классный час
классный час (3 класс) по теме
Разработка классного часа "Защитник Земли русской...Александр Невский"
Цель:формирование у учащихся чувства патриотизма,гражданственности,уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.
Задачи:
-познакомить учащихся с национальным биографией героя, древнерусского полководца Александра Невского
-формировать у учащихся гражданской позиции,понимания ценностей демократического общества
-способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа
для 3 класса
Тема: «Защитники земли русской…
Александр Невский»
Составила:Базина Т.В.
Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.
Задачи:
-познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.
-формировать у учащихся гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества.
-способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Оборудование: мультимедийная презентация (приложение); отрывок из поэмы К. Симонова “Ледовое побоище”; аудиозапись отрывка “Вставайте люди добрые” из кантаты С. Прокофьева “Александр Невский”;
Ход классного часа.
Тема нашего классного часа- «Защитники земли русской».А о ком мы будем говорить вы узнаете немного позже. Давайте мысленно перенесёмся в 13 век. Вот человек, который жил на земле русской. Он пахал землю, растил своих детей. И всё кажется было хорошо, но в его глазах часто появлялись слёзы. Нет, это были не слёзы радости ,а слёзы горя. В чём же дело? А вот в чём…
То с одной стороны нагрянут татаро-монголы, выжгут всё на своём пути, заберут последнее То с другой стороны стали угрожать шведы, крестоносцы .А они не только грабили, но и земли себе хотели забрать. Кто же встанет на защиту русского народа? Был такой человек .И звали его Александр. В то время у людей не было фамилий, а были прозвища. А этот князь стал известен в истории ,как Александр Невский. Вот сегодня на уроке мы и узнаем, почему его люди начали так величать.
Родился он в городе Переславле- Залесском в 1220 году. Уже с 3 лет Александра отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре и грамоте начали учить. И в военном деле, и в чтении, и в письме Александр быстро преуспел. Он вырос ,превратился в ловкого,сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика. Позднее князь Александр начал княжить в Новгороде. Новгородцы восхищались своим князем-красивым, высоким,с сильным голосом, гремевшим, как труба.
Вот как описывает князя Александра поэт Майков:
«…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв- отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил-
И чувства сердце разделил
Между Отчизною и Богом…»
-Итак, мы с вами выяснили, что время было неспокойное. Вспомнили, ч то у людей фамилий не было,а были прозвища. Так почему же назвали его Невским? Предположите.
-Да, действительно, имя князя очень тесно связано с нашим городом. А вот в чём дело.
Как мы уже сказали, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен .В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер .Он написал князю Александру послание с такими словами: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою»
-Рассмотрите доспехи рыцарей. Догадайтесь, что из доспехов принадлежит русскому воину, а что- рыцарю-крестоносцу.
Князь Александр с войском ,помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу.Утром15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно к неприятельскому лагерю, и внезапно напали на врага, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём ударил его по лицу, оставив незгладимую отметину. Как пишет летописец : «положил печать ему на лицо».
-Ребята,сколько лет было князю Александру, когда он победил в битвы на берегах Невы?
Победа русских в 1240 году над шведами была столь неожиданна и решительна, что русские воины были уверены в помощи ангелов Хранителей. Ведь численность войска шведов значительно превышала численность русских воинов.
Поживиться на русских землях хотели не только золотоордынцы да шведы. Чесались руки и у немецких рыцарей. Был у них такой союз под названием Тевтонский орден. Вот и двинулись на Русь отряды тевтонцев, и после семидневной осады взяли неприступный Псков благодаря измене посадника Твердилы Иванковича и других бояр – сторонников немцев. Теперь очередь была за другим русским городом. Самым богатым, самым крупным в этом краю был Великий Новгород. Над ним – то и нависла угроза. Весной 1242 года крестоносцы двинулись на Русь.5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва на льду Чудского озера. На тот момент князю новгородскому ещё не исполнилось 22 лет, но он уже был известен как талантливый полководец.
Немецкие войска вышли на лед, построившись клином или “свиной головой”, как называли этот боевой строй на Руси. Этот клин врезался в центр передового новгородского полка и смял его, однако, когда рыцари Ордена были связаны битвой, новгородцы атаковали их с тыла и флангов, зажав в клещи.
– Чтобы ярче представить картину этой битвы, послушайте отрывок из поэмы К. Симонова “Ледовое побоище”, которую он написал за несколько лет до Великой Отечественной войны.
Ученик читает отрывок из поэмы. (
“[…] В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветной порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
На шапках перья птиц веселых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжелых
Качались черные кресты. […]”
К. С. СИМОНОВ. ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ (звучит 4 часть кантаты С. Прокофьева)
…
Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.
И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.
Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
И там, где копья пригибались,
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине…
…Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
…И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты:
Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.
Брело под взглядами косыми
Немало пойманных господ,
Впервые пятками босыми
Прилежно шлепая об лед…
– Четыреста рыцарей было убито, 50 взято в плен. Некоторые из пленных крестоносцев были раздеты и босы, потому что во время боя сбрасывали с себя тяжёлые одежды и обувь, пытаясь спастись бегством. Теперь же, позабыв о своих высоких титулах и знатности, понуро брели они по дороге, месили ногами талый снег. Такого поражения не знал до того времени Тевтонский орден. Вскоре из ордена явился посол с отказом от притязаний на Русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток. Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились
– Почему русские смогли победить рыцарей? (Любовь к Родине, смелость, отвага русских воинов; полководческий талант Александра Невского: внезапность и нападение, учитывал особенность местность, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям)
-Давайте прочитаем знаменитые слова, сказанные князем Александром Невским, заменяя рисунок словом.
Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.
Знаменитое выражение является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России 21 века, России-в которой нам жить.
Место Невской битвы почиталось на протяжении веков .Существует предание, что вскоре после победы здесь была воздвигнута небольшая часовня, а в 16 веке построен храм. Сложная судьба у этой церкви. Она неоднократно горела, разрушалась и возрождалась вновь. Сегодня эта церковь выглядит вот так. Посмотрите внимательно. Узнаёте? Кто знает где она расположена?
Широкая дорожка ведёт по территории кладбища к памятнику, установленного 27 октября-в день смерти князя Александра Невского и освящённому 6 декабря 2002 –в день его памяти. Под сводами узкой, вытянутой на высоту православной часовни монументальная фигура Александра Невского. Он в шлеме и кольчуге. Правая рука прижимает меч к сердцу, говоря о том,что это уже не оружие, а крест-символ православной веры, которую он защищал на своей земле.
Русские войска под командованием Александра неоднократно отстаивали северо-западные границы Руси и защищали Русскую Православную церковь от католических завоевателей.
В 1263 году 14 ноября Александр Ярославич Невский умер. «Зашло солнце земли Русской»,-сказал на его отпевании митрополит Кирилл. Горе было поистине всенародным.
– Ученик читает стихотворение А.Майкова “Кончина Александра Невского”
Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых
венца вкруг него…
По небу словно идет торжество.
В келье ж игуменской – зрелище скорби и слёз…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Тихо бояре стоят по углам.
Тих и недвижим лежит головой к образам
Князь Александр, чёрной схимой покрыт…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Князь неподвижен лежит.
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: “Наше солнце зашло!”
Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых.
По приказу Петра 1 мощи Александра Невского перевезли в Александро-Невскую лавру.Здесь
у гробницы сегодня можно преклонить колени и помолиться благоверному князю Александру.
Величайший русский учёный и поэт 18 века М.В.Ломоносов оставил об Александре Невском такие слова, которые запечатлены на гробнице:
«…Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…»
Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.
В годы самой жестокой и трагической войны с немецко-фашисткими захватчиками в 20 веке Советское правительство в знак признания величайших заслуг князя Александра учредило «Орден
Александра Невского» 29 июня 1942 года. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.
За боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны с фашистами тысячи воинов были награждены орденом А. Невского. В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон “О днях воинской славы России”: “Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков. Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений
Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить наш классный час мне хотелось бы словами:
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Литература
- “Военные знания”, №9, 1989, М., “ДОСААФ”, 1989
- “Российская газета”, №52, 15 март, 1995
- Ворожейкина Н.И. “Атлас отечественной истории. 5 класс”, М., 1995г.
- Голицын С.М. “Сказания о земле Русской”, М., “Знание о земле Русской”, М., “Знание”, 1994
- Головин Н.Н. Моя первая русская история. М., “Терра”, 1993
- Елманова Н.С., Е.М. Савичева “Энциклопедический словарь юного историка”, М., “Педагогика ПРЕСС”, 1994г.
- Исмаилова С.Г. Энциклопедия для детей. Том 1. М. “Аванта+”, 1996
- Потапчук И.Чтение по русской истории. Часть 1. Тула, “Пересвет”, 1995
- Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 3 класс. М., “Дрофа”, 1996
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. 10 класс. М., “Просвещение”, 2005
- Седых Н.Т. “Календарь воина”, М., “Воениздат”, 1983г.
- Солдаты победы. Т.8, Омск, 2003
- Тетушкина Л. По ступеням воспитания патриотов. // “ОБЖ”, №1, 2007
- Хитров Н. Святой благоверный великий князь А.Я.Невский. М., “Типография Сытина”, 1883
- Шестаков А.В. “История СССР в художественно-исторических образах”, М., “Просвещение”, 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...