Я- гражданин России
учебно-методический материал (2 класс) по теме
- посредствам разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формировать у детей представление о необходимости соблюдения гражданского долга;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
- помочь детям осознать его значимость в развитии и процветании России;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_pravakh_rebenka.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Урок знаний.
Я – гражданин России.
Класс: 2 - Б
Учитель начальных классов
М.И. Лаврухина
Цели:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы
- актуализировать личностный смысл учащихся к данной теме;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте
Задачи:
- посредствам разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формировать у детей представление о необходимости соблюдения гражданского долга;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
- помочь детям осознать его значимость в развитии и процветании России;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину
Оборудование: контурные карты, человечки, символика РФ, свидетельство о рождении, презентация к уроку
Ход урока
1. Орг. момент.
Поздравление учителя с началом нового учебного года.
2.Настрой на мыслительную деятельность
Карандаш на столе у вас (Да)
Пластилин (Да)
Тогда урок начинаем сейчас (Да)
Раз все у вас в порядке
Будьте внимательны, послушны, наблюдательны!
Чтоб мир окружающий познать,
Нужно серьезно все изучать
3. Постановка цели урока, сообщение темы.
- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, но очень важный для каждого из вас. Прочитайте тему урока. (Я- гражданин.)
Сегодня мы должны понять свою значимость в развитии своей страны, что значит быть гражданином своей страны.
4. Постановка проблемного вопроса
- Расскажите, в каких прекрасных местах провели каникулы, что видели, что узнали. (РАССКАЗ)
Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой, Как часто мы слышим громкое, звучное слово - Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?
(каждый заканчивает фразу одним словом: Родина - это)
Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово РОДИНА.
(учитель просит на заготовленных человечках написать что значит для них РОДИНА)
СТИХ – Е М. Исаковского «Родина»
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
5. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? ( Россия)
- Какой главный город нашей страны? (Москва)
- Правильно, Москва столица нашей страны.
( Учитель обозначает флажком на карте город Москва)
- Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертание нашего государства. У каждого государства свои границы.
(Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным).
- Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих контурных картах границы страны и подпишите сверху название нашей страны.
(Дети на контурных картах рисуют границы и подписывают.)
6. Работа над новым материалом.
- Без кого не может существовать государство? (Без людей)
- Давайте сейчас заселим нашу страну людьми.
( Дети берут человечков и наклеивают на карту, которая висит на доске). Теперь это непросто люди - народ это граждане своего государства, то есть, как мы их можем назвать? РОССИЯНЕ
- Вы, ребята, говорили, что Родина - это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина это дом, в котором живем. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
7.Физминутка (дети ложатся на парты и закрывают глаза)
А теперь представьте (включается музыка), знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, береза распустившая свои листочки под окном школы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Вот шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Мы любим свою землю, потому что не можем без запаха родных цветов, без красоты природы! Это Родина моя!
8. Постановка проблемного вопроса.
- Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (учитель показывает свидетельство о рождении)
- Что в нем записано, кто знает?
- Да, это важный документ говорит не только о факте своего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
- Да, имеет. Человек когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может , но в это время его права отстаивают его родители. А теперь подумайте , ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?
( Право учиться)
- Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции. Конституция это Основной Закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Тогда в стране будет порядок.
(СЛАЙД)
- Ребята, скажите, а человек имеет только права?
( Нет, есть и обязанности.)
- А какая ваша обязанность?
( Соблюдать законы.)
- Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы?
(чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений ).
- А в какой стране вам бы хотелось жить?
Ученица:
В какой бы я хотела жить в стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда!
- Правильно. Без закона, не будет порядка, без закона каждый будет творить , что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
ИГРА
В классе спрятались таблички, на которых написаны права человека. Ваша задача найти их и прикрепить на доску под словом КОНСТИТУЦИЯ.
А теперь попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какой сказочный герой воспользовался своими правами?
1. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение на нетрадиционном аппарате?
Ответ: Лягушка путешественница, Старик Хотабыч, Элли из Изумрудного города и так далее.
3. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
4. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение?
Ответ: Буратино
- Молодцы, я вижу, вы неплохо разбираетесь в правах.
- А каждый гражданин имеет права и обязанности, прописанные в Конституции или нет?
( Каждый)
- Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые!
8.Закрепление. Групповая работа.
- А теперь маленькие задания.
( Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждают, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.
1 группа Карабас Барабас
Ответ: Карабас Барабас нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве?
2 гуппа Лиса
Ответ: нарушение прав зайчика на неприкосновенность жилища
3 группа кот Базилио и лиса Алиса
Ответ: лишили Буратино прав на имущество
4 группа Кощей Бессмертный
Ответ: нарушила право на свободу
5 группа Баба Яга
Ответ: покушение на жизнь человека и причинение вреда ему
6 группа Снежная Королева
Ответ: нарушила право на свободу
- Настало время рассказать про наших героев.
( Ребята по очереди дают ответы)- учитель поправляет
(СЛАЙД)
-Мы думаем, что
-Мы считаем, что..
-Мы хотим доказать, что
9. Подведение итогов урока
1..- Какими качествами должен обладать гражданин?
- Вот молодцы! Что нового вы узнали сегодня на уроке
(о своих правах и обязанностях)
-В какой книге законов записаны все права и обязанности граждан?
-С какими правами вы сегодня познакомились?
- А ваша какая главная обязанность?
( Хорошо учиться)
- А право?
( Бесплатно учиться)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Родительское собрание "Я гражданин России"
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"
Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....