Работа классного руководителя с одарёнными детьми
статья (3 класс) по теме
.Актуальность выбранной темы.
Каждый здоровый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью-бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира.Но,к сожалению, эта
способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения,и тогда ребёнок
перестаёт развиваться согласно своему дарованию,а его творческий потенциал так
и остаётся нераскрытым.Наиболее остро эта проблема проявляется в школе,в отно-
шении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями,так как
их запросы и возможности отличаются от тех,на которые ориентировано традицион-
ное обучение.
Одарённые дети требуют особого подхода,потому что чем выше их отличия от дру-
гих детей,тем богаче перспективы их пофессионального и личностного развития.
Но в то же время чем выше уровень достижений,тем шире и глубже у многих этих
детей диапазон собственных переживаний,тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психических потерь своё счастливое детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_odaryonnymi_detmi.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Актуальность выбранной темы.
Каждый здоровый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью-бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира.Но,к сожалению, эта
способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения,и тогда ребёнок
перестаёт развиваться согласно своему дарованию,а его творческий потенциал так
и остаётся нераскрытым.Наиболее остро эта проблема проявляется в школе,в отно-
шении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями,так как
их запросы и возможности отличаются от тех,на которые ориентировано традицион-
ное обучение.
Одарённые дети требуют особого подхода,потому что чем выше их отличия от дру-
гих детей,тем богаче перспективы их пофессионального и личностного развития.
Но в то же время чем выше уровень достижений,тем шире и глубже у многих этих
детей диапозон собственных переживаний,тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психических потерь своё счастли-
вое детство.
Изменения,произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетие,её переориентация на гуманистические,личностно-ориентированные и
развивающие образовательные технологии также изменили отношение к учащим -ся,проявляющие неординарные способности в интеллектуальной,учебной,художест-
венной,творческой деятельности.Исследования,выполненные в разных странах,по-
казали,что около 20% детей(иногда даже 30%)могут достигать высокого уровня ин-
теллектуального и творческого развития,существенно превышающих средние,при обучении по специальным программам,соответствующих их потребностям и воз-
можностям.
То,что учить разных детей одинаково нельзя-истина,известная каждому педагогу.Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми?А если у вас в классе есть одарённые дети?Тогда вопросов больше ,чем ответов:Что считать одарённостью?Как выявить одарённых детей?Как их учить,как строить с ними отношения?Каковы цели работы с одарёнными детьми?Прежде чем ответить на эти вопросы определим,что же включает в се
бя понятие,,одарённость” .
2.Теоретическое обоснование одарённости
2.1.Одарённость-это системное,развивающее в течении жизни качество психи -ки,которое определяет возможность достижения человеком более высоких резуль-
татов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другми людьми.
Одарённый ребёнок-это ребёнок,который выделяется яркими ,очевидными,иногда
выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких дости-
жений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают,что уровень и характер
развития одарённости зависит от следующих факторов:
-наследственность(природные задатки)
-социальная среда
-деятельность ребёнка(игровая,учебная,трудовая)
-активность самого ребёнка
2.2.Какого же ребёнка считать одарённым?Можно выделить общие признаки:
-повышанная познавательная потребность,которая проявляется в широкой ,,,ненасытной,, любознательности
-высокие творческие способности
-способность к быстрому усвоению и отличная память
-высокая личностная ответственность,настойчивость в достижении поставленной
цели
-самостоятельность суждений
-богатое воображение,фантазия
-ярко выраженный интерес к каким-то занятиям или сферам деятельности
-см.мышления и способов действия-стремление делать всё по-своему
2.3.Одарённость может различаться по уровню развития,а также проявляться в
разных сферах деятельности и различаться по широте своих проявлений.Эти особен-
ности заставляют нас выделять разные виды одарённости.
1).По критерию «вид деятельности» дифференцируются пять основных видов
деятельности:
-практическая(одарённость в ремёслах,спортивную и организационную)
-познавательная деятельность(интеллектуальная одарённость различных видов в
зависимости от предметного содержания деятельности:одарённость в области естест- венных и гуманитарных наук)
-эстетическая(хореографическая,литературно-поэтическая,изобразительная и музыкальная одарённость)
-коммуникативная (лидерская)
-ценностная(одарённость,которая проявляется в создании новых духовных цен -ностей и служении людям
Классификация видов одарённости по критерию «вид деятельности» является наи–более важной и исходной в плане понимания своеобразия природы одарённости.
2).По критерию « широта проявления» можно выделить общую и специальную ода-
рённости.
А).общая одарённость проявляется в разных видах деятельности,обеспечивая их успешность
Б).специальная обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно оп-
ределяется в отношении отдельных областей(поэзия,математика,спорт и т.д.
3).По критерию «время проявления»можно дифференцировать раннюю и позднюю одарённость.
Примером ранней одарённости являются дети,которые получают название «вун-
деркиндов»(буквально «чудесный ребёнок»)-это ребёнок с чрезвычайными, блес –тящими успехами в каком-то определённом виде деятельности.
В исследованиях Н.С.Лейтеса было показано,что в ряде случаев одарённость может
представлять собой лишь возрастной феномен.Ребёнок,поражающий нас своим ранним развитием,с возрастом может утратить это преимущество.Хорошо известно,
что не все вундеркинды взрослея превращаются в выдающихся людей.
4).По критерию «степень сформированности»можно дифференцировать:
-актуальную
-потенциальную
Наличие актуальной одарённости означает,что достигнутый уровень психического развития уже сейчас позволяет ему добиваться высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Потенциальная одарённость-это лишь своеобразное «обещание на будущее».Оп –ределённые психические возможности ребёнка позволяют опытному педагогу лишь
прогнозировать будущие высокие достижения в каком-то виде деятельности.Выяв-
лениепотенциальной одарённости представляет собой очень сложную задачу.
5).По форме пролявления можно говорить о явной и скрытой одарённости.
Заметить явную одарённость нетрудно,поскольку она сама,,бросается в глаза”.Вы-сокие достижения ребёнка,как правило,в этих случаях очевидны для окружающих.Скрытую форму сложно выявить даже опытному специалисту в об- ласти психологической диагностики.Её провления в деятельности ребёнка слабо выражены,нетипичны,замаскированы.Вследствии этого резко увеличивается число ошибочных прогнозов относительно его дальнейшей судьбы.
Многие исследователи отмечают,что значительное число выдающихся людей в детстве не демонстрировали «типичных» признаков одарённости.Например, знаме- нитый психолог Адлер настолько плохо учился в начальной школе ,что был остав- лен на второй год.Также одарённые дети могут развиваться,как и их сверстники, неравномерно.Далеко не все виды одарённости в одинаковой степени «ищутся» и учитываются в учебно-воспитательном процессе.Например,в общеобразовательной
школе неоправданно мало внимания уделяется психомоторной одарённости (иск- лючение ,как правило,делается только для спорта.Создаётся впечатление,что мастера-,,золотые руки”,знаменитые Левши перестали существовать.Известно,что
современному обществу необходимы талантливые юристы,дипломаты,политические
деятели и т.п.Вместе с тем не во всех школах занимаются развитием способностей в сфере общения(социальная одарённость).
3.Направление работы классного руководителя с одарёнными
детьми.
Из выше сказанного следует,что одна из главных задач классного руководителя заключается в выявлении степени одарённости,а также её видов.Имея правильные
представления о наличии определённого вида одарённости педагог может создать
необходимые условия для их развития.
Для успешной работы с одарённым ребёнком учитель должен найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить её,почувствовать вкус успеха и поверить в свои силы.Можно предложить ребёнку помочь в организации и подготовке внеклассного мероприятия,задействовать ребёнка в различной кружковой работе, в олимпиадах, смотрах,выставках.Также можно предложить ребёнку провести экскурсию по объекту,который он выберет сам.
Классный руководитель должен тщательно подойти к отбору методов,форм,при-
ёмов в работе с такими детьми.Одной из форм работы с одарёнными детьми может быть проектирование.
Педагог должен предоставить возможность совершенствовать способности ребёнка.Это может быть организация совместной деятельности с научным руко- водителем,разработка гибких индивидуальных программ.
Работа классного руководителя предполагает и тесную работу с родителями ода-
рённого ребёнка.Дело в том,что отношение в семье к дару может быть разным.Часто
наряду с гордостью и радостью такой ребёнок вызывает и озабоченность и тревогу.
Дети с ранним умственным развитием нередко особенно чувствительны к ожидани -ям окружающих,их одобрениям или порицаниям. В других семьях одарённость ребёнка принимается как готовый дар,которым спешат воспользоваться.Но чрезвычайное восхищение даром ребёнка может способствовать
формированию далеко не нравственных черт характера.Таким образом,большая
ответственность лежит на классном руководителе.Именно он должен вовремя под-
сказать,направить родительское воспитание.А иногда даже отправить родителей
на консультацию к другим специалистам.
У одарённого ребёнка конфликтные ситуации со своими сверстниками по ряду причин возникают чаще,чем у его одноклассников.Одной из причин является то,
что способности одарённых детей являются своеобразным барьером.Нередки слу-
чаи,когда общая масса школьников не воспринимает неординарных сверстников,
изгоняет их из своих рядов,навешивая обидные ярлыки.И естественно только
классный руководитель может наладить межличностные отношения и создать
здоровый микроклимат в детском коллективе.
Одарённость-это не толко дар,но и испытание для ученика.Да и не только для уче-
ника ,а для учителя это тоже в какой то степени испытание.Очень часто бывает,что такие детиускользают от понимания,норовят сделать по-своему.Из-за таких учени- ковчасто приходится перестраиваться на ходу,менять задания,объяснения,мучиться над оцениванием.От этих учеников можно услышать сложные вопросы или логические замечания.Одарённость для учителя-это тот пробный камень,спотк-
нувшись о который,можно упасть и разбиться или,напротив,преодолев боль и недоумение,подняться на более высокий уровень профессионального сознания и
личностного становления.
4.Заключение
Из вышеизложенной теории следует,что перед классным руководителем стоит 3 задачи:
-не убить детскую одарённость-замечать её проявления и правильно на них реагировать
-помогать одарённости-создавать возможные материальные и информационные
условия
-развивать одарённость-обеспечить условия для развития одарённости на уроке и во
внеклассной работе.
И делать это нужно здесь и сейчас!Здесь-в условиях массовой школы,а не в Оксфорде.Сейчас-не дожидаясь создания классов для одарённых и внедрения специальных программ.
И сделать это может каждый учитель.Было бы желание поддержать детскую ода-
рённость.
-
План устного выступления
1.Актуальность выбранной темы
2.Теоретическое обоснование одарённости
2.1.Определение понятий «одарённость» и «одарённый» ребёнок.
2.2.Признаки одарённости
2.3.Виды одарённости
3.Направление работы классного руково- дителя с одарёнными детьми
3.Заключение
Конкурсная работа
по теме:
«Работа классного руководителя с одарёнными детьми»
классного руководителя 1-В класса
ГОУ СОШ №401
Базиной Татьяны Викторовны
Список используемой литературы
1.Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одарённость// Нач.шк.плюс до и после.-2003.,№10
2.Бархатова Е.Н.Работа с одарёнными учащимися.//Пед.техника.-2006.,№3
3.Белова Е.С.Всегда ли успешен одарённый ребёнок? // Нач.шк.плюс до и после.-
2003.,№10
4.Белова Е.С.Одарённость малыша:раскрыть,понять,поддержать.-М.,1998.
5.Белехов Ю.Н.Организация работы с интеллектуально одарёнными учащимися.//
Дополнит.образование.-2001.,№12.
6.Вихорева О.А.Система выявления и поддержки интеллектуально одарённых
детей.//Дополнит.образование.-2005.,№5.
7.Гончарова О.В.Развитие потенциала личности одарённого ребёнка.//Нач.шк.плюс до и после.-2003.,№3.
8.Кашапов М.М.Психолого-педагогический тренинг креативности как метод формирования творческого педагогического мышления.//Одарённые дети:теория и практика.-М.,2001.
9.Лейтес Н.С.Возрастной подход к детской одарённости. .//Одарённые дети:теория и практика.-М.,2001.
10.Лейтес Н.С.Способности и одарённость в детские годы.-М.,1984.
11.Матюшкин А.М.Концепция творческой одарённости.//Вопросы психологии.-1989.
12.Матюшкин А.М.Проблемы одарённости в зарубежном и российском контексте.//
Иностранная психология.-1999.
13.Одарённые дети/под.редакцией Г.В.Бурменской,В.М.Слуцкого.
14.Савенков А.И.Одарённые дети в детском саду и школе.-М.,2000.
15.Фримен Дж.Одарённые дети и их образование:Обзор международных исследований.//Иностранная психология.-1999.№11
16.Холлер К.Диагностика и развитие одарённости детей и подростков.-М.,1998.
17.Шумакова Н.Б.Как можно учить одарённых детей младшего школьного возраста//
Нач.шк.плюс до и после.- 2003.,№10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»
В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....
Система работы классного руководителя с одаренными детьми
Система работы классного руководителя с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...
Доклад "Особенности работы классного руководителя с детьми девиантного поведения"
Под девиантным поведением подразумевают отклоняющееся поведение, которое характеризуется отдельными поступками или системой поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным ...
Специфика работы классного руководителя с детьми с ЗПРв общеобразовательной школе
Презентация на тему :"Специфика работы классного руководителя с детьми с ЗПР вначальной школе"...
«РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ»
Трудный ребенок. Какой он? Как с ним работать классному руководителю? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в статье. Здесь же есть памятка для классного руководителя при взаимодействии с н...
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Институт семьи представляет собой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок. Сегодня семья, как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние...
План индивидуальной работы классного руководителя с педагогически запущенными детьми, с одаренными детьми.
План индивидуальной работы классного руководителя с педагогически запущенными детьми, с одаренными детьми....