российской Федерации и стран ближнего зарубежья».
- Гармония цветовых сочетаний.
Ахроматическое сочетание. Белый, серый, черный – всегда смотрится строго и лаконично. С этими цветами смотрятся все цвета спектра. Работа в цвете.
Монохроматические сочетания – оттенки одного цвета, от светлых тонов до самых тёмных.
Гармоничные сочетания. Цвета усиливают или дополняют друг друга.
Комплиментарное сочетание. Соединение контрастных цветов, т.е. таких, которые в цветовом круге находятся друг против друга. Существуют три основных пары дополнительных цветов: красный – зелёный, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый. Эти цвета усиливают друг друга, привлекают внимание. Подбор цветов.
- Изготовление конусной куклы в национальном костюме стран Прибалтики (на выбор ребенка). Исследовательская работа по истории костюма. Работа со справочной литературой. Конструкция костюма. Декоративность в одежде. Головные уборы. Украшения к костюму. Работа над творческим проектом.
- Национальный костюм народов Кавказа (на выбор ребенка). Исследовательская работа по истории костюма. Работа со справочной литературой. Конструкция костюма. Декоративность в одежде. Головные уборы. Украшения к костюму. Работа над творческим проектом.
- Татарский национальный костюм. Исследовательская работа по истории костюма. Работа со справочной литературой. Конструкция костюма. Декоративность в одежде. Головные уборы. Украшения к костюму. Работа над творческим проектом.
- Таджикский национальный костюм. Исследовательская работа по истории костюма. Работа со справочной литературой. Конструкция костюма. Декоративность в одежде. Головные уборы. Украшения к костюму. Работа над творческим проектом.
- Индивидуальная работа по изготовлению сувенирной куклы в национальном костюме (изготовление куклы в национальном костюме - по выбору детей). Работа над проектом.
- Итоговое занятие. Подведение итогов. Защита индивидуальных проектов.
Список литературы:
- Володин В.А. Современная энциклопедия. Мода и стиль. М.: Аванта, 2002
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. М.: Владос, 2004
- Пармон Ф.М. Композиция костюма.М.: Легкопромбытиздат, 1997
- Трофимова М.В. Тарабаина Т.И. И учеба и игра: изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 1997
- Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1975
- Кашинская А.А. Истоия костюма. М.: Легкопромбытиздат, 1986
- Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обрядах и обычаях: 19 начало 20 вв. М.: Наука, 1984
- Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М.: Наука, 1978
- Мерцалова. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975
- Молотова Н.Н., Соснина В.П. Русский народный костюм. Л.: Художник РСФСР,1984
- С. Горина. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легиндустрим, 1974
- Традиционная культура Гороховецкого края. Экспедиции, архивные, аналитические материалы. Том 1,2, М.: 2004
- Винокурова Д.В. Игры в работе с детским коллективом.// Дополнительное образование и воспитание// № 10,2009
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.: Педагогическое общество России, 2001
Автор: Боровкова Елена Васильевна,
1 квалификационная категория,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)
мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...
Авторская кукла в мордовском национальном костюме
Творческий проект, Бражкиной Алины, ученицы 4-Д класса, МБУ СОШ №86 г. Тольятти, подготовлен и сделан к городскому конкурсу проектов младших школьников. Цель проекта: сшить авторскую куклу в мордовско...
Авторская кукла в мордовском национальном костюме
Творческий проект, Бражкиной Алины, ученицы 4-Д класса, МБУ СОШ №86 г. Тольятти, подготовлен и сделан к городскому конкурсу проектов младших школьников. Цель проекта: сшить авторскую куклу в мордовско...
Авторская кукла в мордовском национальном костюме
Творческий проект, Бражкиной Алины, ученицы 4-Д класса, МБУ СОШ №86 г. Тольятти, подготовлен и сделан к городскому конкурсу проектов младших школьников. Цель проекта: сшить авторскую куклу в мордовско...
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" подготовительная группа ДОУ. Изготовление куклы Утешница. Воспитатель Битель Светлана Сергеевна.
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" . Знакомство с историей и видами кукол....
Авторская разработка занятия в группе продленного дня. Тема: «Куклы из ниток».
Авторская разработка занятия в группе продленного дня.Тема: «Куклы из ниток»....