Спасем Мещеру от пожаров.
классный час (2 класс) на тему
Внеклассное занятие научит школьников бережно относиться к родной Мещере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnek._zanyatie_spasem_meshcheru_ot_pozharov.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД « ЦДО детей Гусь – Хрустального района»
Внеклассное занятие
«Спасем Мещеру от пожаров!»
Разработала:
Карева Алла Рудольфовна-
педагог ЦДО детей
«Сохраним Мещеру от пожаров!»
Цель и задачи:
-изучить правила пожарной безопасности в лесу;
-познакомиться с действиями при возникновении лесного пожара;
-сохранение природных территорий, в том числе заповедных, и их обитателей от пожаров.
Ход занятия.
Учитель. Национальный парк « Мещера» создан 9 апреля 1992 года на основании Постановления правительства №234. Он расположен в юго – западной части Владимирской области.
Все леса НП « Мещера» в соответствии с основами лесного хозяйства подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом местных особенностей, которые включают в себя комплекс организационных, специальных и правовых мер.
В последние годы резко усилился поток людей в лес, к рекам. Большое увеличение численности людей происходит в летний период, что резко повышает в лесах потенциальные источники огня.
Сегодня на занятии мы будем говорить о том, как спасти лес от пожаров, о сохранении природных территорий.
Цель нашего занятия узнаете, отгадав кроссворд.
- В белом сарафане
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 |
Стала на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы. ( береза)
- Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. ( дерево)
3.Землю пробуравил,
7 | ||||||
8 | ||||||
9 |
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. ( гриб)
4.Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. ( ель)
5.Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк.
Бросить жалко.
Съесть сыро. ( груздь)
6.Золотистые … -
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (лисички)
7. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь- дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. ( ландыши)
8. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой? ( лес)
9.С ветки в речку упадет.
И не тонет, а плывет. ( лист) ( Береги лес)
Учитель. Беречь лес обязаны все жители страны. А ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам мещерский лес?
Дети:
Лес – наше богатство!
Лес – воздух для легких, влага и тень.
Лес – дом для зверей и птиц.
Лес – наш друг: он, задерживая влагу, помогает человеку выращивать
хороший урожай.
Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Лес – зеленый наряд нашей планеты.
Лес – защитник воздуха, водоемов и почв.
Лес – источник топлива.
Лес – источник древесины.
Лес – зеленая аптека.
Учитель. К сожалению, случается так, что лес горит. Часто пожары возникают по вине взрослых и детей. Очень большие опасности представляют костры, которые разводят дети в лесу, пользуясь спичками.
Дети.
Спички – детям не игрушки.
Спички – страшный враг ребят!
Никогда не трогай спички
Ведь они всегда горят!
Чтоб в наш славный русский лес
Не пришла беда,
Осторожны, будьте, дети,
Вы с огнем всегда!
От одной лишь только спички
Загореться может лес,
Полыхнет он ярким светом
И исчезнет русский лес!
Потушить лес – очень трудно.
Он безжалостно горит.
Злой огонь уносит сразу
Все, что встретится в пути!
Учитель. Каждое лето горят леса, нанося тем самым большой урон природе. В большинстве случаев лесные пожары возникают из – за людской небрежности, это около 90% от всех природных пожаров. А ведь значение леса велико и многообразно в жизни человека. Леса уменьшают вредное влияние климата, очищают атмосферу от газов и пыли, смягчают городской шум. Неужели, люди забывают об этом?
- Послушайте разговор деревьев в лесу. ( Инсценировка учащихся)
Сосна. Тебе, елка, хорошо в лесу в знойное лето. Твои еловые лапы укрывают твое тело от жары. А вот мне, каково? Ствол у меня оголен, ветки только на голове.
Елка. Зато ты такая стройная, подтянутая без одежды, а я всегда в зимнем наряде.
Сосна. Знаешь, елка, твои ветки тебя от лесного пожара спасут, укроют тебя, а мое тело сразу горит.
Елка. Еловые ветки не спасут и меня от огня. Когда в деревне случается пожар, люди кричат « Пожар!» и бегут подальше, спасаясь от огня. А мы с тобой стоим на месте и никуда убежать не можем. Неужели люди не задумываются над этим?
Учитель. А вы, ребята, задумывались над тем, как тяжело сгореть заживо?
В стихотворении Г. Горбовского « Мертвый лес» слышится вся боль за лес, которую нанесли люди.
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек…Злодей, злодей.
Учитель. Каждый лесной пожар – стихийное бедствие, которое наносит большой экономический ущерб, губит зверей и птиц, растения, обезображивает природу.
- Послушайте разговор лесных растений.
Дети ( инсценировка).
Ландыш. Пригрело солнышко, зазеленела травка, как народ отправился к нам, в лес. Отдыхать приехали, а меня без меры рвут, букеты составляют. Лучше бы капли мои попили, от болезни сердца помогут.
Одуванчик. А меня как увидят дети, так столько нарвут, а потом венки из меня плетут. А ведь мой корень возбуждает аппетит. Тогда бы дети выросли крепкими и здоровыми.
Мать – и – мачеха. А меня как обижают! Не знают о том, что я прекрасное средство от кашля.
Подорожник. А меня вдоль дорог всего истоптали. Только вспоминают обо мне, когда надо кровь остановить или к ранке приложить.
Крапива. А меня палками бьют мальчишки, наказывают мной детей за непослушание. А если я мешаюсь, меня жгут. Быстро лесной пожар распространяется, и тогда горим мы все растения, не думают люди о том, что мы – « лесная аптека» и служим людям.
Учитель.
Во время пожара в июле 2007 года на территории НП « Мещера» сгорел лес на площади 3 га. На каждом га росло в среднем по 900 деревьев. 2700 деревьев погибло в огне!
В 2011 году на территории Гусь – Хрустального района было зарегистрировано 93 лесных и 47 торфяных пожаров.
Тушить пожары очень сложно, так как на территории НП много торфяников, а торф горит и под землей.
Затраты на тушение лесных пожаров составляют не один миллион рублей. В 2011 году были серьезные пожары около поселка Тасинский, деревни Сулово, около поселка Мезиновский, деревни Нармуч. Возникают часто пожары от загорания сухой травы. Пожар тушат сотрудники национального парка, добровольцы из Гринпис, Дружины по охране природы Биологического факультета МГУ, Дружины по охране природы "Точка роста" из Владимира, и сводный отряд, организованный МЧС. У нас в Курлове есть тоже своя пожарная часть, сотрудники которой выезжают на тушение лесных пожаров. Для ликвидации пожаров в 2011 году привлекалось 80 человек и 35 единиц техники.
30 апреля – День пожарной охраны России. Профессия пожарного – одна из самых сложных и опасных профессий в мире. Ее выбирают мужественные и отважные мужчины, готовые в любую минуту рисковать своей собственной жизнью.
Дети.
Пожарный- народ боевой, ударный
С улицы Базарной.
Лишь откроется сезон
Как спешит на помощь он.
Команда боевых мужчин,
С пожарной части 30
Ни поздно и ни рано,
Придти на помощь рада.
Большим ручьем течет из крана,
Вода – огня преграда.
Потушит лес, но вот беда
Возникла новая искра.
И вновь опять нужна подмога,
Спешит пожарный за водой.
Цистерну целую загрузит,
Чтоб потушить в лесу огонь.
Огонь приносит людям горе,
Беду несет с собой он в дом.
В огне погиб геройски Груздев
Соседом был – пожарник он.
Семья осталась, дети плачут,
Огонь унес у них отца.
Так будем дети осторожны,
С огнем играть никак нельзя!
Учитель. Лето 2010 года для страны было одним из самых страшных. Верховой огонь уничтожил на своем пути целые деревни. Жители деревни Константиново и поселка Красная Заря Гусь – Хрустального района героически отстаивали свою родную землю, и это вызывает искреннее уважение. К великому сожалению, в районе, да и в городе далеко не каждому свойственны такие, заслуживающие признание, поступки. В такое сложное для района время находятся те, кто своими намеренными действиями провоцируют новые возгорания. Эти действия не находят оправдания. Жители нашего города круглыми сутками дежурили в лесной зоне, не допустив тем самым огонь до Курлово.
Согласно Постановлению губернатора Владимирской области Н.В.Виноградова от 30.08.2010 № 958 «О награждении Почетной грамотой и благодарностью администрации Владимирской области за тушение пожаров» за высокий профессионализм, смелые и решительные действия, мужество и самоотверженность, проявленные при тушении и ликвидации лесных пожаров в летний период 2010 года на территории Владимирской области благодарностью награждены жители города Курлово Толстов Николай Николаевич, Брыков Владимир Васильевич, Телятникова Татьяна Григорьевна. Учительница 1 « а» класса нашей школы Петруша Валентина Ивановна награждена Грамотой Администрации города за тушение пожаров.
Учитель. Необходимо помнить, что за нарушение пожарной безопасности предусмотрены наказания Уголовным Кодексом РФ. « Неосторожное уничтожение или повреждение леса наказывается лишением свободы сроком до 3 лет или исправительными работами на срок до 2 лет». 2 - 3 года срок лишения свободы, а лесу расти надо не один десяток лет.
Учитель. А сейчас повторим правила поведения во время пожара и поиграем в игру « Доскажи словечко:
Увидал в лесу огонь
Не смотри, не жди,
А быстрей его … ( туши)
Уходя из леса,
Обязательно костер
Ты залей … ( водой)
Чтоб огонь в костре
Не зажегся вновь.
Обязательно его
Ты засыпь …( землей)
Если ты один не в силах
Потушить пожар,
Обратись немедленно
Ты в ( какую?) … часть. (пожарную)
На подмогу позови
Ты своих друзей.
Всей командою туши
Ты огонь …( скорей)
Помни, охраняя лес,
Пользу ты приносишь
( Кому?)… ( Родине) своей.
Учитель.
Помните дети: в течение пожароопасного сезона запрещается:
- Разводить костры;
- Бросать в лесу горящие окурки и спички;
- Выжигать траву на лесных полянах и опушках леса.
Непотушенный костер, брошенная зажженная спичка или окурок – причины лесных пожаров. Если вы заметили лесной пожар, немедленно примите меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами, сообщите о нем работникам лесного хозяйства, в пожарную часть, полицию, в Администрацию города или в Администрацию Национального парка « Мещера» по телефону: 58 – 6 – 17 в поселке Уршельский, 56 – 0 – 84 в поселке Мезиновский, 2 – 26 – 41, 3 – 52 – 20 в городе Гусь – Хрустальный, 55 – 301 в городе Курлово или в единую службу спасения по телефону 01.
Учитель. Природная пожарная опасность земель лесного фонда очевидна в засушливые периоды года. Природа сама себя пытается сберечь от огня естественными барьерами (ручьи, реки, прогалины, березовые рощи), а человеку надо только помочь ей.
Человеческий фактор в сбережении лесов от огня самый главный. Так давайте же беречь нашего зеленого друга – красу и богатство нашей дивной Мещеры. Ваш вклад в дело сбережения лесов от пожаров не пропадет даром, природа заплатит за заботу о ней старицей.
Она не требует награды
За драгоценные дары.
И лишь одно природе надо.
Чтоб люди были к ней добры.
Литература.
1.Газета « Гусевские вести» 1998 г. « Спасем Мещеру от пожаров»
2.Газета « Афиша» №17 от 25 апреля 2012 года
3.http://kurlovo-city.ru/news/nagrazhdeny_pochetnoj_gramotoj_i_blagodarnostju_gubernatora_vladimirskoj_oblasti/2011-01-12-24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мещера- жемчужина России
Внеклассные мероприятия о прекрасном уголке нашей Родины - Мещере. Они позволяют расширить знания школьников о природе Мещеры, познать животный и растительный мир, научат бережному отношен...
Межпредметная проектная задача «Как мы лес от пожара спасали»
Данная проектная задача является межпредметной. Работая в группах и выполняя различные задания, дети имеют возможность переноса известных способов действий (знаний, умений) в новую для них практическу...
Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"
Программа экологической направленности предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования....
Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"
Программа экологической направленности предназначена учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....
Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"
Программа экологической направленности предназначена учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....
Проектная задача "Как мы лес от пожара спасали"
Проектная задача направлена на формирование у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.Тема позволяет разв...
Международная акция "Спасем природу-спасем мир!"
В данной статье представлен результат реализации Международной акции "Спасем природу-спасем мир!" с обучающимися ТО "Экологическое краеведение" в МБУДО "Созвездие"....